Химтрейлы в небесах: FC, SC, 3rd. Обзор трех игр

Как и со многими другими, со мной случился прогрев со стороны одного игрового ютубера под ником Русофил 47. Этот Релокант 47 почти на каждом стриме вспоминал про серию JRPG под общим названием Trails of (на самом деле Legend of Heroes или Kiseki).

И так он заливался соловьем, так он расхваливал эту серию игр, что и воспоминания молодости с ней связаны, и мир там масштабный, и персонажи отличные, и геймплей что надо... Что в итоге я прогрелся и купил все игры этой серии в одном зеленом магазине со 100% скидкой по карте «Мир». Во-первых, потому что не был уверен что буду во все это играть, во-вторых, потому что в такое сложное для страны время тратить деньги на покупку игр в сервисах, которые неизвестно еще сколько месяцев будут работать в РФ – не очень патриотично и не очень умно. А зеленый магазин – это всегда умно, и всегда патриотично.

В чем суть первых 3 игр серии Trails of?

В итоге я прошел первые 3 игры этой серии: FC (First chapter), SC (Second chapter), 3rd (нае*али-гоя-третий-раз-на-реюзе-ассетов chapter). В сумме это заняло 60 + 129 + 94 = 283 часа.

И в моей голове сформировалась следующая формула, которая идеально описывает все 3 игры:

Call of Duty от мира партийный RPG с анимешными лолями.

Ну я

Да-да, не удивляйтесь! Именно так.

Но давайте разберем по частям означенный выше тезис.

Почему Call of Duty?

Все в курсе про линейность шутеров как жанра, но линейность и рельсовость частей Колды стала буквально притчей во языцах. Мемы про капитана Прайса, который постоянно открывает двери, и заскриптованный цирк с конями дошли даже до меня, а я ведь ни одну из этих игр ни разу не запускал.

Серия Trails of (минимум первые 3 игры в ней) в этом плане невероятно похожи на серию игр Call of Duty. Хотя, казалось бы, одно это японские JRPG, а другое это аркадные шутеры с упором на мультиплеер from the United States оф таки America.

Если сравнивать игры японцев (первая игра вышла в 2004 году, вторая – 2006, третья – 2007) с такими столпами американского и европейского геймдева как Fallout 1 (1997 год выпуска), Fallout 2 (1998), Morrowind (2002), Planescape: Torment (1999), Neverwinter Nights (2002), Mass Effect (2007), Star Wars: Knights of the Old Republic 1 и 2 части (2003, 2004), Vampire: The Masquerade – Bloodlines (2004), то можно увидеть следующие отличия в геймплее:

1. Крайне ограниченная прокачка персонажей. Характеристики прокачивать напрямую нельзя – персонажи апают свои статы с уровнем самостоятельно по заранее заданным формулам и с заранее заданными стартовыми значениями. Перков – нет. Линий прокачки навыков (общих и индивидуальных) – нет. Предыстории персонажа, которая даст небольшие развилки в диалогах и небольшие бонусы к характеристикам на старте – нет. Выбирать какие навыки (уникальные для каждого персонажа) появятся у перса при лвл апе – нельзя. Что разработчики зашили, то и будет.

Единственный способ как-то влиять на эффективность персонажа в бою – менять ему эквип (оружие, доспех, ботинки, 2 слота под украшения) и вставлять новые кварцы (магические камни, которые дают пассивный плюс и иногда минус к характеристикам, открывают доступ к новым заклинаниям).

2. Многих видов взаимодействий с NPC, которые привычны игроку по перечисленным выше европейским и американским играм попросту нет. Воровства – нет. Убеждения в диалогах – нет. Убеждения торговцев (чтобы дали скидку или показали особые товары) – нет. Соблазнения, запугивания, давления авторитетом на NPC – нет.

3. Крафта заклинаний – нет. Крафта доспехов – нет. Крафта оружия – нет. Крафта украшений – нет.

4. Выбора фракции или подфракции – нет. Как приписали тебя в начале игры к Гильдии брейсеров, так и будешь в ней портянки стаптывать до конца 2 части (в 3 части – за Септийскую церковь).

