Травля с помощью эмодзи, или любителям тру-крайма понравится
Раннее утро. В дом Миллеров врывается наряд полиции. Тринадцатилетнего Джейми Миллера обвиняют в убийстве своей одноклассницы Кейти. Все происходит стремительно. Родители теряют дар речи от такой новости, пытаются защитить своего ребенка, но полиция непреклонна - мальчика ведут под руки как опасного монстра.
Поначалу зритель и сам не верит в произошедшее: как этот хрупкий и миловидный мальчик смог убить кого-то? Он выглядит совершенно растерянным и упорно отрицает вину. Отец кружится возле сына, пытается доказать полицейским, что это какая-то глупая ошибка. Мать и сестра не сдерживают слез. У Джейми есть право на адвоката и представителя, ведь мальчик еще несовершеннолетний. В качестве своего представителя он выбирает отца. Вместе они отправляются на допрос. Все сомнения стираются, когда отцу показывают запись с камер видеонаблюдения, где фигура Джейми, нависнув над беспомощной девочкой, наносит удар за ударом. Неоспоримо - виновен.
Четыре серии - четыре ракурса
Мини-сериал "Переходный возраст" рассказывает нам историю с четырех разных ракурсов. Первая серия задает главный вопрос: "Зачем Джейми это сделал?", а в последующих эпизодах сериал планомерно на него отвечает. Вторая серия обрисовывает нам среду, в которой находился юный убийца. Мы видим школу, воплощающую собой истинный хаос. Здесь нет нормальной охраны, преподаватели опаздывают на собственные уроки, а атмосфера пропитана жестокостью. Дети огрызаются с работниками школы, слоняются по коридорам, задирают своих сверстников. Детектив Люк Баскомба со своей напарницей опрашивает школьников в надежде найти зацепку на мотив убийцы и понять, куда же подевалось орудие убийства - нож. Перед Люком открывается царство дикости и бесконтрольности. Он с ужасом вопрошает: "Чему в этой школе вообще могут научить?". Поиски блюстителя закона не увенчались бы успехом, если бы его сын Адам, который также учится в одной школе с Джейми, не наводит отца на мотив преступления. Травля. Убитая Кейти далеко не святоша: она распространяла слухи о Джейми и травила его в социальных сетях, используя определенный набор эмодзи, который легко считывался подростками и одобрялся.
Третья серия раскрывает нам самого Джейми. В разговоре с клиническим психологом мальчик не сдерживает себя. Он остро реагирует на определенные болевые точки, затрагиваемые специалистом. Поначалу он улыбчив и доброжелателен, но по мере разговора вопросы психолога кажутся все более и более абстрактными и неуместными. Она заходит издалека, изучает семью Джейми и его отношение к ней, восприятие мальчиком себя. Все эти попытки в самокопание очень раздражают Джейми. Он кидается вещами, кричит и угрожает, матерится. Беседа с психологом раскрывает теневую личности Миллера. У него нарушена критика и искажено восприятие сексуальности. Он считает, что для тринадцатилетнего мальчика совершенно нормально трогать девушку за грудь, ягодицы, касаться влагалища. Он не осуждает распространение интимных фотографий (снимки Кейти такого характера были слиты всей школе). Девушек мальчик в целом воспринимает как предмет для удовлетворения потребностей. Все это развивалось на фоне буллинга в школе. Джейми считает себя уродом, но активно ищет отрицание этого (удивляется, что психолог не пытается убедить его в обратном), сверстники его унижали и толкали. Кейти лишь разжигала это пламя, называя одноклассника инцелом.
Завершающая, четвертая серия, обрисовывает нам атмосферу в семье, то, как Миллеры пытаются справиться с обрушившимся на них несчастьем. Родители задают себе вопрос: "Что бы могли сделать? Могли ли мы сделать больше?". Боль и чувство вины отравляет их. Именно этот эпизод очень показателен для понимания того, что стало причиной девиантного поведения Джейми.
