Что не так с монтажом «Богемской рапсодии» — фильма, который получил награду за «Лучший монтаж»

Разбор картины на примере одной сцены.

Что не так с монтажом «Богемской рапсодии» — фильма, который получил награду за «Лучший монтаж»

Производство «Богемской рапсодии» осложнилось большими проблемами — в середине цикла съёмок фильм фактически лишился режиссёра, Брайана Сингера. Это не могло не сказаться на общем качестве постановки: после премьеры некоторые зрители отмечали, что в фильме много сцен, где монтаж становится рваным и беспорядочным.

Тем не менее, «Богемская рапсодия» получила «Оскар» за «Лучший монтаж», чем многих оставила в недоумении. Автор канала YouTube Thomas Flight (Томас Флайт) выпустил ролик с разбором монтажа в фильме.

В качестве примера Флайт обратил внимание на сцену, где группа в кафе встречается с Джоном Ридом (Эйдан Гиллен). За те 104 секунды, пока длится этот отрывок, камера меняет ракурс 60 раз — по 1,8 секунды на каждую склейку. Это создаёт ощущение слишком быстрого и неоправданного темпа, который данной сцене не нужен.

В целом, почти вся «Богемская рапсодия» построена на таком быстром монтаже. По мнению Флайта, это уместно в таких сценах, как концерты — но никак не в сегменте с обычной беседой в кафе.

Чтобы провести аналогию, Флайт сравнил отрывок с моментом драки Бамблби и Оптимуса Прайма из последней части «Трансформеров». За 136 секунд камера сменила ракурс 49 раз — на каждый отрезок приходилось по 2,8 секунд в среднем. И это в крупнобюджетном боевике от режиссёра, который славится перегруженными экшеном сценами.

Когда в фильмах показывают диалоги, монтажёр прибегает к сменам ракурсов, чтобы сделать акцент на эмоциональном состоянии персонажей. По их выражению лица видны перемены в их настроении, улавливаются их чувства, отношение к происходящему вокруг. Иначе говоря, смена ракурса нужна, чтобы предоставить зрителю новую информацию о герое.

В данной сцене в кафе входит экстравагантно одетый Фредди Меркьюри и подходит к столу, где сидят остальные члены группы. Гитарист Брайан Мэй подшучивает над Меркьюри, говоря, что тот «похож на злую ящерицу». Все остальные, включая самого Фредди, в ответ смеются.

Дальше Фредди подсаживается к товарищам, а Мэй договаривает свою шутку («Очень решительно»). В этот момент камера четыре раза меняет свой ракурс:

  • улыбающийся Фредди садится за стол;
  • Мэй заканчивает свою фразу;
  • Фредди продолжает садиться за стол;
  • Мэй видит реакцию Фредди и улыбается в ответ.

В столь частой смене кадров нет никакой нужды. Мы уже знаем, что Мэй начал шутку — но вместо того, чтобы дать Фредди сесть за стол сразу, камера дважды возвращается к лицу гитариста. В этот момент на экране не происходит никакой важной информации: свою фразу Мэй мог договорить и вне кадра, пока Фредди подсаживается.

Что не так с монтажом «Богемской рапсодии» — фильма, который получил награду за «Лучший монтаж»

Дальше к группе подходит и садится рядом Джон Рид. В этот момент все перестают смеяться и начинают молча на него смотреть. Подряд идут две склейки, где Мэй и Меркьюри поднимают на него глаза.

В сцене явно предполагалось, что это произошло одновременно — но из-за того, что оба музыканта поднимают глаза в разное время, подобный монтаж выглядит странно.

После показывают, как на Queen смотрит Джон Рид. Сначала он смотрит двух других музыкантов (сидящих слева), потом в конце склейки переводит глаза на Мэя (справа) — однако в следующем ракурсе всё равно показывают сначала последнего. По факту, было достаточно просто поменять эти два ракурса местами, чтобы монтаж выглядел более логично.

И после этого случается та же самая ошибка — монтаж игнорирует линию взгляда персонажей. Джон Рид смотрит на Фредди, а потом отворачивает глаза в сторону, где сидят другие члены группы — но следующая склейка показывает именно Фредди. Флайт считает, что половину склеек можно просто убрать, и сцена разгрузится.

Далее Рид говорит «Выходит, это Queen?», и ракурс перемещается на музыкантов. По идее, видно должно было быть всех четырёх — но в итоге камера обрезала Мэя. Оставшаяся тройка в этой сцене не выполняет никаких специфических действий, которые могли бы это оправдать.

Однако Мэя демонстрируют в следующей сцене. Скорее всего, у монтажёра просто не было в распоряжении склеек с ракурсом, где было бы видно всех четверых — и в итоге он выкрутился с тем, что есть. Вполне возможно, что здесь больше виноват режиссёр или оператор.

Что не так с монтажом «Богемской рапсодии» — фильма, который получил награду за «Лучший монтаж»

Тем не менее, это не отменяет того факта, что монтаж переполнен частой сменой ракурсов на лица музыкантов. Зритель это всё уже успел заметить, но камера вновь и вновь бросается туда-обратно.

И это за несколько секунд
И это за несколько секунд

По мнению Флайта, конкретно в этой сцене (и дальше, с последующим разговором Рида и Queen) встречается худший монтаж в «Богемской рапсодии». Но многие другие моменты с диалогами страдают от тех же проблем.

В фильме встречаются сцены, в которых, как считает Флайт, монтаж сделан на высочайшем уровне — и за них вполне даже можно было бы дать «Оскар». Но они не перевешивают и не срабатывают на контрасте с такими моментами, как описанный выше.

Я не раз отмечал, что хороший монтаж не должен быть заметен. Если он на самом деле такой, то он эффективно рассказывает историю. Когда фильм поставлен хорошо, вы говорите «это хороший фильм» — а не «у этого фильма хороший монтаж».

Томас Флайт, автор канала

Бонус: оскаровская речь Джона Оттмана, получившего награду за монтаж «Богемской рапсодии», смонтированная в стиле «Богемской рапсодии».

198198
133 комментария

Ради чего создана статья, так это ради последнего видоса. Он просто идеально показывает проблему, без лишних слов.

133

Чет проорал с этого видоса.

4

— Так каким из ракурсов будем снимать эту сцену?
— Да!

55

- Со всех! Мы ее должны снять со всех ракурсов.

Мнение автора канала на Ютюбе, который вообще непонятно кто, против оскароносного монтажера и киноакадемии. Извините, но это даже не смешно

14

Смешно опровергать отсутствием авторитета аргументированный вывод

123