Та самая местная «Нормандия»
Та самая местная «Нормандия»

5. Возможности обустроить свою стационарную или передвижную базу – тоже нет. Появится в какой-то момент летающий корабль «Арсель» (и Песик Макимы 47 гордо заявлял, что это как «Нормандия» во вселенной этих игр), но персонажи игрока на нем лишь гости. Они не могут управлять «Арселем», они не могут его переделать по своему вкусу, улучшить и прочее.

6. В 1-2 части нельзя вернуться в предыдущий регион страны после перехода в новый. Буквально волшебные двери из одного шутера!

Это я перечислил чего в этих играх нет совсем, или что плохо развито.

Но! С другой стороны, можно отметить и плюсы геймплея:

1. Боевка сложная своими противниками (на харде), а не сама по себе. Она не душит (trust me, bro, просто пикай хард и все будет хорошо). Она не заставляет тебя спать у костра или покидать подземелье чтобы у магов перезарядились заклинания. В ней нет критических промахов из-за чего перс бьет сам по себе или у него в руках взрывается ствол (или он клинит). Бои скоротечны и не срут тебе в лог бесчисленными сообщениями о том что кто-то попал, увернулся, пернул, обмяк и прочее (потому что такого лога в игре вообще нет, гы).

2. Прокачка простая, зато ее невозможно запороть. Можно конечно залиться водкой «КД» и по кд продавать все найденные доспехи и пухи NPC-торговцам, из-за чего персонажи будут ходить с голой куклой персонажа... Но это маловероятный вариант. Почти 50% прокачки если не больше стоит на кварцах, и сепит для них почти в любой момент игры можно нафармить, сделать новые кварцы и вставить их персонажам.

3. Любовные романы нельзя выбрать (кто с кем будет сосаться по углам), но за счет этого те что есть относительно хорошо прописаны разработчиками. В ассортименте у нас: обычная любовь сводного брата и сводной сестры (классика из Японии специально для Алабамы), платоническая любовь между мечником-либертарианцем и лолей-инженером, абьюзивно-алкогольные отношения между принцем и цыркачкой, несколько примеров неразделенной любви... Все в рамках 12+. Поцелуи – максимум.

4. Многих взаимодействий с NPC попросту нет – зато ты знаешь, что все чего от них можно ждать это: выдача задания, награда за выполненное задание, ни к чему не обязывающие фоновые диалоги/монологи, сопровождение NPC из пункта A в пункт B, торговля с NPC. Все.

5. Многих взаимодействий с миром попросту нет – зато ты четко уверен, что до конца игры ты будешь бравым брейсером (рыцарем церкви в 3 части), твое дело правое, враг будет разбит! Никаких тебе отклонений в сторону в виде пути отступника или ситха. «Мой небосвод кристально ясен и полон радостных картин, не потому что мир прекрасен, а потому что я – фанат JRPG».

Почему от мира партийный RPG?

Потому что по сути это оно и есть. В одиночку гулять по миру игры (за исключением некоторых не очень долгих эпизодов) вам никто не даст. Всегда в отряде находится 2-3-4 персонажа, но не больше.

Взаимодействие внутри отряда есть, но развитое на среднем уровне. Хилы лечат, маги и ближники дамажат, дальники как правило работают по площадям атакой с руки или тоже как маги. Танки вроде бы тоже есть, но сама идея агро фокуса на себя работает плохо в игре. Защиту на пачку тоже может наложить любой маг, а не танк.

Создатели игры с нежностью относятся к идее летающих авианосцев
Создатели игры с нежностью относятся к идее летающих авианосцев

Единственное, что необычное в этих играх – постоянное изменение состава пати, что особенно выражено в первой игре. Люди приходят и уходят, всегда с игроком остаются только 2 основных героя. Все остальные же сопровождают отряд до какого-то момента, а потом говорят «Ну, все, ребята – давайте. У меня свои дела есть. Увидимся!». Довольно необычно после игр от Bioware, где если уж ты нашел напарника, то он с тобой будет до конца игры в большинстве случаев.

