START — 8 лет: наши главные перемены в 2025 году

7 октября — важная дата для онлайн-кинотеатра START. Ведь нам исполнилось целых восемь лет! Прошедший год пролетел в вихре премьер, громких проектов* и технологических обновлений. Мы успели столько всего, что даже сами иногда удивляемся. Как же иначе, когда в копилке наших достижений — появление партнерской премиальной подписки, яркий ребрендинг, запуск первого нейросетевого сериала и безоговорочная любовь зрителей к оригинальным проектам START. 2025-й можно назвать годом больших вызовов и еще больших побед. Давайте посмотрим, как все изменилось с прошлого октября.

START — 8 лет: наши главные перемены в 2025 году

Подписка START: «Все, что стоит посмотреть»

Этот год стал для нас временем самых смелых решений и масштабных перемен. Мы не просто адаптировались к актуальным рыночным реалиям, а предложили индустрии новый путь развития.

Главный шаг — создание подписки START с отборным контентом и слоганом «Все, что стоит посмотреть», которая с начала года доступна всем зрителям главных онлайн-кинотеатров России. Теперь контент START можно посмотреть, будучи либо подписчиком онлайн-кинотеатра, либо подписчиком любой другой платформы, но за небольшую доплату.

Для многих это решение может показаться на первый взгляд нелогичным, ведь для развития широкой подписки нам пришлось отказаться от продажи собственных сериалов, которая приносила нам серьезный доход. Но наше решение обоснованно. Достаточно разобраться в реалиях рынка — высоком проникновении подписки на каждого пользователя, замедлении темпов роста рынка, ухудшении экономики индустрии вследствие значительного роста цен и на производство контента, и на маркетинг, — а также в пользовательском спросе.

Мы использовали гипотезу, что до 30% аудитории онлайн-кинотеатров готовы платить больше, если им предложат то, что их может заинтересовать, в одном месте. В итоге так нашли win-win-решение, где зрителям доступен отборный контент без перехода на другую платформу, онлайн-кинотеатры получают дополнительный инструмент для удержания и большего вовлечения своей аудитории благодаря ее лояльности, а START растит общую базу подписчиков и делает доступным свой контент многомиллионной аудитории.**

При этом START по-прежнему остается премьерной площадкой для ожидаемых релизов, а уже потом открывается в широкой подписке на всех онлайн-кинотеатрах. Так мы поддерживаем эксклюзивность для наших прямых подписчиков.

Фокус START по прежнему на локальном контенте, но штучно появляются и иностранные проекты. Ежемесячно мы пополняем подписку и закупным контентом, и нашими ориджиналс после их премьеры в онлайн-кинотеатре START. По сути это уникальное сочетание инвестиций и опыта нашей команды за последние 10 лет в работе с премиальным контентом.

Но стратегия — это не только внутренние процессы. Для того чтобы заявить о своих амбициях миру, нужен новый визуальный язык. За семь лет мы выросли из стартапа в одного из лидеров рынка, наш бренд стал синонимом премиального и стильного контента, поэтому на восьмой год настала пора ребрендинга.

START — 8 лет: наши главные перемены в 2025 году

Символично, что в год наших самых масштабных стратегических изменений мы представили и новое лицо START — обновленный логотип и фирменный стиль. Это первый шаг в большом преобразовании, которое затрагивает не только внешний вид, но и пользовательский опыт.

Юмор собственного производства

Среди всех наших оригинальных проектов, а их за восемь лет набралось больше 170, особое место занимают комедии. В этом году мы вывели их в отдельную линейку «START Комедии» — и, кажется, это сработало.

Восемь наших оригинальных проектов стали главными комедиями года, получили высшие зрительские оценки и признание индустрии. В комедийной линейке START есть место и ностальгическому «Олдскулу» с Марией Ароновой, который показал самый заметный старт среди новых российских сериалов за последние полгода, согласно данным Индекса Кинопоиск Pro, и провокационному «Хутору», покорившему как онлайн-платформы, так и эфир ТНТ. Мы собрали удивительные актерские ансамбли, где мэтры жанра встретились с яркими новыми именами. И главное — создали проекты с потенциалом роста, о чем красноречиво говорит успех четырех сезонов «Папины дочки. Новые» и расширяющего границы полюбившейся кинофраншизы «Последний богатырь. Наследие».

Теперь START прочно ассоциируется не только с глянцевыми драмами, но и с лучшими комедиями на рынке.

