История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

Когда закрывают воздушное пространство, никто не спорит с мерами безопасности. Но вместе с небом закрывается и ответственность. Аэропорт, авиакомпания и туроператор синхронно выходят из игры, оставляя пассажира один на один с последствиями. Формально рейс «перенесён», отпуск «не отменён», а отказ от поездки трактуется как добровольный. Практически это означает простую вещь: вы можете потерять деньги и не улететь никуда — на законных основаниях.

10 декабря 2025 года. Аэропорт Внуково

Вылет в Дубай авиакомпанией Flydubai был запланирован на 00:20.

Начало выглядело почти образцовым и посадка началась по расписанию. Около 00:12 пассажиров посадили в самолёт.

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

Возврат в аэропорт

В 03:23 ночи пассажиров вывели обратно в здание аэропорта и направили в зал ожидания. К этому моменту стало известно, что воздушное пространство временно закрыто, а рейсы переносятся на неопределённое время.

. Подобные ситуации уже происходили и, вероятно, будут происходить снова. Эти меры понятны и обсуждать их здесь бессмысленно.

Дальнейший рассказ — не про причины закрытия воздушного пространства и переносы рейсов. Подобные ситуации уже происходили и, вероятно, будут происходить снова. Эти меры понятны и обсуждать их здесь бессмысленно.

А о том, что происходит с людьми после этого. Как устроены организационные процессы в самом аэропорту в моменте. И как ведут себя авиакомпании и туроператоры уже после. И на ком же финансовые издержки в случае, если ваш отпуск был распланирован впритык.

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

Беспросветное ожидание

Свободных мест не было. Люди сидели на полу, у стен, между рядами кресел. Было много семей с маленькими детьми.

Ночь без сна. Только ближе к четырём утра начали развозить некое подобие матрасов. По ощущениям, матрасов хватило примерно на 15–20% пассажиров. Остальные устраивались как могли: на куртках, рюкзаках, картоне.

Видео взято с инстаграма из общего доступа

Дайте покушать...

Авиакомпания Flydubai не предоставила ни горячего питания, ни воды.

Единственное, что нам сообщили: на посадочном талоне у каждого пассажира есть депозит — 950 рублей. Предлагалось «сходить покушать».

На практике это выглядело иначе.

Почти все кафе были переполнены. Логично — там были столы и стулья. В Duty Free продавались в основном снеки, но депозит там не принимали.

Цены — стандартные для аэропорта. Именно поэтому сумма депозита выглядела символической.

На два ваучера нам удалось купить:

  • маленький Milky Way 30 г
  • Snickers 30 г
  • две упаковки Pringles по 40 г

Формально — питание предоставлено. Фактически — этого едва хватало.

Действительно, можно колко подметить, что все кто летят в Дубай по определению имеют достаточное количество средств, чтобы питаться милкивэями за 500 рублей и ни в чем себе не отказывать. Про отсутствие сервиса, сна, сидячих мест и нормального питания, потерю двух 2/7 дней отпуска - мы умолчим.

Было тяжело наблюдать за семьями с детьми, где родители плакали вместе с ребёнком, потому что понимали, что отдых испорчен. Несмотря на ваш бугурт и скепсис в комментариях, далеко не все на этом рейсе были "зажравшиеся москвичи". Многие копили на этот отпуск целый год. Это буквально прорывалось из некоторых пассажиров в особо эмоциональные моменты. Отпуск заканчивался, не начавшись.

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

Попытки найти выход

Мы попытались пройти в бизнес-зал. Туда уже не пускали — поток людей был слишком большим. Даже для тех, кто проходил, действовало ограничение по времени пребывания.

Сотрудникам аэропорта задавали одни и те же вопросы: можно ли покинуть территорию? Что будет дальше? Есть ли понимание сроков?

Ответы были одинаковыми:

«Мы ничего не знаем.» «Покидать территорию нельзя.»

Создавалось впечатление, что подобные ситуации стали рутиной. А вместе с этим — рутиной стало и отношение к людям.

К утру

К девяти утра появилась первая конкретная информация. Воздушное пространство открыто. Нам сообщили, что будет предпринята вторая попытка вылета. Около 9 утра нас снова пригласили на посадку.

К этому моменту стало известно, что экипаж полностью заменён. Со стороны это выглядело как признак того, что ситуация наконец стабилизировалась.

Пассажирам сообщили, что всё в порядке и рейс готовится к вылету.

Не Дубай

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

Уже во время руления командир экипажа сделал объявление.

Он сообщил, что фактически мы летим не в Дубай, а в Тбилиси. Причина была сформулирована следующим образом:

«На борту нет питания. Для того чтобы накормить пассажиров, нам необходимо выполнить посадку в Тбилиси, загрузить провизию, а также снова заменить экипаж, поскольку у пилотов второго экипажа заканчивается рабочая смена.»

Это сообщение прозвучало в тот момент, когда самолёт уже находился в очереди на взлёт.

О таком маршруте заранее не сообщалось. Выбора пассажирам не предлагали. Пассажиров поставили перед фактом.

Очередное ожидание

После этого самолёт остановился.

Снова началась стадия ожидания без какой-либо конкретики. Примерно через полтора часа экипаж сообщил, что мы ждём своей очереди на взлёт — в аэропорту скопилось большое количество рейсов. Прошёл ещё час.

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

А где же еда??

