Во что поиграть: лучшие настольные игры 2020 года

Подводим итоги и отмечаем самое интересное.

Год выдался непростым, и многим из нас гораздо больше времени пришлось проводить дома. К счастью, настольные игры — это хобби, которое только способствует такому режиму. В ушедшем году на российский рынок вышло множество интересных настольных проектов — мы собрали их для вас в одном материале. Берите на заметку.

Во что поиграть: лучшие настольные игры 2020 года

«Чемпионы Мидгарда» (Champions of Midgard)

2-4 игрока, 60-90 минут, сложность — средняя

«Чемпионы Мидгарда» увидели свет аж в 2015 году, но до российского рынка добрались лишь в 2020-м. Силами локализатора Lavka Games мы получили один из хитов в жанре еврогеймов, в котором сочетаются и простота освоения, и крепкое геймплейное ядро, и отличный арт. Ну и интересная тематика, конечно же — кто не любит викингов и скандинавские легенды?

В «Чемпионах Мидгарда» игрокам предстоит взять на себя роль предводителей отрядов викингов, сражающихся с троллями, драуграми и другими мифическими монстрами. Хоть игроки и бьются против общего врага, побеждает в игре только один — тот, кому удалось набрать больше всего очков славы.

Но геймплей завязан не только на сражениях: в основе игры лежит проверенная механика «выставления рабочих». Некоторые рабочие уходят добывать дерево и еду, другие — строить корабли, а третьи — нанимают новых воинов. Боевые юниты, к слову, представлены в игре в виде кубиков и могут быть трёх видов: копейщики, мечники и берсеркеры с топорами — каждый вид имеет свои плюсы и минусы в бою.

Вместе с базовой коробкой на рынок также вышел комплект с двумя дополнения к игре: «Вальгалла» и «Тёмные горы». Они расширяют игровое поле, а также добавляют новые механики и новые виды воинов.

«Остров кошек» (The Isle of Cats)

1-4 игрока, 60-90 минут, сложность — низкая

Локализатор GaGa Games последние пару лет радовал любителей настольных игр серьёзными стратегиями вроде «Войны Кольца» или «Сумеречной борьбы». Но с «Островом кошек» они сделали ставку на другой жанр — и не прогадали. Эта игра вышла на западе в 2019 году и сразу прочно закрепилась в десятке лучших семейных игр на BoardGameGeek.

В «Острове кошек» игрокам предстоит спасать котиков от сил зла, увозя их с острова на своём корабле — практически кошачий ковчег. Механически это выглядит следующим образом: у каждого игрока есть планшет с лодкой, расчерченной на квадраты, и их нужно заполнять картонными тайлами с кошками различных цветов. Чем больше котиков одного цвета оказывается рядом друг с другом, тем больше они приносят победных очков.

Помимо этого, есть ещё целый набор личных и общих целей, выполнение которых также приносит победные очки. Например, нужно оставить пустыми определённые клетки на лодке или расположить как можно больше котов определённого цвета у края планшета. Этим «Остров кошек» несколько напоминает прошлогодний хит «Крылья»: цели выпадают случайным образом, поэтому каждая партия играется по-разному.

Несмотря на большое количество механик, игру довольно просто освоить даже неопытным игрокам. Ну а элемент заполнения карты тайлами так, чтобы не осталось пустых мест, точно в ком угодно пробудит перфекциониста.

«Место преступления: Средневековье» (Chronicles of Crime: 1400)

1-4 игрока, 60-90 минут, сложность — средняя

«Средневековье» продолжает серию суперуспешных настольных детективов, впервые изданных в России в 2018 году силами компании Hobby World. Однако это не очередное дополнение к базовой коробке «Места преступления»: эта игра полностью самостоятельная и не требует базовой версии. Более того, она запускает трилогию «Тысячелетие», в рамках которой игрокам предстоит расследовать запутанные дела сначала в 1400-м, затем в 1900-м году, а затем и в будущем — в 2400-м году.

