Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Греческая антиутопия, польская версия Супермена, итальянская экранизация «Мартина Идена» — кино со всех концов света. То, что вы могли пропустить.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Как я вовремя, да? Что ж, стоит сказать, что многие фильмы, которые будут в этой статье еще даже не вышли в российский прокат, так что эта статья актуальнее, чем может показаться на первый взгляд. Это мой рекомендательный список, в котором я хочу поделится фильмами, которые не были широко обсуждаемыми. Основывался я на своих источниках: различных специализированных кино-платформах и профессиональных изданиях. Если вдруг вам покажется, что некий фильм в этой подборке на самом деле очень известный, то не обессудьте: это мой взгляд.

Картины, вошедшие в список, тоже попали сюда исключительно исходя из моих личных симпатий, но если вам захочется раскритиковать тот или иной выбор, то делайте это аккуратно, не скатываясь в хейт. Лучше поделитесь своими находками! Главным критерием для отбора был год выхода картины в большинстве стран мира. Учитывается именно широкий прокат – кинотеатры или стриминговые сервисы, а не фестивали. Так что на многих агрегаторах год выхода фильма будет 2019, так как они учитывают первый показ фильма, а это как обычно фестиваль.

9 картин из 9 разных стран мира. Разный взгляд на кинопроизводство, разные культуры, в общем все разное кроме одного – это все очень интересно. Заводим моторы!

Италия — Мартин Иден / Martin Eden (Реж. Пьетро Марчелло)

«От моряка до Обломова»

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

«Мартин Иден» — роман Джека Лондона, выпущенный в 1909-м году. Одна из самых известных работ талантливого писателя, особенно полюбившаяся в Советском Союзе (есть даже экранизация 76-го года, где действие, понятно, перенесено в Россию). Такой же экранизацией теперь обзавелась Италия: новую адаптацию поставил документалист Пьетро Марчелло.

Как и в советской версии, режиссер перенес место действия на родину, а точнее в Неаполь. С оригиналом я знаком, но читал его много лет назад; помню обрывки, но какие-то параллели сделать смогу. Основной костяк остался нетронутым: Мартин Иден, бедняк-моряк, знакомится с девушкой (в версии Марчелло ее зовут почему-то Елена) из богатой и образованной семьи, влюбляется в нее и решает чего бы это не стоило получить образование и стать в будущем писателем.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Герой даже не закончил среднюю школу: он ушел после 5-го класса и с 11 лет занимается морячеством. Мартин перебивается от работы к работе, не имея ни гроша за душой. Но после знакомства с Еленой Иден стал одержим идеей стать писателем, начиная жадно поглощать книги и тратя на них последние деньги и свободное время. Мартин одно за другим начинает отправлять письма с рассказами и стихами, не стесняясь выражать свои мысли и чувства, несмотря на свою безграмотность.

В эту затею кроме него толком никто не верит: в светском кругу он «только вчера научился читать», а среди бедняков это считается пустой тратой времени, вместо того чтобы зарабатывать деньги. Но и те, и другие сходятся в одном: работы Мартина слишком «грустные», в них должно быть больше надежды. Тем, кто живет на дне, нужно больше веры в хорошее, а тем, у кого все есть, просто не понять проблемы, которые их не касаются — как говорит Иден: «Сытый в голод не поверит».

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

История Мартина Идена — это история о тяге к знаниям и утрате чувства прекрасного. Мартин все больше и больше погружается в педантский мир, чуждый ему по своей природе. Он «преисполнился в своем познании», но вот всю любовь к жизни потерял. Звезды, к которым тянулся Иден, были заведомо умершими, но понял он это только тогда, когда смог до них дотянуться.

Весь фильм Марчелло по своим документальным привычкам показывает реальную кинохронику, выглядящая как воспоминания Идена о детстве. В них содержится быт самых обычных людей: дети, играющие на фоне новостроек, танцующая пара подростков, фейерверки, быт людей и так далее. В таких мелочах и кроется красота. Сам фильм тоже кажется потерянной документальной кинохроникой: с шумами, тряской и акцентам на лицах героев.

