"Пусть трупы позагорают" / Laissez Bronzer les Cadavres (2017, реж. Элен Катте и Бруно Форцани)
На раскаленном берегу Средиземного моря найдется место не только для пляжа с отдыхающими, но и для небольшого... кладбища,. Здесь, под палящим солнцем, которое даже Дьяволу показалось бы слишком жарким, развернется противостояние между горсткой алчных людей, обреченных на одинаковую участь: превратиться в бездыханные тела, неспособные ни остыть, ни намазаться кремом от загара...
"Раньше я был фанатом слэшеров, но потом открыл для себя джалло - и я понял, что эксплуатационное кино может быть настоящим искусством!" - рассказал уроженец Ментона Бруно Форцани в одном из интервью. На пару с парижанкой Элен Катте, которая приходится ему партнершей не только в режиссуре, но и в семейной жизни, он известен за чрезвычайно стильные киноработы, напоминающие длинные около-артхаусные клипы - и "Пусть трупы позагорают" можно назвать эталонным примером такого подхода. Сюжет, взятый из одноименного произведения Жан-Патрика Маншетта и Жан-Пьера Бастида, вполне типичен для фильма про неудачное ограбление: выкрав из бронированного фургона почти четверть тонны золота и, в процессе, убив нескольких полицейских, бандиты решают залечь на дно в Богом забытой глуши, куда не рискуют соваться даже самые бравые законники. План переждать, пока все уляжется, конечно же проваливается, в дело вовлекаются совершенно непричастные люди, после чего начинается что-то вроде "Перестрелки" Бена Уитли, только в гламурной обертке. Из актерского состава можно выделить фактурную румынку Элину Ловенсон, которая в том же 2017-м, когда и состоялась премьера фильма Катте и Форцани, появилась еще в одной франкоязычной картине, так и пышущей претенциозностью: "Диких мальчишках" Бертрана Мандико. Тут надо сказать, что нити повествования в обеих лентах настолько неважны, что их можно полностью проигнорировать - ведь на первый план выдвинута подлинно французская эстетичность!
Творческий дуэт Катте и Форцани всегда тяготел к приставке "нео-" в своих работах, будь то нео-джалло "Горечь" и "Странный цвет слез твоего тела", навеянный Бондианой и приключениями Дьяволика шпионский триллер "Отражение в мертвом алмазе", представляющий из себя эдакий нео-fumetti neri ("взрослый" итальянский комикс, только перенесенный на экран), или вот "Пусть трупы позагорают" - нео-вестерн, своей безумной стилистикой сбивающий неподготовленного зрителя с толку. Странное сочетание китча и высокого искусства проявляется буквально во всем: от вычурного официального постера, на котором изображен "золотой дождь" (да, именно в том значении, о котором вы подумали), до операторской работы, подкрепленной игрой со светом и цветокоррекцией, благодаря чему даже странные и жуткие моменты показаны с таким изыском, будто перед нами картина Пикассо. Невооруженным взглядом видно, что Катте и Форцани вдохновлялись Долларовой трилогией и фильмами Дарио Ардженто: здесь вам и сверхкрупные планы глаз, и особое внимание к оружию, кожаным перчаткам, золоту и крови.. А как чарующе фильм звучит! Можно полноправно считать "Пусть трупы позагорают" аудио-порно (тут, к слову, играет звезда XXX-индустрии Мэрилин Джесс, более известная как "Платинетта"): шуршание кожаной униформы полицейских, рокот их мотоциклов, скрип старых половиц, лязг металла, шипение пламени, шум ливня, выстрелы, крики, вздохи - кажется, можно услышать даже лучи солнца, нагревающие землю, и вопли грешных душ, исторгнутых из тел трелью пистолетов-пулеметов. Симфония смерти, которая складывается из десятков и сотен звуков - то, что невозможно будет забыть, как нельзя выбросить из памяти самый яркий концерт.
"Пусть трупы позагорают" - совершенно не то кино, которое можно посоветовать на вечер, поскольку не все способны высидеть полтора часа за просмотром калейдоскопа кричащих образов, не несущих в себе никакой смысловой нагрузки, кроме желания впечатлить и удивить. Однако, если хотите получить от европейского кинематографа целый ворох новых впечатлений - супружеской чете режиссеров есть что вам предложить!