Почему с анимешными лолями?

Потому что они здесь тупо есть. Хотя я не сказал бы, что на них делается упор. Большинство персонажей старше 16 лет, среди игровых есть 2 за 30 лет.

Типичная аниме-лоля
Типичная аниме-лоля

Первая лоля – тупо выжившая после местного острова Эпштейна (который не убивал себя). Подвергалась насилию, смогла как-то восстановить психику после расщепления личности, что довольно необычно. Короче обычная стереотипная лоля из аниме 13 лет в платье аля европейский покрой 18 века с косой и ручным роботом.

Полезай в робота, Синдзи!
Полезай в робота, Синдзи!

Со второй лолей уже сложнее... Во-первых, она как персонаж в себе сочетает какие-то крайние американские ценности со стремлением с одной стороны к технологическому новаторству, а с другой стороны на владение гражданским оружием. Может и до FC в манге и аниме были такие персонажи, но у этой лоли есть: ручной миномет, ручной шестиствольный пулемет, а в третьей части опционально появляется личный экзоскелет с топором, пулеметами и ракетами. И при этом она любит ковыряться в сложных механизмах.

Господи, храни Вторую поправку!

Да... И тут еще 1 момент есть. Из-за чего игру в РФ могут однажды запретить, а всех игравших в нее посадить в сибирские трудовые лагеря на 10 лет с полной конфискацией.

Вторая лоля по сюжету находит себе парня... Только вот парню 25 лет, а ей самой на момент 1 и 2 части – всего 12 лет. Можно конечно сказать, что мы не знаем какой возраст согласия в Либерии, и вообще времена бывали разные в истории человечества, и любовь у них чисто платоническая (даже без поцелуев).

Но все же.

Особенно мило выглядит вот этот момент из 3 части.

Пробежимся по остальным характеристикам этих игр

Графика

RTX нет, DLSS нет, игра не умеет дорисовывать на лету 5 нейро-кадров из 1 реального... Как в такое вообще можно играть в 2025 году?

На самом деле графоуний напоминает Fallout 1-2, только если бы дизайнерами моделек и окружения были японцы, а не американцы, и игры бы были про яркий и живой мир, а не про постапок пустоши.

В игре некоторые текстуры более мутные чем другие (следствие допиливания напильником в 2010 году?). Судя по всему, окружение трехмерное, как и модели некоторых монстров, но большинство фигурок монстров на карте и в боях, как и большинство фигурок персонажей – это анимированные 2d-спрайты.

Глаз не режет, играть можно, особенно если вы привыкли к RPG и RTS старой школы.

Музыка

Я хрен знает кто там и какие награды выдавал за саундтрек этой игры, но он в лучшем случае средний. Я конечно понимаю, что японцы были сильно ограничены технологиями своего времени (и деньгами), но OST первого Deus Ex звучит куда лучше, чип тюн Dune 2 – тоже. С треками из Mass Effect или Vampire: The Masquerade – Bloodlines сравнивать просто бессмысленно. Это небо и земля.

Треки в лучшем случае ненавязчиво поддерживают атмосферу того, что создает графика, сюжет и диалоги. В лучшем случае. В худшем случае – лучше бы их не было (когда в конце 2 части во время каждого боя с рядовыми мобами включается такой пафосный трек, словно от забоя этих крабиков решается судьба мира).

Интерфейс

Я хрен знает каким он был на момент выпуска. Я играл уже в GoG-версии игр, которые являются переизданными версиями от Xseed Games. Может быть американцы слегка подправили интерфейс.

Свою функцию интерфейс выполняет и ладно.

Сюжет

Нет ли здесь оскорбления чувств верующих?
Нет ли здесь оскорбления чувств верующих?

Многие хвалят серию Trails of именно за него. Мол «Да, игры непривычные для среднего российского игрока, но атмосфера и сюжет тащат».

Сюжет... Окей, он действительно здесь есть. Если посмотреть на все части серии (13 уже выпущенных игр и 1 ремейк), то сюжет обещает быть масштабным и связанным в нечто единое, за счет общего места действия (континент Земурия), общего времени действия (события в играх разворачиваются на протяжении 1 десятилетия), и общих персонажей для различных игр (грубо говоря, любимцы публики бегают из одной части в другую).