В «Мартине Идене» нашлось место всему: поэзии, красоте, любви, политическим спорам и притче о ложных фокусах. Литературная почва помогает сюжету стоят крепче, позволяя Марчелло рассказать похожую на оригинал, но все же собственную историю. А итальянский антураж и авторская вовлеченность подчеркивают стиль режиссера.

Польша — Снега больше не будет / Śniegu już nigdy nie będzie (Реж. Малгожата Шумовская и Михал Энглерт)

«Супермен из Припяти»

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

«Снега больше не будет» — польская картина, номинированная на «Золотого медведя» на Венецианском фестивале. На этот раз Шумовская поставила картину совместно со соавтором ее предыдущих лент, своим мужем Михаилом Энглертом (он же выступил и оператором). Вместе они решили раскрыть проблемы, касающиеся европейского в общем и польского в частности уклада жизни, переиначив современный миф о супергерое.

Фильм повествует о Жене — украинском эмигранте, работающем массажистом в псевдоэлитном польском коттеджном поселке. Герой не только помогает телу своих клиентов, но и лечит их душевные проблемы. Несмотря на свой статус и достаток, каждый страдает из-за личных драм: кто-то борется с раком, кто-то устал от семейной жизни, кто-то не может пережить потерю близкого человека — проблемы на самом деле, присущие человеку любого денежного состояния. И финансовая обеспеченность их решить не может.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Женя выступает неким бродячим целителем, мессией и даже супергероем, ходящим от одного дома к другому, помогая с помощью своих суперспособностей вылечиться от травм жизни. Как Супермен – эмигрант с умершего Криптона прилетел на Землю, чтобы спасать людей, так и Женя, сумевший спастись от чернобыльской катастрофы, эмигрировал в Польшу, чтобы спасти местную элиту от саморазрушения.

Взгляд Жени, как эмигранта, — это взгляд со стороны на современное польское общество. Добившись успеха, оно отгородилось от остального мира в своем мире благополучия. Но он начал потихоньку трескаться: попав в зону комфорта, люди перестали развиваться. Вот вам актуальная история про социальную изоляцию. С перспективы чужака болевые точки виднеются четче, и Женя способен их найти.

Как говорит сама Шумовская, польский народ не может найти свою идентичность. Они пытаются подражать западному стилю жизни, но при этом восточноевропейская натура все равно живет внутри них. В фильме богатенькая мать, клиентка Жени, порицает своего ребенка за незнание французского языка, а, кажется, самая интеллигентная жительница поселка упрекает героя за его невежество. Но обе заглушают свою боль психотропными веществами, и обе вешаются на украинца. Стоит отметить, что все клиенты массажиста еще застали советскую жизнь, и, убегая от своего прошлого, вся Польша бежит от нее.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Как и подобает супергерою, Женя «спасает» людей, проводя не только сессии массажа, но и гипноза. Не сумев в детстве спасти свою мать, погибшую во время чернобыльской катастрофы, герою вроде как удается спасти польских богатеев. Удается, но не совсем. Финальный титр гласит, что по прогнозам последний снег в Европе выпадет в 2025 году. Никакой надежды на самом деле нет, и без снега, без чуда или счастья мир схлопнется.

Но все социальные подтексты уходят на второй план, потому что картина завораживает своей визуальной красотой. Шумовская и Энглерт, заняв роли режиссера, сценариста оператора, работая в гармонии, держат в гармонии и эти три элемента. Внутри, казалось бы, абсолютно безликого поселка с одинаковыми зданиями происходит необъяснимая магия, которую приносит с собой главный герой из классического постсоветского двора. Мистика и обыденность перекликаются, создавая чарующий контраст.

Грустная притча о безнадежности со сказочной красотой. 1000 подтекстов, вложенных авторами, можно и не понимать, чтобы сидеть завороженным от некоторых сцен. Чуть ли не личевская обрывочность и недосказанность делает картину маняще загадочной, но фильм Шумовской и Энглерта более поэтичный и созерцательный.