Громкие премьеры сезона

Премьер в других жанрах за этот год тоже вышло много, и все они были тепло приняты аудиторией.Вместе с героями научно-фантастической сказки для всей семьи «Молот ведьм» мы боролись со злом, а с персонажами экстремального боевика «Высокий сезон» исследовали Вьетнам не выходя из дома. «Хирург» приоткрыл для нас мир жестокого и циничного черного рынка органов, «Опасная близость» показала, к каким последствиям может привести измена, а «Чужие деньги» заставили еще серьезнее относиться к вопросам финансовой безопасности. С героями «Многогранников» мы вспомнили, каково быть подростком, «Подслушано в Рыбинске» вновь открыл талант Тимофея Трибунцева, а обаятельная комедия положений «Три плюс три» подарила веру в любовь.

Полнометражные новинки тоже не остались без внимания и сумели покорить сердца зрителей. Среди них — трогательная мелодрама с Юлией Пересильд и Владимиром Вдовиченковым «Мужу привет», байопик о легендарной группе «Руки Вверх!», семейная комедия об одном лете в деревне «Поле чудес», история любви с северным колоритом «Уралочка», фильм о трудностях на пути к созданию семьи «Знакомство родителей», комедия о вмешательстве высших сил в судьбу убежденного скептика «Укради мою мечту».

На острие прогресса: от смелых интерактивов до первого нейросериала

В мире, где технологии развиваются с космической скоростью, мы не просто идем в ногу с прогрессом — мы сами задаем ему темп. Наш подход к инновациям понятен: они должны не усложнять, а обогащать зрительский опыт, открывая совершенно новые возможности для творчества и вовлечения.

Ярким примером стал «Феофан» — первый в России комедийный сериал, где все персонажи созданы искусственным интеллектом. Как отмечает продюсер сериала Михаил Ткаченко, «нейросериал “Феофан” — это пример успешного сотрудничества технологий и творческой команды, прежде всего сценаристов. Наш сериал максимально приближен к игровому, снятому на обычную камеру, но в юморе и режиссуре люди пока незаменимы». За первую неделю нейросериал «Феофан» вошел в топ-10 сериалов по уникальным зрителям. А на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон», где был презентован, «Феофан» получил специальный прИИз.

Но наши инновации вышли далеко за рамки экрана. За прошедший год мы запустили несколько интерактивных проектов, превращающих пассивный просмотр сериалов в увлекательное приключение, — например, мобильную игру «Колобкоин» по мотивам богатырской вселенной, где можно было заработать внутриигровую валюту и обменять ее на реальную подписку. Также наша команда талантливых специалистов открыла онлайн-киоск START — первый в индустрии mini-app с мерчем и реквизитом из сериала «Дети перемен», в котором пользователи могли обменять заработанные за активность коины на классные призы — от лимитированных часов до голосовых сообщений от актеров. А наш телеграм-бот @StartCinemaBot и вовсе совершил маленькую революцию, позволив смотреть контент прямо в мессенджере без скачивания дополнительных приложений.

START — 8 лет: наши главные перемены в 2025 году

Все это — яркая иллюстрация строительства технологических мостов между контентом и аудиторией, где каждая история живет в множестве форматов.

Любимые герои снова с нами

Мы знаем, как важно давать историям простор для развития. В ответ на любовь зрителей START готовит к выпуску продолжения самых популярных проектов, завоевавших миллионы сердец, среди которых:

  • «Папины дочки. Мама вернулась» — полнометражное приключение семьи Васнецовых-Васильевых в Кисловодске;
  • «Дети перемен» — продолжение криминальной драмы на сломе эпох, в котором Флора (Виктория Исакова) оставляет мирную жизнь позади и становится главарем группировки, контролирующей успешный незаконный бизнес;
  • «Лихие» — вторая глава жесткой криминальной драмы Юрия Быкова, в которой Лиховцевы расширяют географию своей деятельности;
  • «Холоп 3» — герой Милоша Биковича будет перевоспитывать целую семью в декорациях времен Петра I;
  • «Чебурашка 2», который выйдет 1 января 2026 года, и уже запущенный в производство «Чебурашка 3» — продолжения приключений всеми любимого озорного ушастика и его друзей;
  • «Вампиры средней полосы» — эпичный финал бессмертного хита о смоленских вампирах.

Год в лучах славы

Наши сильные позиции на рынке — мы стабильно входим в топ-5 онлайн-кинотеатров по выручке*** — были бы невозможны без главного: доверия и любви аудитории. И это доверие находит подтверждение не только в цифрах подписок, но и в самых престижных профессиональных наградах.

Зрительский выбор: наши проекты стали народными хитами

Мы гордимся, что именно зрители поставили наши проекты на вершину рейтингов****:

  • «Папины дочки. Новые» и «Последний богатырь. Наследие» — самые узнаваемые оригинальные сериалы года;
  • «Холоп 2» — самый узнаваемый фильм;
  • «Инспектор Гаврилов» получил самую высокую зрительскую оценку, став лучшим оригинальным проектом года.

