Обзор Forspoken — как из красивой идеи получилась странная смесь магии, пустоты и недоработок
Ради интереса я всё-таки решился пройти Forspoken на 100%. В своё время игра была просто уничтожена и получила массу хейта. Полный провал продаж, студия-разработчик Luminous закрылась. Появилось желание самому глянуть на это творение, тем более проект скоро покинет подписку PS Plus Extra. Каких-то сверхкрутых ожиданий не было, но обо всём по порядку.
Завязка, сюжет и главная героиня
Игра начинается в Нью-Йорке, где нас знакомят с главной героиней – Фрей. У неё нет дома, куча проблем, живёт на «заброшке» со своей любимой кошкой и мечтает начать жизнь с чистого листа, найти своё место в мире. Из-за череды событий этим планам не суждено было сбыться. В момент глубокого отчаяния она замечает какой-то загадочный браслет, взаимодействие с которым телепортирует её в другой мир. С этого и начинается основная история. Поначалу сюжет кажется каким-то слишком уж простым, сырым и особого интереса не вызывает. Однако ближе к финалу он раскрывается. Отдельно можно выделить эпизод с иллюзиями, после которого реально появилось желание дойти до титров.
Сразу по прибытии в Атию (мир игры) выясняется интересная деталь: браслет на руке Фрей непростой, а говорящий, и болтать он будет всё приключение очень много (в настройках эту функцию можно снизить до минимума даже 😅). Но самое главное – он пробуждает во Фрей магию.
Атия – красивое, но пораженное неизвестной скверной королевство. Здесь всё потеряло своё былое величие, вокруг туман и множество чудовищ. Лишь в одном из городов есть люди, которые выживают как могут. Местные правительницы, именуемые здесь тантами, сошли с ума. От чего? Это предстоит выяснить.
Сама Фрей весьма неоднозначна и противоречива. Разработчики решили сделать сломанную, эксцентричную героиню, но забыли сбалансировать её реплики и эмоциональные всплески. Из-за этого она то вызывает сочувствие, то раздражение. Но если смотреть на неё через призму реальности, то всё становится более чем понятным. И потому не совсем понятно, откуда столько ненависти.
Это персонаж с тяжёлой судьбой: сирота с младенчества, жившая на момент начала истории на улице и выживавшая как могла. Её характер, равнодушие, речь и поступки – это естественная реакция человека, который оказался в такой ситуации.
И, честно говоря, было бы куда бредовее, если бы она, оказавшись в совершенно другом мире, вдруг начала всем помогать направо-налево с сияющей улыбкой. То, что она автоматически не становится «избранной спасительницей» в месте, которое ей вообще не знакомо, вполне объяснимо. Именно поэтому основные задания и носят заголовок «Путь Фрей», который и отображает её становление и принятие себя в этом новом для неё мире.
Боевая система
Вот что у разрабов действительно получилось хорошо, так это боевая система. У нас в арсенале будет чуть больше 100 различных заклинаний. По мере продвижения по сюжету мы сможем получить 4 набора:
– Фиолетовая магия. Начальная и универсальная. Этакий базовый минимум.
– Красная магия. Подходит для нанесения огненного урона, ближнего боя и агрессивного стиля боя.
– Синяя магия. Водяной урон и полезные баффы.
– Зелёная магия. Моя самая любимая. Электрический урон, создание иллюзий (тех же своих копий) и дико красивая атака по площади (жаришь молнией как Шторм из Дюдей X).
При сочетании всех этих магических атак бои получаются реально зрелищными и весёлыми. За счёт фишек на DualSense – приятными. Крошить монстров не надоедало, правда мир ими слишком перенасытили.
Есть тут и система рейтинга боёв. Работает она просто: завалил толпу, получив минимум урона – ранг будет повышаться. Провёл битву плохо – снижаться. Сомнительная механика из-за слабых наград за хорошо проведённый бой.
Плащи, ожерелья и дизайны ногтей, коих здесь целая куча, дают местами полезные пассивки, но в большинстве случаев носят лишь исключительно косметический характер. У верстака характеристики плащей и ожерелий можно прокачивать и менять, но я его использовал в основном для создания хилок. Может, прохождение на максимальной сложности и подтолкнуло бы к билдостроению, но это не та игра, в которой хочется этим заниматься. С балансом здесь проблемы явные, и ковырять противников/боссов минут по 10 – удовольствие сомнительное.
Исследование и активности
Огромный мир сыграл с Forspoken злую шутку. Карта перегружена однообразными «точками интереса». Поначалу исследование вызывает интерес, но позже скатывается в унылую зачистку карты уровня Ubisoft.
– Поиск монументов и уничтожение противников в руинах крайне утомительны.
– Лабиринты сначала вызывали интерес, но потом боссы там стали повторяться, и всё стало слишком однообразно.
– Записки по лору Атии читать интересно. Хотя, как по мне, лучше бы квестов нормальных по этой теме накидали.
– Испытания прошлого проходить на время понравилось. Тут хоть локации меняются, и можно посмотреть на то или иное место до скверны.
– Места для фото. Чисто ради пейзажей неплохая собирашка.
– Сундуки с головоломками поразгадывал штук 10-15, да и включил автоматическое открытие. Не поменялось от этого ничего.