В этой игре на полную используется мобильное приложение-компаньон: по сути, все компоненты игры — это лишь карточки с артами локаций, персонажей и предметов, на каждой из которой есть QR-код. Весь игровой текст, тем временем, подаётся в мобильном приложении. Просканировав код, игроки могут пообщаться с персонажами, изучить локации и попытаться найти новые улики. Более того, иногда можно изучить место преступления от первого лица через экран телефона — для этого есть специальный 3D-режим, поддерживающий к тому же VR-очки.

Действие игры происходит в средневековом Париже, и игроки берут на себя роль рыцаря Абеляра Лавеля, которому с детства во снах приходят видения о свершившихся и ещё не свершившихся преступлениях. В игре это реализовано с помощью специальных карточек «видений» — это одна из новых механик в этой версии «Места преступления». В коробке с игрой четыре независимых сценария, но со временем в приложении можно будет купить дополнительные.

«Плотина» (Barrage)

1-4 игрока, 60-120 минут, сложность — высокая

«Плотина» — один из самых громких релизов в жанре евроигр за последние пару лет. Редко какой еврогейм предлагает такую комплексность игровых механик, да ещё и прочно привязанных к теме игры. В ней мы выступаем в роли глав конкурирующих корпораций, стремящихся занять лидирующее место на рынке энергетики путём строительства огромных плотин. Сам же сеттинг — это альтернативные 1930-е годы, этакая мрачная ретро-антиутопия.

Игровое поле представляет из себя набор резервуаров и рек, на которых игрокам и предстоит строить плотины, перенаправляя потоки воды и подпитывая свои генераторы. Игра располагает к агрессивной тактике: например, можно «перекрывать» доступ к воде другим игрокам, строя плотины выше по ходу течения рек. Это — ещё одно отличие «Плотины» от большинства других еврогеймов: взаимодействие между игроками в ней приобретает гораздо более соревновательный характер.

Таким образом, здесь нужно постоянно следить за ходами других игроков, одновременно не забывая и о собственной стратегии. Даже после одной партии мозг начинает кипеть — если ваша игровая группа привыкла к более лёгким и весёлым настолкам, то, наверное, «Плотина» станет для вас не самым лучшим выбором. Однако если вы не боитесь хардкора и прямой конфронтации за игровым столом, то эта игра определённо доставит вам удовольствие — она не зря входит в топ-50 стратегических игр на BoardGameGeek.

Помимо базовой коробки, Crowd Games также издала на русском языке дополнение к игре — «Плотина. Проект "Легватер"».

«Длина волны» (Wavelength)

2-12 игроков, 30-45 минут, сложность — очень низкая

Приятно, что даже в 2020-м, когда все сидели дома на карантине, мы не остались без качественного патигейма. Игры для вечеринок — это довольно своеобразный жанр. Во-первых, то, что может «зайти» одной компании, не обязательно должно понравиться другой. Кто-то готов часами играть в «Мафию» и её вариации, а кто-то не представляет встречи с друзьями без партии в Alias или «Кодовые имена».

Во-вторых, набор механик в подобных играх обычно ограничен, и многие проекты попросту копируют геймплей других успешных игр. На первый взгляд, «Длина волны» тоже может показаться вторичной — игрокам опять нужно делиться на две команды, а геймплей вновь завязан на словах и ассоциациях. Но к счастью, разработчикам удалось привнести новые идеи и в этот жанр.

Первое, что бросается в глаза, когда открываешь коробку с игрой — это большой диск с вращающимся механизмом. Он случайным образом устанавливает «метку» на шкале между двумя противоположными концепциями. Например, «горячий — холодный» или «весёлая песня — грустная песня». Положение «метки» при этом видит лишь один игрок — ему нужно дать подсказку своей команде, чтобы они догадались, в какую часть шкалы целиться.

Например, если на карточку со словами «горячий — холодный» он скажет «огонь», то, скорее всего, метка будет находиться близко к «горячему» краю. Но как быть, если он скажет «бутерброд»? Тут уже нужно либо попытаться прочитать ход мыслей своих друзей, либо просто очень хорошо их знать, чтобы понимать, кто какие бутерброды предпочитает — горячие, холодные, или где-то посередине, лишь слегка тёплые.

«Длина волны» провоцирует дискуссии и смех за игровым столом, и после того как одна из команд набирает нужное для победы количество очков, первое что хочется сделать — тут же начать новую партию. Ну а большего от хорошего патигейма, в общем-то, и не нужно.

«Маятник» (Pendulum)

1-4 игрока, 60-90 минут, сложность — средняя

После крайне успешного 2019 года, в котором Stonemaier Games выпустили хитовые «Крылья» и «Эпохи», компания как будто бы взяла небольшой перерыв. Не считая дополнений к уже вышедшим играм, за весь год они выпустили лишь один крупный проект — настольную игру «Маятник». В России игра вышла практически одновременно с миром, локализацией занималась компания Crowd Games.

В «Маятнике» игроки представляются как могущественные лорды, борющиеся за трон некоего вымышленного королевства. В ход идут коварство и интриги, ну а на игровом поле всё происходит путём знакомой многим механики «выставления рабочих». Но есть один нюанс: главный ресурс в игре — это даже не золото или рабочая сила, а время.

В этом главная особенность «Маятника» — игра происходит не по ходам, а в реальном времени. У каждого действия есть ограничение по тому, как часто его можно применять — в игре это отслеживается с помощью трёх разноцветных песочных часов, измеряющих промежутки в три минуты, две минуты и 45 секунд. Можно делать ставку на «быстрые» действия, а можно брать время на раздумья и концентрироваться на решениях с более длинным таймером.

На бумаге всё это выглядит интересно и необычно, и в общем-то, так оно и есть — игры в реальном времени довольно редки в настольном мире, а уж тем более на российском рынке. Но всё же игровой процесс довольно своеобразен и может понравиться не всем. Опытные игроки будут более шустро принимать решения, не давая шанса новичкам.

Плюс, из-за постоянного давления таймера каждый игрок как бы немного замыкается на своей игровой зоне, и если кто-то из соперников нечаянно делает ошибку и нарушает правила, у других игроков, скорее всего, не будет возможности это отследить. Тем не менее, из-за своей уникальности и непохожести на другие игры «Маятник» заслуживает если не рекомендации, то как минимум упоминания в этой подборке.

«Звёздные Войны: Внешнее кольцо» (Star Wars: Outer Rim)

1-4 игрока, 120-180 минут, сложность — средняя

Fantasy Flight Games продолжает радовать фанатов «Звёздных войн» играми по знаменитой вселенной. За прошлые пару лет мы видели карточные игры и военные стратегии, теперь же настало время для игры о теневой стороне далёкой-далёкой галактики. Во «Внешнем кольце» игрокам предстоит примерить роли контрабандистов, наёмников и охотников за головами.

Среди доступных персонажей есть как любимцы фанатов вроде Хана Соло и Бобы Фетта, так и менее известные широкой публике герои. Игровое поле представляет из себя полукруг, наполненный знакомыми планетами — Татуин, Мон Каламари и так далее. Выполняя контракты и задания, игроки зарабатывают репутацию среди нескольких игровых фракций, ну а побеждает тот, кто первее всех набрал нужное количество очков славы.

Оставаться у всех сразу на хорошем счету не удастся — выполнив заказ по доставке груза для Республики, вы скорее всего воткнёте пару палок в колёса Империи, и тогда уже пролететь мимо патруля на контролируемом ими секторе не получится.

«Внешнее кольцо» точно понравится фанатам «Звёздных войн»: игра отлично передаёт атмосферу знаменитой кинофраншизы. Ну а многообразие персонажей, заданий и модификаций корабля добавляют реиграбельности. Единственный минус — это, пожалуй, длина партий: для полноценной игры вчетвером стоит отвести как минимум часа три, а лучше — целый вечер.

