Люди Икс: Темный Феникс – плохой конец эпохи

За почти двадцатилетний отрезок экранизаций комиксов о команде мутантов мы могли увидеть пределы способностей самых известных её участников: Росомахи и Профессора Ксавьера, но до сих пор нам лишь мельком была известна экранная мощь самого могущественного из них. Предпоследняя глава о приключениях сверхлюдей раскрывает тёмную сторону сильнейшего существа на планете Земля – Джины Грей и феникса внутри нее.

SPOILERS ALARM

Часть современных зрителей-любителей кинокомиксов возможно запамятовала или же вовсе не знает, но на заре двухтысячных фильмы о Людях Икс были равно популярными первой трилогии о Питере Паркере. Друг за другом выходили части двух оригинальных трилогий о персонажах издательства Marvel, но от разных студий – за Человека-паука в исполнении Тоби Магуайра отвечали Sony, за развитием супергероев-преподавателей из школы мутантов отвечал Двадцатый век Fox. Параллельно выбрались из затяжного кризиса создатели бумажных прообразов идолов детей начала нашего века. Именно успешность сторонних проектов по их конспектам убедила Marvel в перспективности сделки с Disney, остальное уже история. Спустя 19 лет после выхода дебютных «Людей Икс», франшиза разрослась до 12 фильмов, включая дилогию о говорливом наёмнике и трилогию о канадце с когтями. Общие сборы от всех картин располагаются на восьмом месте в топе самых прибыльных прямиком за двумя трилогиям о Средиземье и всеми полнометражными фильмами и мультфильмами о Человеке-пауке. Прокат «Темного Феникса», по прогнозам, позволит перешагнуть отметку в 6 миллиардов долларов.

На пресс-конференции в Москве в мае собрался полный (около 100 человек) зал журналистов, режиссер и продюсер фильма, а также исполнители ключевых ролей – Джеймс МакЭвой и Джессика Честейн. Помимо вопросов ведущего, создателям картины удалось ответить лишь на 8 вопросов. Радушие взаимодействия на мероприятии, приуроченном к выходу финальной главы в приключениях команды Х, к сожалению, не изменит одного – фильм с каждой минутой убеждает в успешности сделки с Disney для обеих сторон.

Важно отметить – в «Апокалипсисе» роль Софи Тернер была сильно ограничена, и создатели учли это. В новой картине важно показать предпосылки к нарушению баланса в личности Джин Грей и лейтмотиву её проблематики посвящены несколько сцен из детства. Авария и последовавшая гибель матери героини по её вине, первая встреча с Чарльзом Ксавьером и отчаяние отца. Удивительно, но раскрытие неоднозначности поступков главного персонажа фильма уместилось в одно предложение. Восстанавливая отрывки из оригинальной трилогии мы с вами вспомним – проблематика и героизм в действиях героини Фамке Янссен были более планомерными и имели под собой более явные основания. Поэтому, когда в «Последней битве» сугубо положительная Джин Грей восстала из пепла и начала последовательно уничтожать самых близких для себя людей, не оставалось и толики сомнений – наружу рвётся её темная сторона, Феникс. На этом фоне форсированность преобразования новой Джин – нелогична, чужда зрителю.

Магнето, Профессор Х, Мистик – персонажи с обновленными судьбами в последних частях франшизы. Эрик Леншерр вместе с Братством Мутантов ведёт затворнический образ жизни, не пытаясь, как раньше, убедить человечество в его ничтожности по сравнению с следующей ступенью эволюции. Чарльз не столько положительно-напутственно управляет своим институтом и командой, методы героя в исполнении МакЭвоя стали балансировать между смирением перед правительством и манипулированием подопечными в угоду мнимой защиты оных. Рэйвен находит себя в качестве лидера Людей Х. Она наставник для Скотта Саммерса, Джин Грей, Ороро Монро и Курта Вагнера. Ей помогают Хэнк Маккой и Питер Максимофф. Изюминкой предыдущих двух фильмов стали сцены с Ртутью, персонаж Эвена Питерса был глотком свежего воздуха в облаке чопорности и приторного морализма, в «Темном Фениксе» зрителей лишают и этого.

Люди Икс: Темный Феникс – плохой конец эпохи

В золотой век кинокомиксов сценаристы научились достигать успеха и без полной опоры на бумажный первоисточник. В случае с новым фильмом номинально источником являются многочисленные сюжеты о раздвоении личности Джин Грей, официально основой заявлен сюжет 1983(#129-137). Но о её светлой стороне мы толком ничего и не знали. Можно относиться проще, но почему в то же время Октавиус Альфреда Молины или Киллмонгер Б. Джордана смотрятся более убедительно, их мотивы ясны, а сами персонажи детально проработаны, хотя им отведена роль антагонистов? Режиссер и сценарист картины – Саймон Кинберг. Постановщик один из тех, кто позволил серии заново обрести лицо и экранизировать успешные «Первый класс» и «Дни минувшего будущего», после относительного провала первого «Росомахи», но затем последовал справедливо холодно встреченный «Апокалипсис» с его сценарием. По словам самого режиссера, он вырос на комиксах и энтузиазм при написании сюжетов к их экранизациям рос с каждым разом, однако сами результаты его работы неоднозначные: кроме факта того, что столь важная для студии и франшизы лента была доверена дебютанту в кресле главного на съемочной площадке, это также послужило причиной существенных сюжетных провалов. Диалоги в фильме один за другим похожи на попытку растянуть не до конца прожаренный стейк, дабы избежать неловких сцен молчания и демонстрации нехватки фантазии у создателей. Апофеозом становится беседа между главной героиней и инопланетным существом в облике Джессики Честейн. Диалог из трех неуместных реплик растянут на неприличную минуту хронометража. Сообщество обсуждало роль актрисы в фильме, предполагая возвращение Эммы Фрост. Однако, Честейн предстояло вжиться в роль лидера сверхрасы, остатки представителей вида прилетели изучить нашу планету и способны с легкостью перенимать внешность представителей человечества. Баллов не добавляет и «преображение» Циклопа – известный лидер и стратег здесь показан импульсивным мальчиком на побегушках, марионеткой в руках более зрелых коллег.

Джессика Честейн и Саймон Кинберг на съемочной площадке
Джессика Честейн и Саймон Кинберг на съемочной площадке

Но! Софи Тернер замечательно смотрится в образе Джин Грей, не в фильме, на постерах и в промо, но учитывая обрушившийся выше водопад критики со стороны автора это вполне неплохо. При просмотре фильма не покидает ощущение безалаберного отношения со стороны создателей, это не вина актёров, они работают с материалом. За него ответственны другие люди. От картины веет скорым забвением тех экранизаций сюжета о команде мутантов, что мы видели раньше. МакЭвой уже сообщил, что покидает франшизу в связи «с изменившимися моральными ценностями своего героя». Надеюсь, в памяти поклонников останутся только положительные моменты, ибо совсем скоро самобытных обитателей Института для одаренных подростков ждет интеграция в Киновселенную Marvel.

2323
32 комментария

Фамке Янссен в своё время была конечно уххх.

38

Комментарий недоступен

15

Эм... а как же Ромейн?

10

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

7

ну так Да! и на страницах глянцевых журналов вроде как

Комментарий недоступен

1