Сюжет в 1 части порадовал относительной приземленностью. Поднимаются темы коррупции, угрозы вторжения соседнего более мощного и крупного государства, патриотизма, баланса между свободой + горизонтальные связи (Гильдия брейсеров) и бюрократией + вертикальные связи (армия Либерии), подавленных ПТСР-воспоминаний, темы из «Форсажа» про семью и прочее-прочее.

Во 2 части все уже как-то проще и механистичнее – «Пошло аниме по трубам». Начиная с демонстрации игроку 4 боссов-ебак, которые в первую встречу с персонажами даже не сражаются, а просто презрительно поплевывают в сторону персонажей (от чего вся пачка моментально целует пол с охами-ахами изумления в стиле «Вот это сила! Как нам победить такого монстра?!»), после чего растворяются в тумане, и заканчивая нудной зачисткой 4 одинаковых с точки зрения дизайна подземелий. И пробежкой 2 раза по всем регионам страны, которые вы и так уже пробежали в 1 части.

В 3 части сюжет вообще скатывается в долгое распутывание и доигрывание концовок 2 части и драму одного любителя показать свои эгалитарные настроения в разрезе полового вопроса (давайте назовем это так). Кто играл в Postal 2, тот поймет о чем я – ГГ там тоже выступал за равенство.

Metal Gear moment
Metal Gear moment

Но вот что касается диалогов... Это хуже чем Нанкинская резня и станции утешения в одном флаконе. Это реально какая-то пытка. Диалоги типично анимешные. Они наполнены эмоциями, в них мало информации, они тянутся и тянутся... И управлять ими вы никак не можете. В 1 и 2 части вам дадут 15-20 раз за игру выбрать 1 из 3-4 вариантов ответа, что повлияет на ваши bracer points, но и только.

Даже чтобы попрощаться с NPC герои могут сказать еще 3-4 фразы!!!

Один плюс у монологов – NPC довольно часто меняют фразы, отражая недавние события в мире. Иногда читать их довольно смешно.

И еще один плюс текстовой части игры – множество условий, за счет которых боссы, персонажи и NPC могут выдавать разные фразы, в зависимости от предыдущих действий игрока или состава пати. Чем-то напоминает игры Bioware, но у японцев в этом деле детализация выполнена субъективно на более высоком уровне.

Гуманизм на уровне 12+

А он в игре и правда есть. Я даже не уверен, что это 12+, а не 6+ или хз еще какой рейтинг.

В игре нет крови. Вообще. Персонажи могут страдать, плакать, находиться на грани жизни и смерти от ранений, долго выздоравливать – но крови нет. Если убиваешь монстра – он просто взрывается облачком септия (ресурс для крафта магических камней, которые именуют кварцем). Если побеждаешь человека – он просто падает на 1 колено и начинает что-то напряженно разглядывать на полу до конца боя. Все. Убийств людей нет.

Тот самый танк-ебака в неестественной среде обитания
Тот самый танк-ебака в неестественной среде обитания

Даже когда во 2 части местный аналог танка-ебаки («Мощь 11 стволов!») стреляет по отряду королевских гвардейцев из пулеметов, то они все просто падают на колено в стиле «Ой, поясницу прихватило!» или что-то схожее.

Убийство (прям убийство-убийство в кадре) во всех 3 играх есть всего 1. Ни за что до прохождения не угадаете кто его совершит (ситуация довольно ироничная), но даже в этой сцене не будет крови. Есть ощущение что в 3 части дописали кусочек лора чтобы объяснить почему от этого люди умирают без крови.

Зато во 2 игре есть казино, братско-сестринская любовь, платоническая любовь с лолями, но вот кровь – ни-ни! Нельзя! И в детей нельзя выстрелить из ракетницы как в Deus Ex или сделать так чтобы они украли взрывчатку с взведенным таймером как в Fallout.