«Экипаж. Экспедиция к девятой планете» (The Crew: The Quest for Planet Nine)

2-5 игроков, 15-30 минут, сложность — низкая

«Экипаж» произвёл настоящий фурор в мире настольных игр в ушедшем году — список его наград исчисляется десятками. Игра сразу взлетела в топ-50 на BoardGameGeek и заняла третье место среди семейных игр. Впрочем, подобный успех был и у других проектов — но мало кому удавалось достичь таких высот, имея минимум компонентов.

Всё наполнение коробки «Экипажа» — это две колоды карт да горсть жетонов. Но даже в такой лаконичный набор создатели умудрились заключить десятки часов увлекательного геймплея. Первое, что удивляет — игра полностью завязана на кооперативе. Она берёт механики у классических карточных игр, но с помощью командных «миссий» превращает их в кооперативный паззл. И таких миссий в игре целых пятьдесят штук — они объединены общим сюжетом о поиске девятой планеты и следуют друг за другом по нарастанию сложности.

Каждый ход игроки выкладывают на стол карты разных цветов и разного номинала: тот, кто выложил самую высокую карту текущего цвета, «выигрывает» раунд. Миссия может быть следующей: один из раундов должен выиграть определённый игрок, и именно на определённой карте — скажем, семёрке зелёного цвета. И это лишь самый простой пример, дальше начинается настоящая головоломка: ограничения по коммуникации между игроками, выполнение нескольких условий в заданном порядке и так далее.

«Экипаж» точно понравится всем любителям логических задач и поклонникам командных игр. Ну а когда входящие в коробку с игрой пятьдесят миссий начнут надоедать, как раз подоспеет следующая игра в серии — компания «Звезда» уже готовит к локализации «Экипаж. Погружение в бездну».

На что ещё стоит обратить внимание

На западе 2020 год выдался не самым богатым на громкие релизы, но на российском рынке локализаций интересных проектов вышло довольно много. Ниже мы кратко расскажем о стоящих внимания играх, не вошедших в основную подборку.

«Чёрный Ангел» (Black Angel) — большая во всех смыслах игра с глубоким геймплеем и необычной тематикой. Это стратегия о космическом корабле, дрейфующем в открытом космосе в поисках нового дома для человечества. Игроки становятся искусственным интеллектом, управляющим различными системами этого ковчега.

«Архитекторы западного королевства» (Architects of the West Kingdom) — хит в жанре еврогеймов, добравшийся в 2020 году до российского рынка. Игрокам предстоит сыграть роль королевских архитекторов времён империи Каролингов и маневрировать между легальными и «серыми» схемами получения ресурсов и признания короля. Локализатор Lavka Games уже вовсю работает над двумя «логическими продолжениями» этой игры — «Паладины западного королевства» и «Виконты западного королевства», поступление их на рынок ожидается в 2021 году.

«Зона: Тайны Чернобыля» (Zona: the Secret of Chernobyl) — польская адвенчура в знакомом многим сеттинге. Персонажи под управлением игроков собирают ресурсы, сражаются с монстрами и стремятся раньше других искателей приключений пробраться внутрь саркофага чернобыльской АЭС. Если вам нравятся сюжетные игры с сильной привязкой к теме и вы не боитесь рандома в бросках кубиков, то «Зона» способна подарить не один час увлекательных историй, наполненных радиацией, аномалиями и мутантами.

«Индустрия» (Furnace) — эта игра переносит игроков во вторую половину XIX века, во времена промышленной революции. В основе геймплея — механика аукциона с последующей конвертацией ресурсов в победные очки. В «Индустрии» отличный визуальный стиль, да и играется она довольно быстро: партии редко занимают больше часа. Что приятно, игру разработал наш соотечественник Иван Лашин. В России она уже вышла, а западный релиз запланирован на 2021 год.

«Поселенцы: Северные Империи» (Imperial Settlers: Empires of the North) — самостоятельная карточная игра в линейке оригинальных «Поселенцев». Предлагает такой же увлекательный геймплей и разнообразие тактики, но с некоторыми нововведениями в механиках. Игроки ведут один из северных народов к славе, развивая экономику, открывая новые острова и совершая набеги на земли противников. Помимо базовой игры, компания «Звезда» уже выпустила и два дополнения: «Японские острова» и «Римские знамёна».

«Нидавеллир» (Nidavellir) — карточная игра в скандинавском сеттинге. Игроки собирают отряд отважных дварфов, чтобы сразиться с легендарным драконом Фафниром. Но не дайте себя обмануть: самого сражения в игре не будет — побеждает тот, кто сможет собрать самый мощный отряд. Механически это выглядит как аукцион с картами воинов, на которые игроки ставят монеты различного номинала. Монеты при этом можно «прокачивать», повышая их покупную силу, но это отнимает у вас часть ходов. Таким образом, игра превращается в очень увлекательную математическую задачку — после окончания партии сразу же хочется начать новую и попробовать другую тактику.

«Ужас Аркхема. Третья редакция» — дополнения «Во мраке ночи» и «Под тёмными волнами» (Arkham Horror. Third Edition — Dead of Night, Under Dark Waves). Линейка перезапуска «Ужаса Аркхема» продолжает расширяться, и в этом году Hobby World почти сразу вслед за западным релизом выпустила два дополнения к этой популярной игре по Лавкрафту. Как обычно, они добавляют в игру новые сценарии, предметы, а также новых сыщиков и новых Древних. «Под тёмными волнами» также расширяет игровую карту районами города Кингспорт.

«Ужас Аркхэма. Карточная игра: Нарушенный круг» (Arkham Horror: The Card Game — Circle Undone) — в 2020 году Hobby World выпустила завершающие сценарии цикла «Забытая эпоха» и сразу же перешла к четвёртому большому циклу в карточном «Аркхеме». Как обычно, игроков ждёт глубокая интерактивная история в лавкрафтовской вселенной, но на этот раз она будет развиваться вокруг тайных культов Аркхема и знаменитой Ложи Серебряных Сумерек. «Ужас Аркхема. Карточная игра» — это всё ещё одно из лучших настольных развлечений для одного-двух игроков. Она не зря входит в топ-10 лучших тематических игр, и даже спустя пять лет после оригинального релиза, похоже, совсем не планирует сбавлять обороты.

«Крылья: Птицы Европы» (Wingspan: European Expansion) — дополнение к хиту 2019 года от Stonemaier Games. Хоть оно и не добавляет принципиально новых механик, с ним набор птиц в вашем питомнике становится ещё более впечатляющим — плюс 80 новых видов пернатых в добавок к 170 из базовой коробки. Новые цели раундов также привносят разнообразия в игру. Ну а в 2021 году нас ждёт ещё одно дополнение: «Крылья: Птицы Океании».

«Звёздные Войны: Восстание. Рассвет Империи» (Star Wars: Rebellion – Rise of the Empire) — дополнение к стратегии, занимающей восьмое место в топе лучших игр на BoardGameGeek. На западе оно вышло на фоне успеха фильма «Изгой-один» и потому сюжетно привязано именно к нему. Помимо новых персонажей, кораблей и карт, это дополнение улучшает и исправляет некоторые механики из оригинальной игры.

Hobby World в этом году также порадовала двумя большими локализациями любителей варгеймов. Во-первых, вышел набор Warhammer 40,000: Command Edition. В нём содержится всё необходимое для того, чтобы познакомиться с этой популярной вселенной и девятой редакцией правил — впервые на русском языке. Во-вторых, на полки магазинов поступила «BattleTech. Настольная игра» (BattleTech: A Game of Armored Combat) — стартовый набор для знакомства со вселенной BattleTech и сражениями на боевых мехах.

