Grand Theft Auto III - это хоррор

Grand Theft Auto III - это хоррор

Сразу скажу, да, идея этого текста пришла после просмотра видео от Any Austin, которое завирусилось даже в рунете. Но, говорить я буду немного про другое - атмосферу Grand Theft Auto III. Когда я смотрел этот видос, то, наконец, мысль щелкнула до своего завершения. Атмосфера GTA 3 радикально отличается от всех остальных 3D частей Grand Theft Auto. Я бы даже сказал, что она больше напоминает... хоррор. Почему? Это-то мы и обсудим. Давайте обсудим на берегу, нет, это не теория о том, что это всё предсмертная галлюцинация ГГ, или что он находится в Чистилище с самого начала, обречённый повторять свой путь снова и снова. Всё проще и интереснее. Это микс технических ограничений, случайностей и странных креативных решений, которые вместе создают эффект, от которого по спине может пойти холодок. Но ведь забавно поразмышлять в этом направлении, м? Ну ладно, названием я забайтил, извините.

В первую очередь, стоит затронуть именно технические причины такого вайба. Немалая заслуга принадлежит именно очень условно детализированному окружению и тому, что это первая Grand Theft Auto в 3Д. Это огромнейший скачок, новый движок, ограниченное железо PlayStation 2. Поэтому у каких-то домов нет входа, какие-то переулки без деталей, а что-то просто "обозначает" задуманные декорации. Такие, как очень условный променад на втором острове, который резко обрывается. Именно этим местам и было посвящено видео Остина, поэтому сильно много о них рассказывать я не буду, лишь скажу, что эти локации очень... "Лиминальные". И самое главное, создают ощущение того, что ты попал туда, куда не должен был. Те самые Backrooms. Мне очень понравился этот переулок, который показал Остин. Там реально есть какое-то ощущение, что из-за угла вот-вот кто-то выпрыгнет. Очень похоже на ощущения от той самой тёмной комнаты на gm_construct в GMod. И таких мест - полно. Миссии выполнены, персонажи ушли (из сюжета или в мир иной), а декорации остались. Ощущение, что здесь должна быть жизнь, но её нет. Особенно выделяется особняк Сальваторе Леоне, за счёт детализации комнаты и звуков игры на пианино. Да, возможно, разрабы просто забыли выключить этот звук вне катсцен, но факт остаётся фактом, от этого может быть немного не по себе. Как будто незримый призрак продолжает играть мелодию.

Если играть в GTA 3 как оно задумано, то есть со включенным "размытием" или как опция называется в оригинале - "Trails", то картинка становится похожей на сон. Подобный эффект, кстати, использовался в кошмарах во втором Max Payne (который издавали Rockstar, какое совпадение). Ну буквально, что-то такое я и вижу, когда я лежу в полудрёме с температурой 39. С большой вероятностью, это решение - попытка сгладить довольно рваный FPS и, возможно, дать немного "киношности". Результат вышел сомнительный, но, определённо, атмосферный. Ещё раз "Trails" появилась в Vice City и только в консольных версиях, где она были не так выражена. ПК почему-то обделили. Но мы отвлеклись. Ну посмотрите, как это выглядит. Ну прям вот ощущение нереальности, сна. Случайно? Скорее всего. Эффектно? Определённо.

Самый наглядный пример эффекта

Далее - погода и освещение. Даже когда небо чистое и вроде как светит солнце, на улице всё равно мрачно. Что уж говорить про то, когда на спящий город опускается туман. Да и в целом Либерти Сити крайне гнетущий и не сильно приятный город. Везде мусор, газеты которые разносит ветер, тёмные коробки зданий и отсутствие жизни. То есть, да, пешеходы свою работу выполняют, ходят по тротуарам и весело хрустят под колёсами твоего автомобиля, изредка члены банд "разговаривают" между собой, но на этом их репертуар заканчивается. К тому же, они повторяют одни и те же фразы из очень маленького пула, поэтому повторение сильно бросается в глаза (ну или уши). Да, это 2001 год, ничего удивительного, но это определённо добавляет к атмосфере того, что что-то не так. Но город гнетёт не только этим. GTA 3 выгоняет тебя из первого острова после побега на лодке и всеми силами даёт понять, что тебе там не рады. После пары заданий на Стантон Айленд две банды из трёх, обитающих в стартовом районе, открывают по тебе огонь. Триады и мафия обижаются на тебя по сюжету, а Диаблос... Я не уверен как, но обидеть их я тоже смог, так что меня ненавидел весь Портленд. Больше заданий на первом острове не будет, кроме пары визитов под конец игры, а 40% пешеходов хотят твоей смерти. Портленд превращается в пустую, враждебную зону. По району мафии становится сложно ездить, потому что если неудачно наткнуться на мафиозника с дробовиком, то у тебя сразу же загорается машина. То же происходит и на Стантон Айленд. Места, которые ты заучил, выполняя там задания, ставшие даже немного родными, становятся опасными. Тебя там больше не ждут, даже наоборот, очень хотят чтобы ты оттуда ушёл. Желательно, ногами вперёд. Что, тоже, довольно популярный троп в хоррорах.

