Почему Clair Obscur: Expedition 33 игра года?
5 пунктов "хейтера"
1. Слабый год на большие релизы
В 2025 году вышло довольно много игр, некоторые из действительно классные. Но большинство больших релизов это франшизы.
Battlefield 6, Kingdom Come Deliverance 2, Indiana Jones The Great Circle, Death Stranding 2, Silent Hill f, Doom The Dark Ages.
Все это франшизы - и сильно нового экспириенса они не дают в рамках своих серий.
Сиквелы и триквелы довольно частые номинанты на игру года, как правило такие игры из ряда вон выходящие и предлагают исключительный опыт и привносят новые стандарты в жанр. Чего в 2025 году не было.
2. Игра года это хайп года
Подобные номинации всегда сопряжены в первую очередь с популярностью игры, (и дружбой с Кили) и не всегда с ее качеством и проработанностью механик.
Dragon Age: Inquisition, Elden Ring, Astro Bot привет)
3. Clair Obscur: Expedition 33 это хорошая игра в целом
Но в вакууме, она не лучше других игр в жанре JRPG, она не сильно лучше по качеству других игр в номинации. Она сильно дешевле в плане анимаций и синематиков.
Она просто норм. Но...
4. На фоне остальных игр она выглядит свежо
Это не крупная игра, бюджет почти 10 миллионов, из которых часть государственные, полученные по гранту, часть средств вообще личные)
Это не сиквел.
Это JRPG like, который не особо популярен на западе, есть пару весомых франшиз, но те были созданы в азии, и выглядят как аниме)
Clair Obscur: Expedition 33 все таки репродуцирует это на свой западный манер, но проще)
И для не искушенных игроков это действительно выглядит свежо.
5. Clair Obscur: Expedition 33 рассчитан на массовую аудиторию
Она очень доступная, чаще всего она нравится non-gamers аудитории, которая редко играет в сюжетные игры. Это люди, которые "выросли" из игр и иногда проходят пару самых популярных проектов в год, девушки, которые выбирают красивую меланхоличную игру с приятным артом, музыкой и сюжетом.
(Выйдя Dispatch раньше, то возможно он бы потягался с Expedition 33 за игру года, но прошло недостаточно времени, чтобы хайп был сильным.)
Она недостаточно напряжная и сложная, не выглядит громоздкой игрой, в которой надо сидеть разбираться, и достаточно приятная и красивая, чтобы увлечь.
Отсюда понятный массовый хайп.
Игра действительно заслуживает своих наград, но оверхайп и отсутствие больших конкурентов сыграло свою роль.
Я думаю в будущем эта история сильно повлияет на качество новых игр, но это уже другая история...
С которой можно ознакомиться у меня в рецензии Steam: