Как фильмы ужасов цинично эксплуатируют нашу лимбическую систему и почему тебе страшно

Многие люди, увлекающиеся биологией или психологией, отлично знают, что в простом представлении наш мозг состоит из 3 компонентов - рептилий мозг, лимбическая система и неокортекс.

Как фильмы ужасов цинично эксплуатируют нашу лимбическую систему и почему тебе страшно

Первый отвечает за твою примАтивную сущность: желание есть, доминировать, размножаться, и дать по щам сверлящему по утрам дрелью надоедливому соседу.

Второй дарит тебе волшебные нейромедиаторы, заставляющие тебя радоваться или грустить, волноваться или успокаиваться, возбуждаться или уходить в дзен.

Ну а последний...им ты интерпретируешь этот высокоинтеллектуальный текст, который подведет тебя чуточку ближе к фундаментальному пониманию, почему многие вещи так ценны для нашего восприятия, а ко многим мы относимся индифферентно.

Пенивайз выглядит довольно крипово
Пенивайз выглядит довольно крипово

Почему же фильмы ужасов на нас работают? Почему эта индустрия и это направление жанра кино аккумулирует такое большое количество денег? Почему ты закрываешься ручонками, когда наступает аперитивная тишина перед готовящейся выскочить на главного героя богомерзкой твари.

Вернемся в далекое прошлое, когда наши с тобой пра [9999 раз] деды бегали с нестриженой бородкой и большими елда...дубинами, гоняя мамонтов в степи.

Бедная зверюшка забита голодными бубуинами...
Бедная зверюшка забита голодными бубуинами...

Человек того времени был очень сильно подвержен угрозе со стороны. Например нападению большого, злого и когтистого зверя. Организм наших предков за долгие годы вырабатывал рефлексы и механизмы быстрой реакции и мобилизации всех ресурсов для защиты от любой деструкции со стороны, то бишь серьезного ранения или смерти.

Он учился правильно выплескивать достаточное количество адреналина, чтобы запустить все внутренние катализаторы эффективной самообороны, либо быстрого бегства, в случае, если противник превосходит по силе. Вот такая вот биологическая доктрина.

Типа ДНК ;)
Типа ДНК ;)

Все это, разумеется, записывалось в генетический код нашей популяции, тем самым вырабатывая в нашем мозге, если так можно выразиться, дефолтные анализаторы опасности, абсолютно бессознательные и рефлекторные.

В генетическом коде очень четко прописано: Темнота - могут напасть волки или шакалы, поэтому вот тебе чувство страха, будь осторожен. Непонятная полугуманоидная сущность с когтями впереди - держи немного адреналина и будь готов к схватке. Громкие звуки рядом - вот тебе обостренное восприятие и быстрое сердцебиение для лучшего энергообмена. Эволюционно это позволило нам выжить и сохранить популяцию.

Индустриальная эпоха
Индустриальная эпоха

Вернемся в нынешнее время. В 1891 году было изобретена первая кинокамера. Имеются достоверные факты, подтверждающие, что первые зрители кинопленки воспринимали движущийся на видео поезд как настоящий.

Их мозг тогда еще не научился различать настоящее от бутафории. И как оказалось, способность различать картинку от реальности - не панацея и сегодня. Наш мозг до сих пор плохо справляется с этой задачей. Вспомните тот же новомодный VR - в потенциале новую веху в контексте воспроизведения объективной реальности.

Одна из тысячи криповых тварин

Наши дефолтные мозговые анализаторы до сих пор реагируют на странные и "опасные" силуэты, фигуры, звуки и ситуации, происходящие на экране (а в реальности уж тем более).

Наша лимбическая система выбрасывает неимоверное количество нейромедиаторов, заставляющих нас бояться, трестись и пускать пену изо рта. Кстати говоря, тем же самым занимается продукция геймдева, задействуя также, помимо картинки, еще и игровой опыт.

А ты думаешь, Леону не страшно?
А ты думаешь, Леону не страшно?

В завершение скажу, что абсолютно такая же механика восприятия действует в чем-то мистическом и трансцендентном. Страшные истории, связанные с мистическими местами, вроде заброшенных психбольниц, кишащих злыми призраками эксплуатируют всю туже сущность человека.

Страх мистики всегда обусловлен заложенными в человека инстинктами, не более. И надо сказать - это хорошо, ведь в экстренных ситуациях это позволяет выжить!

Кстати, не постесняюсь, и приложу ссылку на мой маленький паблик в ВК, где я гораздо чаще пишу подобные статьи.

6262
49 комментариев

Комментарий недоступен

71
Ответить

Комментарий недоступен

44
Ответить

Бро, это моя первая статья. Но суть - да. А ты знаешь, даже это не все осознают)

4
Ответить

Невозможно читать. Автор, даже несмотря на ужасающе пятнадцатилетний стиль повествования, спеллчек придумали давненько уже.

16
Ответить

Уж что-что, а новый "Оно" вообще не страшный. Как уже говорил, у нас почти половина зала на премьере вышла.

7
Ответить

Я хоть и любитель всякого трешака с тремя звездами, и этот фильм у меня так же в фаворитах, но все же... побуду объективным - он плох, не страшен и пустоват. Недавно таки собрался и посмотрел (прослоупочил премьеру в кино), ожидал бОльшей безысходности и подростковой жестокости, например как в "Иногда они возвращаются", или как было в "Эффект бабочки". Здесь же хоть и есть эта линия, но за ней тянется недосказанность, отстутствие последствий, таксебе трансформации личности.

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить