Психологический разбор фильма "Плохая девочка": Люфт удовольствия и скрытая архитектура женского либидо
Пикантный, эротический триллер 2025 года одновременно и манит и отталкивает. Фильм "Плохая девочка" очень неоднозначный, весьма провокационный и местами нелогичный. Однако в этом и есть его прелесть, там где одни увидели только похотливую "старую развратницу", я увидела интересный сюжет для разбора, поэтому давайте попробуем разобраться в причинах мазохистической тяги и деструктивных действиях героини.
"Люфт удовольствия"
Известный американский психолог, сексопатолог Лори Минц в своей книге "Точка наслаждения" подробно раскрывает тему "люфта удовольствия" и его влияния на общество. Кратко, люфт удовольствия - метафора, описывающая разрыв, возникающий из-за несоответствия между навязанными извне сценариями получения наслаждения и подлинными, естественными реакциями и потребностями женщины. Он является причиной огромного количества психологических проблем, от сексуальной дисфункции до экзистенциального кризиса.
Причина возникновения «люфта удовольствия» коренится в навязанном и повсеместном культе "коитального оргазма". Кинематограф годами тиражирует ложную схему, где идеальный женский оргазм - это быстрый и неизбежный результат энергичного полового акта. Эта иллюзия, сфокусированная исключительно на мужском пути к разрядке, создаёт ложное понимание о женском удовольствии, делая секс односторонним процессом. Ошибочная точка зрения, что женский оргазм обязан происходить именно путём пенетрации и заканчиваться одновременно с мужским, порождает у женщин разрыв шаблона между ожиданием и реальностью.
Собственно, что мы и видим в самом начале фильма "Плохая девочка", показателен момент, когда героиня Николь Кидман после секса с мужем уходит в другую комнату, чтобы самостоятельно доставить себе удовольствие, хотя мужу перед этим сказала, что всё получилось. Многие подумают: "зажралась", "ополоумела", "зачесалось", "чего ей мало", "больная бабка" (судя по комментариям к фильму), однако проблема намного глубже, причем настолько, что страшно обсуждать. С позиции сексологии, проблему Роми Мейтис нужно начать разбирать с фундаментального факта, что для подавляющего большинства женщин вагинальная пенетрация, в отрыве от прямой клиторальной стимуляции, не является достаточным условием для оргазма. Это не индивидуальная особенность героини или дисфункция, а отражение базовой архитектуры женского либидо.
Основная дилемма заключается в массовой неосведомленности о том, что способы достижения оргазма у мужчин и женщин несколько отличаются, что порождает масштабную проблему : убежденные в собственной неполноценности женщины, вынуждены прибегать к симуляции, воспроизводя порочный круг неискренности и закрепляя чувство стыда за «неправильную» работу собственного тела.
Только неудовлетворенность главная проблема Роми?
Годами копившееся неудовлетворение от сексуальной жизни с мужем, отсутствие коммуникации между супругами, нарастающая мазохистическая тяга, пик сексуальности - всё это причины проблем Роми, а не только отсутствие оргазма.
Также немаловажным фактом является возраст героини, ведь как известно либидо у мужчин и женщин претерпевает ряд изменений, и если у первых либидо снижается с возрастом, то у женщины возрастает, но после 55 лет тоже идет на спад. В 20 лет у девушек на пике гормонального расцвета и психологической зрелости для первых сексуальных контактов довольно часто возникает противоречие, которое мешает реализовать потенциал ярких переживаний, а именно отсутствие ключевых знаний и карты собственных эрогенных зон. К четвертому десятилетию жизни ( а наша героиня примерно плюс минус в этой возрастной категории) женщина вступает в пору расцвета своей сексуальности, накопленные знания о теле и предпочтениях позволяют отбросить прежние запреты и воплощать фантазии с той уверенностью и свободой, которые приходят с опытом. Однако, что мы видим в реальности? Роми не может открыто сказать мужу о том, что хотела бы попробовать нечто новое, проживя столько лет в браке, она не может открыто заявить, что не испытывает оргазм, что у нее есть сексуальные фантазии и вместо этого героиня идет на измену с каким-то юнцом.
Многим зрителям непонятна логики Роми, ведь дома муж красавчик, сам Антонио Бандерас, но это лишь односторонний взгляд, в кино всегда герои идеальные как с картинки, да и деталей брака нам не всех показали, поэтому стоит копать глубже, откуда эта тяга к измене.
Если учитывать все факторы, что были выше описаны, для Роми это не просто поиск нового сексуального партнера, а попытка решить внутренний экзистенциальный кризис. Здесь измену следует рассматривать как поиск "настоящего" удовольствия: новый любовник символизирует не просто нового человека (или желание молоденького), а возможность наконец-то реализовать свои потаенные фантазии, исследовать свою сексуальность без оглядки на сложившиеся в браке роли и ожидания. Это бегство от рутины к интенсивным, "настоящим" переживаниям.
