Обзор Another Crab’s Treasure — souls-like за краба в глубинах океана 🦀
Недавно прошёл на 100% весьма забавную инди-игру Another Crab’s Treasure от студии Aggro Crab. Это souls-like, где главный герой – краб-отшельник по имени Криль, борющийся за свой дом в глубинах океана. Соулсов я прошёл уже немало, но играть за краба – это что-то новенькое. Игра сочетает классические механики Dark Souls с мультяшным стилем по типу SpongeBob или Tunic, юмором и серьёзной темой загрязнения океана. Разработчики подняли проблему мусора в океане через геймплей: практически весь лут – это человеческий хлам, вроде бутылок, банок и прочего мусора, оружие – ржавая вилка, а «души» здесь – микропластик. Всё-таки интересно сделали, что под забавной обёрткой скрывается важный посыл. Я проходил без упрощающих настроек (хотя они есть для новичков), чтобы лучше прочувствовать все прелести проекта.
Завязка и сюжет
Игра начинается с реальных кадров океанских глубин, которые плавно переходят в мультяшную графику. Знакомимся с Крилем – крабом-отшельником, который любит уединение, никуда не лезет и никому не мешает. Но тут появляется «Акула Бизнеса», требующая налоги для герцогини Застоя. Криль пытается откупиться благорослями (здесь это аналог эстуса), но акула принимает только мусор и в итоге крадёт его раковину-дом. С этого начинается приключение: Криль отправляется в путь, встречает герцогиню, боссов и других подводных жителей. По ходу выясняется, что большинство местной фауны посходили с ума из-за «скверны» – грязи от человеческого мусора. Главная цель героя: во что бы то ни стало вернуть свой дом.
Сюжет одновременно весёлый и трогательный. Диалоги чудные, с юмором: крабы и прочие морские обитатели дерутся расчёсками, валиками и прочими бытовыми предметами – выглядит всё это дело весьма комично! Есть и драматичные моменты, особенно ближе к концу приключения: флешбэки о прошлом Криля, потери друзей (на опасном пути без этого никуда). Финал можно назвать душевным, с классным боссфайтом и цепляющей речью про океан.
Есть тут и побочные квесты и активности. Их, конечно, тут кот наплакал, и они максимально простенькие, но прохождение некоторых весьма полезно (спасённая креветка в Долине обломков, к примеру, может указать на слабость одного из ключевых боссов). А вот всевозможных секретных троп с ценными предметами огромное количество – исследуй сколько угодно.
В NPC недостатка также не наблюдается, особенно в хаб-локации Новый Ракополис – насыщенный город с торговцами, кузнецом и музеем, где можно посмотреть модельки побеждённых врагов/боссов и почитать про них. Персонажи вроде Хитоны (омар-воительница, которую мы часто встречаем в нашем путешествии) или Конше (старый рак-отшельник) прописаны шикарно.
Геймплей и механики
По сути, это вылитый Dark Souls про краба в мультяшном стиле. Механика классическая: уклоняемся, бьём в ответ. После смерти микропластик и раковина остаются на месте гибели – не заберёшь, потеряешь уже с концами. Роль костров здесь выполняют раковины Лунной улитки, где прокачиваются статы (здоровье, сопротивление, урон). Леска используется для преодоления больших расстояний и подтягивания врагов.
Есть тут и хлам, который обменивается на микропластик у торговца Креветана. У Неммы же, в «Мелкой рыбёшке», можно купить прилипалы (аналог колец), которые дают самые разные бонусы: Плоскоёжик сохраняет микропластик после смерти (как кольцо сохранности), Ржавый гвоздь улучшает атаку, но ухудшает показатель магии, Минога – вампиризм, Липкая этикетка – больше микропластика за победу над противниками и всё в таком ключе. Многие идентичны кольцам из DS!
Раковины – ключевая фишка в игре. Всего их можно собрать аж 69 штук! Они выполняют функцию щита: прячешься в ней – урон по здоровью не проходит, но снижается прочность. Раковины отличаются весом и защитой: лёгкие – если хотите сделать героя более ловким с быстрыми уклонениями, тяжёлые – способны выдержать больше урона, но уклоняться будет сложнее. У каждой уникальные чары, которые расходуют заряды умами.