Радио и прочая реклама по городу были такой пробой пера Rockstar (DMA Design на тот момент) в сатире. И, сатира, в отличие от следующих частей, здесь выкручена до полного абсурда и мрака. Буквально, на радио, в рекламе кроссовок берётся интервью у рабочего фабрики, конечно же он оказывается ребёнком, который говорит, что за день заработал один доллар, а его друг случайно сшил свои руки вместе. Ну а чего стоит передача Liberty City Survivor, рекламируемая всё на том же радио? 20 человек, выпущенных из тюрьмы дословно, должны охотиться друг за другом, пока в живых не останется только один. Прям “Бегущий Человек” какой-то. Это тот момент, когда сатира, выкрученная настолько сильно, что становится чем-то неприятным. Кстати, раз уж говорим про радио, то надо затронуть музыку. Да, было лицензировано несколько альбомов для некоторых станций, но немалая часть треков была написана специально для игры, и они, опять же, сатирически высмеивают попсу той эпохи. Словно это муляж реального мира.

Grand Theft Auto III - это хоррор

Ну, и, конечно же, персонажи. Ну, как, персонажи. Ну... В общем. Кто тут помнит GTA 2? Какие-то уродливые рожи выдают задания, да и всё. В целом, Grand Theft Auto 3, во многом, это попытка перенести GTA 2 в 3D, добавив очень условного сюжета. Ровно так же какие-то разные люди дают тебе поручения, которые надо выполнить. Если хоть немного вдуматься в то, что происходит на экране - то возникает много вопросов. Да и вообще, главный герой, по сути, просто случайно выходит к своей цели - мести. Так вот, товарищи, которые выдают задания, не являются чем-то большим. Дали всё, что есть, и исчезают из сюжета. Ну, по сути, подумайте сами. Мы убиваем главу мафии, дона Сальваторе. Там ещё остаётся немало людей с ним повязанных. Но мы их больше не встречаем. Никто не приходит мстить, включая сына дона - Джоуи Сальваторе. Это, в целом, тренд в GTA 3. Все, кто выдаёт задания, либо просто исчезает из истории, либо ты их убиваешь.

В этом ещё один элемент хоррора. Главный герой. У него нет ни имени, ни мотивации, ни желаний, ничего. Ну, серьёзно, в хорроре это был бы главный злодей. Аска, одна из главных соратниц ГГ в поисках Каталины. У неё есть брат - Кендзи. Когда Дональд Лав приказывает нам его убить, протагонист не испытывает абсолютно никаких эмоций и покорно исполняет приказ. А когда убивают саму Аску, наш герой на неё даже не смотрит. Я, если честно, до конца не уверен, почему он вообще выполняет какие-то задания. Да, чёрт, я не знаю, хотел ли он на самом деле отомстить Каталине или это просто так, заодно к остальным убийствам. Даже Марию, которую ГГ, вроде как, спас, он убивает (предположительно) пока идут титры, потому что она слишком много болтала.