Конечно такой подход я нисколько не оправдываю, измена не решение, не вариант, не лекарство, это тяжкий груз ответственности, боль и трагедия для брака. В данном случае я пытаюсь объяснить измену как отклонение, а не оправдать её, это попытка лишь показать, что это не проблема их брака, а проблема "Я". Важно понимать, что в таком контексте измена не вызвана только недостатками Джекоба. Это, в первую очередь, крик души, симптом внутренней пустоты и непрожитой жизни, деструктивная попытка поиска себя.
Тяга к мазохизму
Потаённые желания и нереализованные сексуальные фантазии начинают одолевать нашу героиню, увидев как молодой стажер прикрикивает на собак, заставляя их усмириться, вызывает в Роми Мейтис отклик.
В фильме также поднимается тема подавления либидо и преобразование внутреннего неудовлетворения в сексуальные фантазии мазохистического характера. В очерках Зигмунда Фрейда по психологии сексуальности понятие "мазохизм" объясняется как все пассивные установки к сексуальной жизни и к сексуальному объекту, крайним выражением которых является неразрывность удовлетворения с испытанием физической и душевной боли со стороны своего сексуального объекта.
Откуда у успешной и состоявшейся женщины как Роми такие фантазии?
Современная женщина несет огромную физическую и эмоциональную нагрузки: карьера, семья, быт, социальные ожидания. Роми как начальница, жена, карьеристка, мать постоянно должна контролировать себя, свои слова, действия и эмоции. Мазохистские фантазии в ее случае, возможно, являются психологической разгрузкой, при которой исчезает необходимость принимать решения и можно просто чувствовать. Это не желание страдания, а жажда свободы от бремени постоянного самоконтроля. Также создатели фильма пытаются нам показать какие-то отрывки воспоминаний из детсва Роми, что там было что-то деструктивное, наподобие секты, в связи с чем такая тяга к насилию к себе вполне была бы оправдана. Но если смотреть на это с позиции здравого смысла, то почему такая тяга не появилась у нее с молодости, почему она так долго скрывала это и раньше не нашла любовника, почему не возникли аутоагрессивные проявления? Возможно, обстоятельства не позволяли, не было достаточных знаний о своем теле, либидо и гормоны не так активны были, в общем факторов много, а однозначных объяснений нет, отмечу, что всегда отклонение возникает не изолированно, а в комплексе чего-то.
С точки зрения психоанализа, действия с Сэмюэлом могут быть способом бессознательного овладения травматическим опытом ( беспомощности в детстве). Проживая сценарий, где она временно беспомощна, в итоге получает удовольствие и в символической форме становится хозяйкой своей травмы, превращая пассивное страдание в активное. Реализация этих фантазий запускает мощный нейрохимический коктейль из кортизола, окситоцина, адреналина, дофамина, что как бы создает иллюзию "удовлетворения и счастья".
Почему важна коммуникация и как избежать подобных сценариев?
Основная трагедия, что Роми и Джекоб спустя столько лет брака не имеют доверительных отношений в сексуальной сфере. Роми боится, что ее самые сокровенные фантазии покажутся мужу «грязными», «странными» или «неправильными», поэтому вместо того, чтобы рассказать о своих предпочтениях и пересилить страх быть непонятой, она решается на измену, где ее фантазии удовлетворяются, но ценой возможного разрушения брака, карьеры, репутации.
Сексуальная коммуникация — это единственный мост, который может соединить внутренний мир фантазий женщины с реальной интимной жизнью в паре. Отсутствие открытого диалога между супругами приводит к:
- «Люфту удовольствия»: Разрыву между тем, что есть, и тем, что могло бы быть.
- Рутине и скуке: Секс становится механическим актом, теряя страсть и новизну.
- Накоплением фрустрации: Женщина чувствует себя непонятой, одинокой в отношениях и сексуально неудовлетворенной.
Подавляющее большинство лишены навыков сексуальной коммуникации, что катастрофически сказывается на качестве интимной жизни, особенно для женщин. В отличие от мужчин, чей путь к оргазму относительно универсален, женское удовольствие требует индивидуального подхода. Поскольку мужчины не обладают телепатическими способностями, единственным путем к взаимному удовлетворению становится открытый диалог, где женщина должна смело заявить о своих потребностях, а не скрываться за симуляцией и нежеланием обидеть партнёра, порождая порочный круг лжи и неудовлетворения. В фильме супруги все-таки находят в себе силы открыто поговорить, через боль, обиду, прощение, ведь факт измены сильно может покалечить отношения, однако Джекоб прощает неверную супругу, а в конце, так вообще пробует доставить удовольствие по " личному сценарию Роми".
Ключом к возрождению близости между ними становится не просто возврат к прошлому, а смелость услышать друг друга и воплотить в жизнь подлинные, ранее скрытые желания жены, понимая и принимая важность взаимного удовлетворения, превращая эту коммуникацию в новый общий язык любви.