Дисфункциональная семья
На первый взгляд может показаться, что семья Миллеров образцово показательная: у отца свой бизнес, двухэтажный дом, двое детей. Однако этот образ начинает давать трещину еще в первом эпизоде. Когда отец видит запись с камер видеонаблюдения, он шокирован. Зрителя погружают в немую сцену, где отец и сын сидят рядом, но не смотрят друг на друга. В момент, когда Джейми пытается наладить контакт, прикасаясь к плечу родителя, тот отворачивается, демонстративно закрывая лицо рукой. Об этой специфике воспитания мы узнаем больше в третьей серии. Джейми рассказывает психологу, что отец не бьет его, но использует иной инструмент насилия - игнорирование. Когда Джейми не смог выиграть в футбольном матче, отец отвернулся от него, сделав вид, что не замечает. Джейми никогда не оправдывал надежд родителя. Его также отдавали в секцию бокса, но и там мальчик не задержался надолго. Отец растил его в условиях стереотипной маскулинности, которая отравляла Джейми. Фигура отца формирует в мальчиках понимание о мужественности, но Джейми не мог ей соответствовать. Однако в некоторых моментах зеркалил поведение главы семейства. Это становится очевидном при сравнении третьей и четвертой серий, где мы можем проследить действия Джейми и его отца. Мальчик срывается с места, кричит и ломает вещи. Его отец, прогибаясь под гнетом обстоятельств, срывается, грубит работникам магазина, повышает голос на членов семьи, портит свой грузовик краской, нападает на подростков, которые кричат ему обидные фразы. Безусловно, истерику отца можно оправдать ситуацией, в которой он оказался, однако подобное деструктивное поведение было и раньше. Джейми рассказывает психологу, что однажды отец разгромил сарай от злости.
У отца и сына одинаковая защитная реакция на стресс - отрицание. Джейми до последнего отрицал реальность - он убийца. Его отец также отрицает случившееся, избегает разговора с женой, пытается закрыться от происходящего и создает иллюзию "нормальности".
Кто виноват?
Поступок Джейми - это результат наслоившихся друг на друга факторов. Недостаток доверия и любви в семье, агрессивная среда в школе, развивающиеся психологические проблемы мальчика. Безусловно, Джейми болен. Во многих статьях я натыкалась на тезис, что Джейми увлекся субкультурной инцелов, однако это странный вывод. Мальчик сам не раз отрицал свою причастность к движению. Он открыто говорил, что комментарии в социальных сетях от Кейти не имеют ничего общего с реальностью. Инцел - это едкое обзывательство, которое девочка использовала для того, чтобы задеть эго одноклассника. Он не был инцелом (да и как им можно быть в 13 лет?), но имел проблемы с пониманием сексуальности.
По мере повествования возникает немой вопрос: "А так ли чиста Кейти?". Бесспорно, в убийстве всегда виноват убийца и никто не имеет права распоряжаться чужими судьбами. Однако стоит упомянуть, что образ жертвы весьма неоднозначен. Эта мысль звучит из уст Адама, который говорит отцу-детективу, что Кейти не была белой и пушистой, а устраивала настоящую травлю. Это подтверждают и слова Джейми, к которому девочка была безжалостна и жестока. Нет, она не должна была отвечать на его чувства. Но ее демонстративное и деструктивное поведение стало тем кусочком пазла, который выстроился в убийство. Потерянный и сломанный Джейми, в какой-то момент вызывает жалость, немую и даже неправильную, но все-таки жалость. При этом факт психопатии Джейми неоспорим. В отличии от зрителя, который на долю секунды мог бы посочувствовать герою, убийца сочувствовать не умел. Да и как он мог сочувствовать своей жертве, если понимание о девушках было извращенное и далекое от реальности; если наличие девушки воспринимается мальчиком только как фактор нормальности его самого и принятии в обществе.
Всем к просмотру
Затягивающая форма помогает сериалу гладко интегрировать в повествование ряд социально значимых проблем, которые остаются актуальны для каждого зрителя. Смотреть этот мини-сериал, определенно, стоит. Он действительно хорош как и сценарной, так и режиссерской работой. Как было отмечено в рецензии на произведение для журнала The Times: "Вау. Просто вау".