Почему технологии становятся сложнее, а развлечения - наоборот. Мы не догоняем?

Странное время: мощности смартфонов растут каждый год, игры тоже становятся красивее, глубже, сложнее… Но не все! Миллионы людей прямо сейчас залипают на самые простые механики. Тап, свайп, "соедини две" - такие казалось бы бесхитростные удовольствия пользуются поразительной популярностью.

Это парадокс, на который мы обычно не обращаем внимания. Но если задуматься, неужели вас не удивляет, почему в эру сплошной цифровизации нас так тянет на что-то попроще?

А давайте-ка уже разберемся, какие механики считаются "простыми", почему они так легко врастают в привычки, почему мозг реагирует на них как на теплое одеяло, и зачем вообще нам это все в мире, где есть Baldur’s Gate 3, консоли и VR.

Простые механики: что это и почему еще не отмерло?

Несмотря на обманчивую простоту, этот жанр давно перестал быть про "примитив". Сегодняшняя "простая механика" - это скорее архитектурный принцип: одна-две базовых операции, мгновенная обратная связь и минимум когнитивных входных данных, чтобы начать игру.

1. Нажми на кнопку - получишь результат.

Это весь кликерный мир: от классики вроде Cookie Clicker до тех же игр в приложениях, где ты просто что-то нажимаешь, а оно превращается в прогресс.

2. Простейший геймплей.

Флаппи-бердоподобные штуки, раннеры, минималистичные таймкиллеры. Тот же простейший по своей сути 2024. Никакого перегруза графикой или настройками.

3. Минимальный путь от действия до результата.

Игры, где цикл "открыл - сделал действие - закрыл" длится меньше минуты. Изначально закладывалось несколько минут, но чем “клиповее” мы становимся, тем короче и наши игровые сессии.

В сухом остатке: современная “простая” механика - это игра, которую можно объяснить за 10 секунд и запустить на автомате даже после тяжелого рабочего дня, вообще не включаясь.

Почему мозг любит минимализм: нейропсихология тапов

И вот тут начинается самое интересное - потому что речь уже не про игры, а про особенности человеческой психики.

Мгновенное вознаграждение

Мозгу не нужен сюжет, чтобы вырабатывать дофамин. Ему достаточно предсказуемой короткой петли: нажал - произошло - вознаграждение. В сложных системах мир не всегда отвечает тебе так же быстро и понятно, как когда ты соединяешь две клеточки одного цвета.

Переменная награда

Иногда действия дают чуть больше результата, чем обычно: редкая комбинация, близкий к рекорду заход, "чудом успел пройти уровень". Такие моменты закрепляются сильнее всего - и формируют привычку возвращаться.

Эффект незавершенности

По типу, что в кликере не хватило пары тапов до новой покупки. Несовершенное состояние - раздражитель, который хочется устранить. Это древний и мощный паттерн.

Почему технологии становятся сложнее, а развлечения - наоборот. Мы не догоняем?

Именно такие микроэффекты делают простые игры идеальными не только для коротких перерывов, но и для возвращения к ним: мозг получает маленькое поощрение каждый раз, когда ты открываешь приложение и можешь добрать то, что не успел ранее.

Мягкая зависимость и как с ней жить: светлая и темная стороны простых механик

Простые игры хороши именно тем, что не требуют усилий. Но отсутствие усилия всегда оборачивается двумя сценариями.

Светлая сторона: режим переключения. Простая игра - как кнопка "сбросить рабочий шум". Макросессии мозга переключаются, напряжение спадает, внимание перезагружается.

Темная сторона: ловушка незавершенных циклов. Если игра начинает жить по принципу "ежедневки", ультра-редких наград или постоянного давления "не пропусти", цикл превращается не в отдых, а в маленькую обязанность.

Как сделать, чтобы таймкиллеры не превращались в брейнрот?

Тапать хомяка - это не плохо. Плохо, если эта привычка начинает грузить, а не расслаблять. Если вы замечаете, что простые игры начинают жрать больше и больше и больше вашего времени и внимания, то вот, как это исправить:

Вариант №1: можно ставить себе ограничения. Если рука уже неконтролируемо сама открывает игрушку, а вам это не нравится, зайдите в настройки телефона и найдите пункт “Использование устройства и родительский контроль”. Или что-то вроде этого. Там можно либо задать ограничения на какие-то приложения, либо подключить раздражающие уведомления, которые будут говорить, сколько времени уже потрачено на то, чем вы тут занимаетесь.

Почему технологии становятся сложнее, а развлечения - наоборот. Мы не догоняем?

Минус метода - переключение на ваше маленькое “гилти плежа” по итогу будет омрачено обязательным контролем. Лишний маленький стресс в копилку непростой действительности.

Вариант №2: можно переключиться на полезные игры. Если не хочется себя ограничивать, то есть вариант хотя бы убивать пару зайцев: и поиграть, и мозг прокачать. Вспомним ту же 2024, которая несколько лет назад научила всех возводить двойку в степени вплоть до 15 (кто-то набирал 32 768?). Из современного лично моя рекомендация: “Котлетка” в приложении Т-Банка.

Простейшая хомяко-механика совмещена с заданиями на изучение сторей про инвестиции или приобретение акций. Впервые поучаствовал год назад, после чего у меня остался брокерский счет на 30к в плюсе на 16%. Пару недель назад завели новый цикл - кто ищет простой таймкиллер с уклоном в финграм, тому зайдет.

Почему технологии становятся сложнее, а развлечения - наоборот. Мы не догоняем?

Здесь тоже есть минус - эта и подобные игры в мобильном приложении не навсегда, они “живут” пару месяцев, затем пропадают. Хотя это же можно отнести и к плюсам - глубоко не влипнешь, да и на замену одной финансовой прокачке банки обычно подкидывают новые.

Так почему же мы не бросаем простые игры?

Потому что мир стал сложнее, а ресурсы внимания - нет. Простые механики отвечают на базовые потребности: в предсказуемости, в маленькой победе, в ощущении контроля, в коротком моменте тишины. И это, в целом, не признак "деградации", а скорее адаптация: способ дать голове передышку между большими делами.

И если в вашем телефоне живет игра, которую вы запускаете уже третий год подряд - не страшно. Возможно, она просто делает вам микросервис: быстро помогает восстановить внимание и идти дальше.

А какая простая механика живет у вас на первом экране дольше всех?

2
18 комментариев