Пассажиры начали задавать вопросы. В том числе о питании.

Один из бортпроводников с невозмутимым видом ответил:

«Еда была разогрета в самом начале. Сейчас она считается непригодной.»

Этот момент вызвал закономерное недоумение, поскольку за предыдущие сутки питание пассажирам не предоставлялось вовсе.

Пассажир, который отказался лететь

Спустя некоторое время один из пассажиров потребовал высадить его с борта. Он заявил, что отказывается продолжать полёт.

По его словам, он летел в Дубай всего на сутки для важной встречи, которая к этому моменту уже была сорвана.

Важно понимать контекст: экипаж работал в жёстком временном окне. Срок смены подходил к концу. Любая задержка критически уменьшала шансы на вылет.

Несмотря на это, ситуация с пассажиром не была урегулирована оперативно. Экипаж не стал принимать жёсткое решение и не объяснил последствия для остальных пассажиров.

В итоге пассажир был высажен.

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

Безопасность и ещё один час

После высадки пассажира начались стандартные процедуры безопасности, потому что поведение пассажира с точки зрения процедур было подозрительным.Его багаж выгружали. Самолёт осматривали. Потом рейс отменили, а представитель авиакомпании так и не вышел. Через сотрудников аэропорта нам передали позицию авиакомпании: они готовят пресс-релиз и не считают нужным выходить к пассажирам, поскольку вся информация будет опубликована официально.

Паспортный контроль

На паспортном контроле скопилась большая очередь — мы были не единственными пассажирами отменённых рейсов.

Один сотрудник начал собирать паспорта пачками. Через несколько минут вернулся и начал по одному зачитывать фамилии, возвращая документы с отметками.

При таком количестве людей процесс шёл крайне медленно. На просьбы привлечь дополнительных сотрудников отвечали уклончиво:

«Все вопросы к руководству.»

Видео взято с инстаграма из общего доступа

Багаж и отсутствие контакта

Информацию удалось получить от других пассажиров того же рейса. Только так удалось забрать багаж.

Выяснилось, что представители Flydubai находятся этажом выше. Пассажиры пытались с ними поговорить, но им отвечали через дверь, что обсуждений не будет и «вся информация появится в пресс-релизе». После этого на обращения перестали отвечать вовсе.

Не финал

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

После получения багажа мы связались с туроператором. Рассчитывая получить хотя бы базовые разъяснения по дальнейшим действиям и возможному возврату средств. Для начала стоит упомянуть, что мы оформили тур через агентство «99 евро». И когда мы связались с туроператором...

Ответ был следующим:

— произошедшее является форс-мажорной ситуацией

— согласно договору, при отказе менее чем за 10 дней до начала тура применяется 100% штраф

Также было подчеркнуто, что рейс Flydubai формально не отменён, а перенесён на 06:00 следующего дня.

На практике это означало задержку более чем на полтора суток.

Отпуск был рассчитан на одну неделю. Пять дней из неё приходились на пребывание в Дубае.

К этому моменту стало очевидно, что поездка фактически сорвана, а дальнейшее ожидание не имеет смысла.

В 14:30 мы покинули аэропорт и уехали домой.

История перелёта авиакомпанией Flydubai, оформленного через турагентство «99 евро», закончилась не вылетом и не альтернативным маршрутом, а отсутствием коммуникации, ответственности и каких-либо решений для пассажиров, оказавшихся в аэропорту более чем на полтора суток.

Чем всё не закончилось

На момент написания этого текста ситуация остаётся нерешённой.

После возвращения домой с нами связался не менеджер, сопровождавший тур, а юрист турагентства «99 евро». Разговор сразу был переведён в юридическую плоскость.

Фактически нам было заявлено, что: мы «сами отказались лететь», а туроператор и авиакомпания в данной ситуации «ни при чём».

При этом полностью игнорируется контекст:

— задержка более чем на 36 часов

— неоднократная отмена и перенос вылета

— отсутствие выполнения ключевой части тура

— фактический срыв отпуска

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

Shit Happens

Услуга не была оказана в разумные сроки.

Условия договора применяются без учёта фактических обстоятельств.

Ответственность за организационный коллапс полностью переложена на пассажиров.

Многие пассажиры, оказавшиеся в аналогичной ситуации, скорее всего, не пойдут в суд. Причина проста: стоимость юриста и судебного процесса сопоставима с суммой потерянных денег.

Система это учитывает.

История одного «перенесённого» рейса или как всрать 7дневный отпуск

Для чего делюсь этой историей? Вы должны знать

Мы живём в реальности, где:

— закрытие воздушного пространства стало регулярным риском

— форс-мажоры больше не исключение, а обыденность

— но финансовые издержки никто на себя не берёт

Ни аэропорт. Ни авиакомпания Flydubai. Ни туроператор.

Фактически любой вылет превращается в лотерею.

Но вы всегда можете потерять деньги, никуда так и не улетев.

Если вы копите на отпуск два месяца — это неприятно. Если копите весь год и летите с ребёнком... Ну вы поняли. Это другой разговор.

И к этому, как выяснилось, пассажиру предлагают быть готовым заранее.

Вывод? Планируем вылет заграницу, не пытаясь впихнуть его в 7 дней, только в 14дневный отпуск. Берем еду и воду с собой в самолёт. Носим с собой картонки для сна...

224
73
20
15
8
7
2
1
1
1
1
323 комментария