Много интересного в 2020 произошло и в мире настольных ролевых игр. У нас уже есть локализованные версии таких популярных систем, как D&D, Pathfinder, Starfinder и многих других. Теперь же список переведённых НРИ пополнили ещё несколько игр по известным вселенным.

«Зов Ктулху: Стартовый набор» позволяет окунуться в ролевое приключение по вселенной Г.Ф. Лавкрафта. «Warhammer Fantasy Roleplay. Стартовый набор» рассказывает о фэнтезийной стороне вселенной «Вархаммера». «Звёздный путь: Приключения в космосе» знакомит игроков с настольной RPG по вселенной Star Trek. Ну и наконец, книга «Вампиры: Маскарад. Классические правила» даёт возможность погрузиться в любимую многими вселенную «Мира Тьмы».

Ушедший год хоть и оказался непростым, но на настольном рынке было за чем понаблюдать. 2021-й обещает быть не менее богатым на события и крупные релизы. Вот лишь несколько примеров, которые нас нас ждут:

Frostpunk: The Board Game — Hobby World объявила, что в 2021 выпустит локализацию настольной версии видеоигрового хита от 11bit Studios. Как и в оригинальном произведении, игрокам предстоит управлять колонией людей, выживающих в ледяном постапокалиптическом мире и принимать непростые решения — Frostpunk не раз поставит игрока перед тяжёлым моральным выбором.

Harry Potter: Hogwarts Battle — полноценная настольная игра по миру Гарри Поттера, что тут ещё добавить. У неё вполне неплохой рейтинг (7.5 на BoardGameGeek), но основной продающий фактор — это привязка к популярной вселенной, конечно же. Это кооперативный декбилдер, в котором игроки в роли Гарри, Рона, Гермионы и Невилла защищают Хогвартс от сил тьмы. Партии играются довольно быстро, а правила просты в освоении, так что игра вполне может подойти как семейное развлечение. Локализует её Lavka Games.

Cowboy Bebop: Space Serenade — ещё одна игра на построение колод, но на этот раз по вселенной Cowboy Bebop. Каждый игрок берёт на себя роль одного из членов Bebop Crew и стремится переиграть соперников, заслужив звание лучшего охотника за головами. В отличие от предыдущего проекта, эта игра полностью соревновательная, кооперативного режима в ней нет. Настольные адаптации по аниме выходят не так уж часто, так что если вы неравнодушны к оригинальному сериалу, то к игре стоит присмотреться. За локализацию взялась компания «Звезда», старт предзаказов должен начаться уже в январе.

Anno 1800 — настольная адаптация отличной экономической стратегии от Ubisoft. Игрокам предстоит умело распоряжаться ресурсами, чтобы развить промышленность в нужном русле и угодить потребностям населения. Игра пока вышла только в Германии, но в 2021-м нас ждёт и российский релиз. Локализует игру всё та же компания «Звезда», точные сроки поступления пока неизвестны.

Dune: Imperium — настольная игра по вселенной «Дюны». Занимает на данный момент первое место в рейтинге Hotness на BoardGameGeek, а суммарная оценка составляет впечатляющие 8.5 баллов. Совмещает механики построения колод и выставления рабочих, а на артах в игровых компонентах используются актёры из грядущего фильма Дени Вильнёва. Локализует игру Lavka Games, скоро планируется запуск кампании с предзаказами.

285285
156 комментариев

А где Грааль и Корни?)

31

Грааль у меня под ёлкой стоит, о Корнях не в курсе)

11

Root же вышел в конце 2019?

3

С граалем конечно эпопея была - после зимней крауд компании тока осенью получил игру, а тут вторая волна как раз)

2

«Осквернённый грааль», безусловно, хорош, но мы его уже освещали в итогах 2019 года, поэтому решили не повторяться. =)
«Корни» вышли в 2019 году, как верно подметили ниже

Вот бы ещё компанию найти для игр.

15

Ты видел сколько у тебя вайфу? Зачем тебе компания?

10