…я не любуюсь этим обществом, мой взгляд на него полон иронии. Не могу же я всерьез относиться к людям, которые сначала страдали от дефицита, а потом превратились в монстров-потребителей

Малгожата Шумовская, Режиссер, сценарист, продюсер

Великобритания — Лаверс-рок / Lovers Rock (Реж. Стив Маккуин)

«Танец свободы, песни самовыражения»

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Стив Маккуин (12 лет рабства) снял для HBO то ли сериал, то ли киноальманах Small Axes (цитата из песни Боба Марли, у нас — «Голос перемен»). «Лаверс-рок» — это 2 серия, но так как все пишут о ней, как о самостоятельном фильме, да и каждый эпизод Small Axes длится от часа до двух с лишним, я тоже буду считать ее отдельной картиной.

Проект Маккуина повествует о чернокожем народе Великобритании с конца 60-х до начала 90-х. Конечно, это история про расовую сегрегацию и борьбу за права. От того сильно выделяется эпизод «Лаверс-рок», где все межрассовые разборки не слышны за звуками музыки и стуками ног. Я честно пропустил все остальные «фильмы» Small Axes и посмотрел только самую полюбившуюся критиками и наименее политическую картину.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Содержание «Лаверс-рок» предельно аскетично: субботним вечером организуется закрытая дискотека, на которую тайком пробираются 2 подружки. Там одна найдет любовь, другая разочарование. Кто-то будет стоять в углу, выискивая для себя партнера, кто-то будет сливаться в медленном танце, кто-то будет курить траву, разумом уносясь в нирвану. И их всех объединяет музыка, танец, ритм, ночь, момент.

Лента длится чуть больше часа, а около 70% хронометража происходит в одной комнате. Но на этом маленьком танцполе танцует будто сама вселенная: уставшие, потерявшиеся и да-да угнетенные люди сливаются в одном движении под музыку. Кажется, этот танец говорит больше о желании свободы и самовыражения, чем любой митинг и лозунг.

Эта ночь, конечно, большой акт эскапизма: у каждого в этом доме есть, от чего убежать. И каждый хочет что-то (хотя скорее «что-то в ком-то») найти. И близость становится спасательным кругом. Хоть на танцполе очень много людей, каждая пара, находясь в объятиях, создает свой собственный микромир. И одна ночь в этом микромире ценнее, чем любая вечность. От всего можно спастись — лишь бы была пара и хорошая музыка.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

А музыка в фильме для нас будет максимально экзотична. Местный диджей, постоянно кричащий: «Mercury Sound», — ставит для гостей lovers rock, ответвление рэгги. Сразу видно с какой теплотой Маккуин воспроизводит на экране черную культуру своего детства. Практически тарантиновская влюбленность по 60-м годам Голливуда, только без налета сказочности и с уважением к предкам.

Наполненный музыкой, но тихий, пестрый, но ночной «Лаверс-рок» — это уникальная возможность погрузиться в далекую для нас черную культуру, где политический социальный подтекст находится в лучшем случае на 3-м плане. В первую очередь Маккуин поставил фильм о близости, моменте и музыке, а вишенкой на торте будет сочащееся с экрана чувство авторской ностальгии, погружающее в фильм еще больше. Мне трудно назвать Lovers Rock сильно выдающейся картиной (как это делают многие кинокритики), но посмотреть ее точно лишним не будет.

Россия — Человек из Подольска (Реж. Семён Серзин)

«Российская (не)индивидуальность»

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Дебют театрального режиссера и актера Семена Серзина (он, кстати, играет главную роль в новой ленте Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе»), поставленный по пьесе Дмитрия Данилова, за которую тот получил «Золотую маску». Главную роль в картине исполнил Вадик Королев, солист группы OQJAV.