Фестивали и премии: профессиональное признание

Нас высоко оценили и ведущие индустриальные эксперты. Только за последний год проекты START собрали внушительную коллекцию наград:

  • ТЭФИ: «Последний богатырь. Наследие» признан лучшим комедийным сериалом.
  • Премия АПКиТ: «Инспектор Гаврилов» стал лауреатом в номинации «Лучший комедийный сериал», а «Последний богатырь. Наследие» забрал награды за лучшие визуальные эффекты и лучшую работу художника по гриму.
  • Golden Trailer Awards — 2025 (Лос-Анджелес): тизер саги «Дети перемен» победил в номинации «Лучший иностранный тизер».
  • Премия ИРИ: «Последний богатырь. Наследие» отмечен в специальной номинации «Культурный код».
  • Фестиваль «Новый сезон»: фильм «Семьянин» получил награду «Лучший фильм», а наш эксперимент — ИИ-сериал «Феофан» — удостоен специального прИИза.
  • «МедиаБренд»: «Престиж» отмечен за лучшие титры, а игра «Колобкоин» заняла второе место в номинации «Лучший креатив».

Каждая награда — это важное подтверждение того, что мы движемся в верном направлении, создаем качественный, востребованный контент, который находит отклик и у миллионов зрителей, и у взыскательного профессионального сообщества.

Богатырские рекорды

«Финист. Первый богатырь» вошел в топ самых кассовых проектов в истории российского проката благодаря сборам свыше 2,7 миллиарда рублей*****. Он также стал самым кассовым фильмом франшизы «Последний богатырь», обогнав предыдущие части, и получил высокую посещаемость за счет семейного подхода и связи с известной франшизой.

Изначально фильм был большим экспериментом. Это не только новая часть уже полюбившейся киновселенной, но и совершенно самостоятельная история. Поэтому ее сборы стали не просто достижением целевых показателей, а настоящим прорывом, превзошедшим самые оптимистичные внутренние прогнозы. Это убедительное доказательство того, что зритель принял и полюбил новую богатырскую сагу. Успех проекта красноречиво подтверждает и его место в топ-10 самых кассовых фильмов за всю историю российского проката.

«Финист» стал чудом, в котором сошлось все: смелость начать новую легенду, доверие нашей аудитории и, конечно, магия новогоднего кино. Этот результат вдохновляет на дальнейшее развитие вселенной и доказывает, что у российского зрителя есть огромный интерес к масштабным национальным сказкам с современным прочтением.

Вся палитра эмоций

Мы доказываем, что границы жанров существуют лишь для того, чтобы их расширять, и каждая история находит своего зрителя. Осенняя афиша START — лучшее тому подтверждение.

10 октября стартует главное кинематографическое событие сезона — 16-серийный кинороман Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». Этот эпический проект охватывает два десятилетия русской истории (1905‒1924 гг.) и представляет зрителям напряженное противостояние начальника особого отдела Михаила Прохорова (Юра Борисов) с революционным подпольем, где судьбы героев переплетаются с Лениным, Распутиным и другими ключевыми фигурами эпохи.

Параллельно мы представляем два глубоких документальных исследования: «Брат навсегда» — фильм-феномен, анализирующий культурный код дилогии «Брат» Алексея Балабанова, и уже отмеченный наградами на фестивалях «Пилот» и Original + DOC проект «В поисках Андрея Рублёва» — четырехсерийное погружение в жизнь и духовное наследие великого иконописца.

За семейный уют отвечает новая многосерийная комедия «Одни дома» от создателей «Папиных дочек» — история детей Акимовых, неожиданно оставшихся без родителей и учащихся справляться со взрослыми проблемами.

Пристегнитесь: мы только разгоняемся!

Подводить итоги приятно. Но смотреть в будущее еще интереснее. Мы уже набрали скорость, чтобы совершить очередной рывок. Впереди — самые амбициозные проекты и истории, которые станут новой классикой. Оставайтесь с нами!

* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.
** Из интервью совладельца группы компаний Start Юлии Миндубаевой для портала «Ведомости» «Юлия Миндубаева: "Наша цель — совместными усилиями развивать рынок"».
*** Данные по выручке от «ТМТ Консалтинг» по итогам первого полугодия 2025 года.
**** Согласно исследованию рынка Originals от Telecom Daily за 2024 год.
***** По данным портала «Бюллетень кинопрокатчика», опубликованным 2 марта 2025 года.

Екатерина Мельниченко
Рецензент интернет-издания о российском кино и театре БЕС КУЛЬТУРЫ, специально для START.
9
2
8 комментариев