Тема алкоголя неплохо раскрыта, правда больше в комедийном ключе. Насчет курения в одном квесте ездят по ушам в лучших традициях методичек ВОЗ, но в целом есть как положительные, так и отрицательные курящие персонажи. Наркотики, кажется, не затронуты вовсе.

Один из самых страшных боссов 3 части
Один из самых страшных боссов 3 части

Мир игры

Про это лучше в другом месте прочтите, но если кратко, то в мире есть 3 крупных страны и может 10+ мелких стран, которые в первых 3 играх упоминаются вскользь.

Карта мира, позаимствованная из другой <a href="https://dtf.ru/kirisame/1240619-putevoditel-v-mir-trails-kiseki" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">статьи</a> на DTF
Карта мира, позаимствованная из другой статьи на DTF

Либерахия (Liberl) – место действия первых 3 игр. Монархия с очень широкими гражданскими и местами политическими правами. Свобода ношения и применения оружия (вспоминаем лолю с арсеналом технодесантника из Вахи), голосование за мэров, свобода на ведение бизнеса и торговли, частные транспортные службы, частные разведывательные агентства, честные фермы, шахты и фабрики... Все это напоминает США, особенно уважение к инновациями и авиации. Качество еды скорее служит отсылкой к Франции. Но в принципе, если учесть общий архитектурный стиль, стиль одежды, небольшой размер территории, технический прогресс (орбал-технологии), который буквально на 5-10 лет, но обогнал таковой в соседних более крупных государствах, то все это скорее напоминает Великобританию, которая тоже вырвалась вперед в момент внедрения паровых двигателей и первой промышленной революции. Единственное что Либерл не находится на острове.

Теребония (Erebonia) – страна, толсто намекающая на континентальную Европу с ее любовью к железным дорогам, танкам и мощной армии. Особенно одну страну с ее плохой едой и постоянным желанием расширить свой lebensraum, которое вызывается несварением после этой плохой еды, над чем хихикал еще Ницше. Разумеется, речь идет о Германии, но угадываются и черты других европейских стран, кажется преимущественно с севера и востока Европы. Вроде бы является конституционной монархией, и по логике должна быть более свободной и спокойной чем обычная монархия в лице Либерии, но по ходу игры каждый первый вельможа из Эребонии демонстрирует нехилую тряску при упоминании дворцовых интриг у себя на родине.

Гуквард (Calvard) – стереотипная азиатская страна с экзотичной едой, боевыми искусствами и утонченными женщинами. Но при этом у них почему-то парламентская республика, а значит – разброд и шатание. По методу исключения (в Либерле дирижабли и самолеты, в Эребонии – поезда) этой стране достались автобусы как основной общественный транспорт. Все персонажи из этой страны только вздыхают при упоминании политики своей страны, потому что любая проблема вызывает споры и склоки в местном парламенте на долгие месяцы вперед.

В мире игры существуют города разного размера, деревни, фермы, шахты, подземелья и т.д. Единственное что выглядит неубедительно – по дорогам между городами перемещается только пачка персонажей под управлением игрока. Все прочие NPC по дорогам перемещаются только по квестам, но имитация живого мира является проблемой и для современных игр, что уж говорить про те времена.

Летающие гостиницы в игре тоже есть
Летающие гостиницы в игре тоже есть

Эклектика мира игры

«Эклектика — соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д.».

В мире игры есть:

1. Оружие ближнего боя (мечи, копья, топоры, алебарды, рапиры, кинжалы, кастеты).

2. Оружие дальнего боя: средневековое (арбалеты), огнестрельное (винтовки), орбал-оружие (винтовки, пистолеты, пулеметы).

3. Магия различных стихий (7 штук), и уникальные магические приемы разных персонажей.

4. Древние технологии, которые больше похожи на киберпанк, который сильно заигрывает с квантовой физикой.

5. Ходящие на 2 ногах роботы и летающие роботы.

6. Танки, похожие на современные и не очень.

7. Дирижабли и самолеты в одном временном промежутке.

8. Плоские жк-экраны и телефоны, которые больше похожи на телеграф. У одного персонажа есть аналог спутникового телефона.

9. Боевые искусства, способные даровать человеку силу для разрушения гранитных колон.

10. Обрал-двигатели и двигатели внутреннего сгорания.

11. Орбал-компьютеры.

И все это засунули в одну вселенную.

И дракон как минимум один – тоже есть
И дракон как минимум один – тоже есть

Есть ли в дальнейших играх подземные танки, космические корабли и битвы на покемонах? Вполне возможно!

Неожиданная схожесть с трилогией Shadowrun

Пока играл в эти 3 игры постоянно ловил себя на мысли, что се это местами очень похоже на серию игр Shadowrun, из которых самой удачной была Dragonfall.

Из общего:

1. Упрощенная боевая система (на фоне игр Obsidian и Owlcat).

2. Упрощенная система прокачки персонажей.

3. Вырезанное воровство, крафт, стелс.

4. Хорошая атмосфера.

5. Проработанные напарники (во 2 и 3 части Shadowrun).

При этом Shadowrun все же обладает более детальной прокачкой, нормальной диалоговой системой, большим количеством выборов по ходу сюжета (можно даже встать на сторону главного злодея в конце 2 игры и получить очень мрачную концовку).

Если кому-то казалось, что главные герои выглядят как мутанты-палочники без мышц только в ремастере – вот вам скрин из оригинальной 2 части
Если кому-то казалось, что главные герои выглядят как мутанты-палочники без мышц только в ремастере – вот вам скрин из оригинальной 2 части

Но общее ощущение от игр сохраняется. Они не особо грузят голову геймплеем и не слабо так упирают на атмосферу.

Резюме. Играть или не играть?

В серию Trails of не стоит играть если вы ищите:

1. Любовных романов. Здесь все очень ванильно и жестко прописано разработчиками.

2. Отыгрыша за вора или мастера дипломатии.

3. Сложной и комплексной боевой системы.

4. Сложной системы крафта оружия, доспехов или заклинаний.

5. Разветвленного сюжета со множеством способов пройти игру, со множеством фракций и т.д.

В серию Trails of стоит играть если вы ищите:

1. Линейную историю как в аниме.

2. Упрощенную боевую систему, которая не создает сложности сама по себе, а бросает вызов игроку за счет отдельных боссов.

3. Простых и линейных взаимодействий с NPC.

4. Атмосферного мира, который чаще светлый и яркий, а не мрачный и гнетущий.

5. Большую историю, которая тянется через десятилетия разработки серии из 13 игр.

В конце остается добавить, что или конкретно эти игры были такие, или все JRPG так выглядят, но по играм видно, что прежде всего разработчики росли на таких медиа как аниме и фильмы. Поэтому в игре много диалогов, в которых игрок ни на что не влияет, и различных заставок на движке игры (есть заставки, нарисованные в аниме стиле, но их не очень много). А европейские и американские разработчики росли или на настольных ролевых играх (DnD и прочие) или на старых видеоиграх.

Отсюда вся разница в геймплее. Японские разработчики хотят рассказать игроку довольно линейную историю и рассказывают ее. Европейские и американские разработчики хотят дать игроку мир, в котором игрок относительно свободен в своих действиях.

Химтрейлы в небесах: FC, SC, 3rd. Обзор трех игр

P.s. Совет всем кто будет играть на харде как и я. Иногда нужен перекач (докач?), а это фарм. Но краеугольный камень боевки в этих 3 играх это 2 персонажа в тиме с кварцем на быстрые ходы (он у всех должен быть) + кварц на быстрые заклинания и заклинание «Каменная стена» (неуязвимость по области). Приплюсуйте к этому персонажа с масс отхиллом, очищением и возрождением и все. Вы можете пройти любого босса, особенно если обмажетесь Clock Up EX.

P.p.s Играйте с открытым в браузере прохождением. В игре довольно непростые ачивки, скрытые квесты, некоторые ответы ради BP крайне неочевидные, а детективный квест во 2 части это что-то на уровне русских квестов про Петьку и Василь Иваныча из 90-х.

Убийца – дверь.

4
3
1
8 комментариев