Посмотрите на это лицо полное сострадания
Посмотрите на это лицо полное сострадания

А Дональд Лав, которого я упомянул, тоже товарищ совсем не простой. Он владеет четырьмя из девяти радиостанций в игре, и он, предположительно, каннибал. Также с ним связана одна из тайн 3D эпохи GTA, ответа на которую так и не было. Дональду очень небезразличен некий Азиатский Джентльмен. Мы его спасаем, привозим Дональду и... Он бесследно исчезает. Конечно же, набралась куча теорий. От того, что этот Джентльмен - мастер-фальшивомонетчик, до того, что он помог Дональду Лаву отправиться в мультивселенную. Да, это все может показаться бредом, но не зря же его озвучивает Кайл Маклаклан. Да, детектив из Твин Пикса, поэтому такие предположения имеют право на существование. Особенно, с учётом, что там, где ты с ним встречался остался только какой-то древний открытая шкатулка. Как будто, они её открыли и испарились. Да и в целом, за счёт этого, создаётся ощущение, что половиной медиа в городе управляла какая-то потусторонняя сила, представителем которой Лав и был.

Grand Theft Auto III - это хоррор

Также, в игре немало других вещей, да и просто мелочей, которые явно отдают хоррором. В этой части мы по ним быстренько пройдёмся. В ходе миссии с освобождением члена якудзы из тюрьмы сначала мы можем услышать звуки избиения. После того, как мы взрываем стену, нашему взгляду открывается картина прямиком из хоррора: кровь на стене и полу, следы рук и ботинок.

Grand Theft Auto III - это хоррор

Если зайти в туалеты в парке, то камера изменит своё поведение и станет статичной, ровно как это было в старых Resident Evil и Silent Hill.

Из-за какой-то ошибки в Шорсайд Вейл можно услышать звуки поезда, несмотря на то, что поездов на третьем острове не ходит. В одном из домов около первого убежища, можно услышать невнятные разговоры. Да, просто для создания вида жизни, но, как это выглядит и звучит, вызывает скорее дискомфорт.

И, конечно, Даркел. Вырезанный персонаж, обросший легендами. Ходило много слухов о том, что он выдавал задания, которые по своей сути были терроризмом (влететь на самолёте в стадион или взорвать школьный автобус), подтверждения этого нигде не было. Во всяком, случае, сами разработчики так заявили. Верить или нет - решать вам, конечно же. Ещё, вроде как, есть информация, что Даркел должен был выдавать те самые задания "Ярости" в духе "Убей столько-то человек за такое-то время". Такие были и GTA 2. Но, в релизной версии эти задания включают в себя только охоту на членов банд. Все эти мелочи — как занозы. Они вроде бы не важны, но вместе создают ощущение, что под поверхностью GTA 3 что-то гниёт.

Grand Theft Auto III - это хоррор

Но есть ещё одна игра, которую необходимо упомянуть в рамках данной темы. Говорю я, конечно же, про Manhunt. Той самой, где кровь, кишки, снафф-фильмы и прочее. Тоже разработанная Rockstar North, и на том же движке. Чёрт, да там всё те же звуковые эффекты из GTA 3. Да, это не прям хоррор со сверхъестественным, но по атмосфере это где-то из близлежащей зоны. Так ещё это происходит в той же вселенной. В Grand Theft Auto 3, так вообще, напрямую упоминают Карцер Сити, где Manhunt и происходит. Да и вообще, похожая атмосфера, те же звуки, да и мир. Если учесть, что по своей сути Vice City и San Andreas происходят все в той же вселенной, именно в то, что Manhunt и GTA 3 происходят в одной вселенной, верится легче всего. Но есть ещё один нюанс, который связывает эти две игры. За всем стоит некий Mr. Nasty. А кто в играх GTA любил использовать именно это слово? Правильно, Дональд Лав. Да, прямых подтверждений нет, но если учесть его кулинарные предпочтения? Вполне верю. Но даже если отставить прямую связь, то именно атмосфера, инструменты, звуки, в этой игре, которая максимально приближена к хоррору? Взяты из GTA 3.

Manhunt (2003)
Manhunt (2003)

Грязные улицы, музыка без души, пустые здания, исчезающие люди, голос на радио, которому плевать на страдания других людей. Всё это было в GTA 3. И, может, это просто комбинация багов, ограничений движка, остатки вырезанного и переработанного контента. А может… это и была её правда. Просто тебе там не рады. GTA 3 — не хоррор по жанру. Но в ней живёт тревога, которая не поддаётся логике. Здесь нет монстров или призраков. Всё вроде бы нормально. Но что-то не так. Вы же никогда не ощущали такого в реале? Не ощущали же?

15
4
1
1
1
19 комментариев