Вот несколько примеров:
– Жестяная банка имеет навык «Гром и молния» и наделяет ракушку стихией электричества.
– Матрёшка хороша тем, что имеет три слоя защиты.
– Вафельный стаканчик может заморозить и замедлить противников.
– Череп при активном навыке дарует возможность пережить один смертельный удар.
Моей самой любимой была раковина «Самозванец» (отсылочка на Among Us) – отличный баланс прочности и веса, и плюс имеет крайне полезный навык «Дымовая завеса» (враги, в том числе и боссы, ненадолго теряют из виду).
Нельзя не упомянуть и самую читерскую раковину – Пистолет. Его можно экипировать в упрощающих настройках. Делать это на первом прохождении не рекомендую, ибо это полностью убьёт весь интерес к игре. Пушка это валит всех недругов с одного выстрела. Использовал её разок, исключительно ради прикола на НГ+ и для получения одного из трофеев.
После прокачки одного из навыков, раковины можно насаживать на вилку и драться уже будто молотом, который наносит в разы больше урона. Саму же вилку можно улучшать нержавеющими реликвиями у кузнеца.
Полоски выносливости у Криля нет, а вот у врагов есть, так что каждого из них можно опрокинуть. Древо навыков доступно у Лунной улитки. Оно простенькое, но всё самое необходимое на месте, а это главное. Состоит из трёх веток:
– Путь хищника отвечает за физические навыки (атака с разбега, добивание и т.д.).
– Путь отшельника влияет на вспомогательные пассивки.
– Путь истинного краба делает упор на защиту: блокирование, восстановление прочности раковины и т.д. В этой же ветке есть и парирование, которое я вкачал сразу. Здесь оно реализовано так себе и срабатывает через раз.
Адаптации – спец умения, которые можно получить либо с боссов, либо при исследовании мира. Часть из них полезна тем, что благодаря им можно попасть в ранее недоступные места. Этакий элемент метроидвании. Для меня самым имбовым был «Удар богомола». При максимальной прокачке большинство боссов можно легко опрокинуть кверху брюхом.
Приятные мелочи для удобства вроде быстрого перемещения, возвращения прочности раковины за счёт быстрых атак по противникам (как в Bloodborne, но для этого нужно открыть этот навык), открытия короткого пути – всё это определённо радует. Особенно приятно было отыскать броню Солера и костёр.
А вот что не зашло, так это платформинг. И он не то чтобы плохой, местами очень даже ничего, просто корявый. Герой может где-то не долететь, где-то соскочить с уступа, а иногда и вообще провалиться сквозь текстурку. Несмотря на это игра ни разу не зависла и не вылетела.
Локации и их атмосфера
Локации – один из главных плюсов игры! Разработчики грамотно выстроили их порядок: тёмные сменяются светлыми, песчаные – насыщенными зелёными рощами, а ближе к финалу – морские глубины, похожие на космос. Пейзажи красивые и приятные, умиротворяющие, несмотря на мультяшную графику. После мрачных хорроров другие игры ощущаются классно – здесь океанский антураж дарит релакс, но с souls-like напряжением: ядовитые жижи (я бы удивился, если бы тут не было «любимых» ядовитых болот), срезы, тайные пути и секреты в каждом углу (особенно проверяйте водопады грязи – там редкий лут и даже боссы!). Каждая зона имеет свою музыкальную тему – спокойные, мелодичные треки, приятные уху, усиливающие атмосферу.
Враги и боссы
Враги самые разнообразные: сошедшие с ума крабы, рыбы, ежи, коньки, омары, морские черти (плюют грязью-ядом), стрелки с фаерболами, песчаные черви (могут своровать раковину), крабы-пауки с лазерами. Если противник один, то справиться с ним просто. А вот уже когда их 2 и больше, то могут спокойно запинать нашего героя – классика любого соулса.
Есть тут ещё и некое подобие мимиков: они притворяются свободными раковинами.
