Независимая рецензия на фильмы одного из лучших японских режиссёров — Такеши Китано. Приятного чтения!
Магия, которая существует в жизни. Магия проявляется в кинематографе, музыке и живописи. Почувствовать и ощутить такую магию мне помогли фильмы Такеши Китано. Такеши Китано или Бит Такеши, мастодонт в японской индустрии кино. Всегда очень трудно писать о фильмах, которые надо просто видеть. Как словами можно выразить всю ту нескончаемую палитру чувств и эмоций, переполняющих тебя во время просмотра его фильмов. Бит Такеши внёс огромный, если не самый значимый вклад в киноиндустрию Японии 80-90 и начало 2000-х годов. Большинство его фильмов — это портал в царства чувств и эмоций. Это сказочный мир, состоящий из мелодий тишины, безумия и сюрреализма. Большинство фильмов Бит Такеши основаны на японских традициях якудз, жизни и философии старого и нового времени.
Сочетание японского и немного американского «сетинга» предают фильмам удивительную тонкость чувств и гармонии современных героев сравнимых с персонажами спектакля, где кукловодом является сам зритель. Режиссёр притягивает и заставляет сопереживать всем героям фильма. Тишина, камерность и молчание, которых так боится кино — это идеал. Тишина Такеши сопровождается ужасом поступков героев или их мыслями, чувствами — в положительном ключе. Сентиментальность и жестокость — два ключевых слова, описывающих все фильмы гениального режиссёра. Некоторые фильмы: «Куклы», «Фейерверк», «Такешиз» пугающая тишина и всепоглощающие отчаяние, романтизация смерти. Смерть для японцев — это величественный конец жизни. Фильмы содержат равную пропорцию и гармонию с тишиной, бесконечно меняющийся и поразительный гаммой настроений и повествования. Тишина – отражение камерности, одиночества, отчужденности.
Все герои, сыгранные режиссёром это потерянные во времени, побитые жизнью люди, которые не видят впереди ничего кроме тишины. Для таких героев тишина — это смерть, их жизнь не является хаосом или нечто подобным, они прожили, что уже смогли прожить, погоня за смыслом жизни приводит лишь к одному к бессмысленному понимаю смысла и снова есть лишь один выход — тишина и покой. Китано в каждом фильме рассказывает бесконечную и простую повседневную историю обреченной всепоглощающей любви, одиночества, эгоизма, трагических безумств, внутреннего очищения и возвышенной смерти как расплаты, в которых — несмотря на внешнюю полярность культур и традиций – каждый способен обнаружить себя: одинокий ронин, якудза, непризнанный режиссёр с творческим кризисом, грустный клоун или жестокий полицейский.
Каждый персонаж, сыгранный Такеши—саном это частичка его души, каждый кадр, каждый диалог передача этой частички души зрителю. Китано видит мир кино в постоянной борьбе, несколькими кадрами швыряя в лицо зрителю японской мудростью. Японская мудрость сменяется японским безумием. Мир, сотканный из боли, унижения и беспричинной агрессии. В фильмах нет добрых или злых персонажей. Все действие фильмов состоят из избиений и убийств, редко прерываемых короткими крикливыми диалогами.
В этом мире фильмов царит вечное возвращение насилия. Последовательная цепочка из убийств, подчиняющаяся логике «эффекта бабочки»: незначительная мелочь порождает вал хаотичного террора, длящегося до тех пор, пока все не умрут. И вновь все начинается заново.