Самая главная проблема – это мусорный лут. Награды за прохождение испытаний и исследование абсолютно никакие. Исследование скатывается в рутину. Обычных сундуков, отмеченных на карте, здесь сотни! И во всех них, в 99% случаев, мусор. Анимация их открытия с разбега разве что прикольная, но надоест она быстро. Мне кажется, столько сундуков не было даже в Assassin’s Creed Вальгалла 🤯
Само перемещение по карте с помощью волшебного паркура и прочих магических навыков реализовано классно: быстро, динамично и эффектно.
Лучшей второстепенной механикой можно назвать поиск кошек, они же фамилиары тант. Кошки вызывают здесь больше эмоций, чем большинство побочных квестов. В каждом регионе у них свой дизайн: кто-то с крылышками, а кто-то с рожками. Выглядят они забавно и умилительно. Подружившись с фамилиаром, он переместится в безопасное место (точку быстрого перемещения – приют паломника) и будет радовать глаз. Всего можно найти 20 штук. Они не несут никакого характера, кроме эстетического. Внимания им уделили в игре больше всего. С другой стороны, кошек много не бывает.
QTE мини-игра с танцами в конце заставила попотеть. Прожать 24 кнопки, без ошибки, с бешеной скоростью – это придумал явно какой-то «гений».
Противники и боссы
В мире Атии мы встречаем десятки существ, поражённых скверной: волков, зомби-подобных людей, летающих демонов, гигантских медведей и других мутировавших тварей. На первый взгляд, разнообразие есть, но через десяток часов становится понятно, что большинство из них – просто палитровые вариации друг друга. К середине игры рядовые враги попросту перестают удивлять.
Лучшие боссы в игре – это, разумеется, танты. Каждая из них обладает собственной эстетикой и уникальным стилем боя. Да и весь сюжет, по сути, крутится вокруг них.
Финальный боссфайт в целом неплохой, немного даже эпичный. Вот только из-за всей золотой хрени на экране ориентироваться было довольно сложно. Радан из DLC Elden Ring со своими столпами света отдыхает.
4 колоссальных кошмара ещё можно выделить. С ними драться было весьма интересно. Ну и для получения одного из трофеев они обязательны.
Квесты и диалоги
Основные квесты проходятся интересно, но сюжет реально короткий, особенно для такого уровня проекта. Карта непропорционально огромна и в основном лишь отвлекает от основной задачи.
С побочными дела обстоят хуже. Мало того, что их мало, так они все почти сводятся к прослушиванию скучных и малоинтересных диалогов.
С браслетом диалогов тонна, но большинство из них тупые, а часто повторяющиеся реплики просто раздражают. Спасают ситуацию лишь разговоры относительно сюжета.
Графика и техническая составляющая
Пейзажи и локации в игре достаточно красочны и живописны. Каждый регион обладает своим антуражем и атмосферой. Полюбоваться есть на что, но общая пустота на огромном пространстве бросается в глаза.
Лицевая анимация же сделана халтурно. Детализация слабая, местами преобладает «мыльцо», эмоции на лицах NPC отображаются плохо. Да и сами персонажи/квестодатели стоят как манекены и ждут, когда ты с ними заговоришь. Больше всего бросаются в глаза паузы между диалогами в пару секунд, будто игра заново прогружает мир – думаю это связано с движком игры. На фатке PS5 была пара-тройка подвисаний и один вылет. В целом некритично.
Прохождение на 100% и постгейм-контент
Для получения 100% придется прилично так побегать по карте в поисках всех собирашек. Тут уже зависит от того, хватит ли вам терпения это сделать. Несложно, но утомительно. Также нужно прокачать/улучшить все 105 заклинаний, выполнив определённые действия во время боя или при исследовании мира. Выполняются они достаточно просто, а иногда даже и весело.
Постгейм может предложить нам несколько квестов, которые, кроме одного, все скучные. Появятся испытания на повторные прохождения всех основных боссов – заниматься этим смысла нет никакого.
Итог
Forspoken шедевром или уникальной игрой назвать нельзя. У нее есть интересный фэнтези-сеттинг, довольно красивые пейзажи, неплохой сюжет, добротная и эффектная боёвка с комбинированием кучи заклинаний, приятно играется (по крайней мере на DualSense). Но, увы, за всей этой красивой обёрткой и всплывает много недоработок. Мир хоть и красивый, но слишком пустой. Второстепенные квесты и диалоги скучные и в основном безынтересные. Противники, кроме больших боссов и самих тант, однообразные, но лупить их особо не надоедало. Почему? Да потому что весело и красиво всё это выглядит.
В общем, такое ощущение, что у создателей реально была вполне годная задумка, начинали это всё делать с энтузиазмом, а потом такие: «ладно, и так сойдёт». И так почти с каждым пунктом в игре. Она не то чтобы очень плохая, а просто не доведена до ума…
Если бы разрабы постарались сделать игру более разнообразной и насыщенной интересными событиями, получилась бы довольно качественная игра. Forspoken может подойти тем, кто прям очень сильно любит мир фэнтези и хочет просто повеселиться, уничтожая кучу врагов самой разной магией. Да и просто побегать, позалипать на пейзажи.
Если вам уже до смерти надоели огромные миры с «точками интереса» и бесконечными сундуками с мусорным лутом, проходите мимо, вы ничего не потеряете.
⏱ Время прохождения на 100%: 70 часов.
💀 Сложность: 4/10. В целом просто, но может быть утомительно.
🔥 Эмоции от прохождения: спорные. 6,5/10.