Боссы в целом понравились, хоть и не сказать, что они прям сложные. Некоторые могут немного поднапрячь, но мувсеты у большинства простые и понятные. В НГ+ они чуть посложнее: у них появляется несколько новых атак. Вообще большинство боссов запомнились мне исключительно дизайном и аренами. С фантазией у разрабов полный порядок.
Особенно хочется выделить этих:
– Топода Хранитель Зарослей. Пожалуй, это один из лучших боссов в игре. В меру сложный, с интересным мувсетом, второй фазой и сюжетно прописан отлично. Да ещё и голос озвучки похож чем-то немного на Мессмера из Elden Ring.
После победы над ним можно будет улучшать свои адаптации, и плюс он дарует нам «Удар богомола». У него ещё также можно будет проходить испытания воина - это босс-раши. Смысла в этом немного, разве что вы хотите получить новые скины для Криля.
– Пагур Обжора. При самой первой встрече мощный и опасный, часто вылазит и мешает исследованию Срединных Песков. Спастись можно у специальных арок. О его слабости можно узнать от спасённого NPC в «Долине обломков». Имея более-менее нормальную прокачку, с ним можно справиться и без этой информации.
– Краб-угнетатель Эйкея появился эффектно, вынув из «ножен»… соединённые палочки для суши, будто катану. Смотрелось это круто и неожиданно! Но ещё веселее был переход во вторую фазу, где он разломал их пополам, и у него уже стало две импровизированные катаны.
– Вольтай Загребущая. Угорь, использующий технику вроде тостера, фена и даже вибратора 😅
– Камча Линялый Король. Краб-паук с двумя полноценными фазами. Сам бой простой, но от вида его «трона» я ржал как конь. Стульчак от унитаза с рулонами туалетной бумаги по бокам 😂
Отдельное спасибо разрабам за то, что при смерти от клешни босса можно возродиться прямо сразу рядом с ареной, а не пилить от «костра»
Прохождение на 100%
100% здесь получаются почти что автоматически, разве что нужно найти и убить несколько секретных боссов, полностью улучшить вилку и найти все раковины (пару-тройку пропустил, потом по гайду буквально за минут 15 пробежал по локациям и собрал). Ну и платформинг для получения шлема-ракушки может немного попарить мозги. Исследуйте каждый уголок, и проблем не будет.
Ах да, если хотите комплит выбить, то нужно чуток в НГ+ побегать, дойти до Нового Ракополиса и купить дополнительное место под прилипалы.
Плюсы и минусы
Из плюсов:
– Дизайн противников, боссов и локаций.
– Приятная музыка.
– Красивый океанский сеттинг.
– Весьма неплохая механика с раковинами и их разнообразие.
– Одновременно и трогательный, и забавный сюжет.
– Увлекательный элемент исследования.
Из минусов:
– Боёвка местами не отзывчивая.
– Мелкие баги.
– Враги иногда ведут себя туповато, особенно омары с копьями: то круги будут вокруг тебя нарезать, то в текстуру врежутся и будут там топтаться.
– Слегка корявый платформинг.
Итог
Another Crab’s Treasure – это пример того, как простенькая и мультяшная игра может так оригинально поднять тему загрязнения океана. Смесь юмора и драмы, геймплея в жанре souls-like и приятных музыкальных композиций сделали эту игру весьма увлекательной.
Позаимствовали из культовых соулс игр практически всё, но грамотно оформили в такую интересную обёртку. Будет интересно как подрастающему поколению игроков в качестве шаблона жанра, так и ветеранов серии найдёт чем порадовать (теми же отсылками).
Да, игра не идеальна, но и плохой назвать её нельзя. Это самобытная и весьма приятная инди-игра категории B. Самое главное, что игра дарит целую гамму эмоций: где-то ржать хочется, где-то становится грустно, а где-то выбешивает. Равнодушным остаться сложно. Плюс приятный визуал. Игру однозначно могу порекомендовать и любителям соулсов, и тем, кто хочет аккуратно начать своё знакомство с жанром.
⏱ Время прохождения на 100%: 43 часа.
💀 Сложность: 4,5/10 (учитывалась без включения упрощающих функций).
🔥 Эмоции от прохождения: 8/10.
Если вас не отпугивает мультяшная графика, то смело заплывайте в этот удивительный океанский мир!