«Нет греха для того, кто знает о своем грехе»
«Союз Cерокрылых» ставит перед собой задачу – изучить понятие греха и прощения. Может, ли грешный человек надеяться на искупление. Что поможет ему в этом нелегком пути? Дружба, взаимопомощь, добро – все это царит в городке Гури, который для кого-то становится желанным раем, а для другого – тюрьмой.
Ремарка: обзор содержит спойлеры. Все, теперь продолжим.
В центре повествования два серокрылых – девушки Ракка и Рэки. Их имена похожи, как и, впрочем, судьбы. Обе они скованы грехом, а значит могут быть недостойны того, чтобы обрести покой. Метафора спокойного и уединенного городка читается моментально – это некое чистилище, в которое попадают умершие дети, их души. Кто-то, вероятно, умер по воле судьбы или случайности, а кто-то добровольно лишил себя жизни. Вообще, эта часть в аниме не особо раскрывается. В произведении немало второстепенных персонажей, но лишь некоторая часть из них по-настоящему раскрыта. Да, мы знаем их характеры и внутренние конфликты, но нам не дается предыстория. Например, в случае с Раккой и Рэки мы знаем, какой грех лежит на них и что они совершили в прошлой жизни. В случае с другими героями мы не можем утверждать, были ли они скованы грехом или появились в этом мире изначально безгрешными. Ракки, например, вышла из кокона с идеальном серыми крыльями и лишь в дальнейшем, когда пережила потерю подруги и стала вспоминать свое прошлое, ее крылья поменяли цвет на черный. Рэки изначально родилась с темным оперением. Обе они де-факто грешны, ведь что одна, что вторая совершили самоубийство. При этом первая, Ракка, быстрее находит искупление и прощение благодаря родному человеку из прошлой жизни, который помог этот грех вымолить. Тут, к слову, можно провести аналогию образов птиц с молитвой. Птицы единственные, кто может пересекать стены города. Они также свободно путешествуют по миру и приносят из прошлой жизни старые вещи или воспоминания для серокрылых. Т.е. птицы – это молитвы, которые, минуя стены материального мира, могут долететь к Богу, или просто в духовный мир. Следуя этой концепции, птица, которая преследовала Ракку, это не совсем душа близкого ей человека, а скорее его молитва из реального мира об упокоении души главной героини.
За Рэки, вероятно, некому было помолиться, поэтому грех оставался на ее душе долгие годы. Она не могла избавиться от него, потому как не давала никому разделить с ней эту боль. Она принесла в новый мир старые ценности: никому нельзя доверять, все предатели. Таким образом, Рэки все еще была связана со старым миром и грешна. Лишь после того, как девушка смогла найти в себе силы, довериться и позвать на помощь, ее грех был прощен.
В целом, шибко много про Ракки и Рэки сказать нельзя. Обе являются отражением друг друга, но, в то же время, и противоположностями. Ракки добрая и отзывчивая, милая и стеснительная. За внешней неловкостью и смущением, скрывается сильная боль и самоненависть. Все же нужно понимать, что девушки – бывшие самоубийцы и не просто так покинули реальный мир. Их души все еще омрачены страданиями. Ракка до последнего не верит, что достойна быть частью такого чудесного места, где каждый добр и мил к тебе. Долгое время девушка не может стать его частью, ей кажется, что она лишняя и ненужная здесь и вовсе не заслужила таких хороших друзей. Вероятно, это мысли героини из прошлой жизни, вся та скорбь и неуверенность, что очерняли разум. Ракка проходит через депрессию, самообвинение, чувство неполноценности. Но ее спасает не чудо и не вера, а простое человеческое участие: поддержка других серокрылых, тихая доброта, взаимопонимание. Найдя искупление, Ракка находит и гармонию с собой. Душевное равновесие открывает ей глаза: она часть этого мира и вовсе не лишняя.
Рэки предстает более трагичным персонажем. Найти искупление ей оказывается не так просто. Девушка заперта сама в себе, в коконе своих предрассудков и страхов. Некому протянуть ей руку, и она не кричит о помощи. Рэки страдает больше 7 лет, неприкаянная душа. Даже после смерти, оказавшись в чистилище, серокрылая сталкивается с болью, обидой и предательством. По ее вине другие страдают, она совершает ошибки даже в духовном мире. Тем не менее Рэки выходит из порочного круга и находит путь к спасению. Спустя долгое время она отправляется в свой «полет».
Другая метафора – «день полета». Это, очевидно, процесс, когда душа находит упокоение. Все грехи отпущены, и она может вознестись на небо, т.е. покинуть стены (чистилище).
Продолжая тему образов, пройдемся по основным. Крылья главных героинь представляют собой символ тяжести собственного греха: они болят, кровоточат и требуют ухода. Сам процесс их «вырастания» показан детально и болезненно. Это очень приземленный, почти бытовой акт, похожий на медицинское вмешательство, но никак не на божественный дар. Серый цвет этих крыльев – цвет компромисса между тьмой и светом, грехом и спасением.
Стены города ничто иное, как граница между знанием и забвением, чистилищем и раем. Черта, которую нельзя перейти, пока не обретешь покой.
Стоит отметить, что аниме «Союз Серокрылых» – это тихая и красивая история о человеческой душе. При всей глубине повествования и обволакивающей атмосфере, произведение имеет ряд недосказанностей и минусов. В начале своего обзора я заключила, что городок, где живут серокрылые, похож на чистилище для детских душ – оскверненных или неоскверненных. Однако странно то, что серокрылые могут растит. Это нам показали на примере Рэки. Получается, она совершила самоубийство в столь юном возрасте? При этом в чистилище ее душа как бы могла расти? А если это чистилище для детских душ, то какую роль выполняют люди в этом городе? Они тоже часть духовного или уже материального мира? Что за организация «Плащи» и почему они могут выходить за стены? Почему некоторые серокрылые живут в старом доме, а другие – на заброшенном заводе? В чем их отличие?
Такое обилие вопросов ведет к созданию сюжетных дыр и портит впечатление от аниме. Безусловно, автор во многом, вероятно, хотел оставаться малословен, чтобы каждый зритель сам нашел ответ на вопрос: «Кто же такие серокрылые?», но при этом настолько оставлять мир сырым просто грустно, а ведь потенциал-то есть.