Посмотрел "Бугонию"...
И это до странности оптимистичный фильм! В этом месте многие скажут: "Ты ёбнулся? Там весь хронометраж кто-нибудь погибает способами, от которых средний житель Питера почувствует себя, как дома, а в конце - СПОЙЛЕР!" Но именно прилив оптимизма и безудержный, почти истеричный ржач я получил по итогу. Причём, получил не сразу. Это состояние нагнало меня спустя часов 12 после просмотра, когда я пересказывал сюжет жене. Она у меня девушка прямая и неумолимая, как электричка "Сапсан", ей все эти интеллигентские скачки с препятствиями чужды, поэтому она такое не смотрит.
Краткий синопсис. Дано: два долбонавта-пасечника, одержимые теорией прямиком с Рен-ТВ. Один работает в компании, СЕО которой, молодую хваткую женщину, считает эмиссаром андромедян. Эта одержимость началась у него не на пустом месте - его мать, к моменту начала событий фильма лежащая в коме, воспитывала его в атмосфере теории заговора. Впитав, как губка, шизотеорию о "мягком" порабощении землян и пропитав ей и своего умственно-отсталого брата, чувак не останавливается на достигнутом. Реднеки похищают главу компании, чтобы через неё связаться с руководством андромедян и убедить их отказаться от своего плана по захвату Земли. Этот поступок запускает череду нелепых событий, результатом которых становится неожиданная развязка.
Эмма Стоун, окончательно закрепившись в статусе музы режиссёра, Йоргоса Лантимоса, снова демонстрирует актёрское бесстрашие, на этот раз обрив свои локоны и щеголяя в финале в идиотском костюме. Фильм Лантимоса, являясь вольным ремейком корейской драмеди Чан Джун-хвана "Спасти зелёную планету!", иллюстрирует плюсы от синергии восточного и западного подхода к нарративу. Абсурдный юмор и эксцентрика оригинала, подкреплённые дихотомией "человек - природа", "цивилизация - дикость", "общество - индивид" etc, сталкиваются здесь с маленькими трагедиями, отсылающими, пожалуй, аж к Гомеру. Фильм задаёт классические неудобные вопросы сорта "заслуживаем ли мы, как вид, снисхождения", "заметит ли гомеостаз наше отсутствие" и "тварь я дрожащая, или право имею". И, как всегда в таких случаях, не даёт на них ответа.
Но что странно - весь кровавый фарс, происходящий на протяжении двух часов хронометража, не воспринимается так тяжело и грустно, как мог бы, если бы режиссёром был какой-нибудь Томас Винтенберг. Возможно потому, что упомянутые неудобные вопросы фильм задаёт зрителю не с плакатным "а что сделал ты", а пожимая умозрительными плечами и как бы говоря: "Дерьмо случается, чел." Или потому, что режиссёр-грек привнёс в настроение фильма своё средиземноморское ощущение жизни, которое полегче индустриально-материкового. Так или иначе, определённый фатализм фильма не категоричен и не тяжёл, опять же, несмотря на жесть, творящуюся на экране.
Лантимос, как всегда, очень телесен, он не стесняется показывать нам всякое. На этот раз это не обнажёнка и вивисекторские шутёхи, как в "Бедных - несчастных" и не потусторонний бодихоррор, как в "Убийстве священного оленя", а литры крови, расчленёнка и всяческие травмы разной степени тяжести. Эпизоды с ними сняты нарочито натуралистично, жестокость выплёскивается с экрана внезапно, когда её особо не ожидаешь. Но сильнее кровавого экшена бьёт внезапное осознание, что героиня Эммы Стоун - не первая, кто побывал в подвале чокнутых братцев. Этот момент действительно мрачный и отсылает к множеству слэшеров о маньяках.
Саундтрек фильма разнообразен. Тут тебе и Green Day, и Lou Reed, и Regina Spector, и Chapelle Roan, и Эдит Пиаф(!), и даже Марлен Дитрих. За эмбиент отвечает Джерскин Фендрикс, создавший также музыку к двум предыдущим работам Лантимоса, "Бедные-несчастные" и "Виды доброты". И boy oh boy, как же он хорош! Особенно мне запомнились треки Basement и Spaceship. Чём-то музыка Фендрикса напоминает треки Колина Стетсона, Бена Салисбёри и Джеффа Бэрроу - мрачноватый электронный эмбиент с внезапными нойзовыми и индустриальными акцентами. Однако, Фендрикс свободнее обращается с ритмом, чем упомянутые авторы. Его музыка более синкопированная, и как будто вдохновлена, с одной стороны, современным фри-джазом, с другой - авангардной инди-сценой. Фендрикс, кстати, выдвинут киноакадемией на "Оскар" за саундтрек к "Бугонии". В целом, он мог быть номинирован уже за "Бедных - несчастных". Странная, по-хорошему дикая музыка.
Что же такое "Бугония"? К какому жанру её отнести? На мой взгляд, отчасти это, безусловно, комедия. Но комедия абсолютно беспощадная к зрителю с точки зрения поднимаемых ей тем. Этакий "Soilent Green" 2.0, абсурдистское высказывание о теориях заговора, власти корпораций и месте простого работяги в пищевой цепочке капитализма. Одновременно это и драма, ведь герои не случайно оказались в том пересечении времени и пространства, которое привело их к развязке, их привели туда трагические обстоятельства, вынужденные решения, причём, каждого - свои. У каждого из них есть прошлое, от которого им никуда не деться, и за которое каждый из них будет нести ответственность. Ну и, разумеется, это сайфай фильм с хорошей такой долей триллера. Для кого-то новое кино Лантимоса станет очередным поводом убедиться в мастерстве режиссёра по части увлекательных и неизменно странных историй. Кто-то пройдёт мимо, посчитав фильм чушью и сном при температуре 39. Лично во мне такое кино очень откликается, как, в принципе, и всё творчество Лантимоса, судя по всему, нашедшего свою постоянную актрису - как ни крути, а Эмма Стоун в "Бугонии" великолепна.