Сюжет повествует о Николае, понуром неудачнике, у которого украли кошелек на вокзале, где его бросила девушка. Вроде бы удручающих событий на поездку домой достаточно, но героя еще ни за что задерживают менты (извините, сотрудники полиции). Они начинают задавать ему странные вопросы: про население Подольска, про год его основания, когда он начал быть городом, а не селом и т.д..

Вопросы дальше и дальше уходят от адекватности. Веселые полицейские проводят сельский психоанализ, пытаясь найти в Николае хоть крупицу личности. Но безуспешно: он работает редактором в «Газета ЮАО», получая 35 000 рублей, каждый день тратит 3 часа на работу, его жена от него ушла к другому, группа, в которой он играет, никому не нужна, да и в конце концов он живет в Подольске.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Полицейские, которые должны избить героя и подбросить наркотики (как гласит стереотип, или не стереотип?), оказываются до жути проницательными и культурнообразованными (на условностях, конечно). Жизнь Николая действительно пустая и таких вот «людей из Подольска» — миллионы в нашей стране. Живущих на автомате, работающих на работе, которая им противна, не знающих какой у них цвет стен в подъезде и какой вид они видят в окнах электрички.

Но Серзин не подает это с умным и возвышенным видом: «Человек из Подольска» все-таки сатира. А нападки самих ментов выглядят не очень содержательными, будто специально подстроены так, чтобы выставить героя в самом неприглядном свете. Напоминают заявления российского правительства с их нередкими «Его в Германии задержали? Я не в курсе».

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

«Вы что видите, когда едете в электричке?» — спрашивают героя. «Не знаю. Обычные серые здания» — отвечает Николай. «Это ты серый» — говорит господин старший лейтенант. Но хочется добавить: «Да что еще он может увидеть на окраинах Москвы и в Подмосковье?». Как житель именно такого места, могу сказать, что ничего там и нет. Как жить в России и не затеряться — это действительно вопрос.

Серзин делает фильм-перевертыш, где полицейские — это мудрые психологи, а жертва — серый «статусник», которого жалко, потому что он просто вызывает жалость. Но и система абсурда оказывается не такой привлекательной, как будто погрязшая в самообмане. Забавная и оригинальная сатира — отличный выбор, если ищете хороший современный русский фильм.

Греция — Яблоки / Mila (Реж. Христос Нику)

«Можно ли начать по новой»?

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Полнометражный дебют Христоса Нику, работавшего раньше помощником режиссера у самого влиятельного греческого режиссера современности Йоргоса Лантимоса в картине «Клык» и ассистентом у Ричарда Линклейтера в картине «Перед полуночью». Видимо, набравшись опыта у старших коллег, Нику решил сделать собственную необычную антиутопию.

«Яблоки» повествуют о человеке, который однажды сел в автобус и забыл, куда ехал. Попав в больницу, герой узнает, что он такой не единственный, и внезапные вспышки амнезии появились у многих других людей в Афинах. Кажется не удивленный тем, что за ним никто не пришел, герой подписывается на программу получения новой личности. Суть программы состоит в том, что участнику дают деньги, квартиру на какое-то время, а ему нужно выполнять задания, которые ему говорит загадочный голос из магнитофона.

Сначала они кажутся безобидными: покататься на велосипеде, потому что это не забывается, или сходить в кино. Только герой должен обязательно сделать фотографии после выполнения задания. Но с течением времени, задания становятся все более абсурдными: например, искаженный голос просит заняться участника сексом в туалете ночного клуба, при этом не общаясь больше с партнером, или разбить машину за городом.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Герой, как будто не заинтересованный вообще ни в чем, выполняет эти задания. По пути он знакомится с девушкой, столкнувшейся с такой же проблемой, а нам мимолетом демонстрируются другие люди, которых поразила амнезия. Хоть условно фильм относится и к драме, и к комедии, в «Яблоках» нет ничего смешного. Нику не пытается выдавить слезу у зрителя, но и достаточно далеко (как, например, Лантимос в «Лобстере») не отходит от истории, держа умеренно близкую дистанцию.

В отличие от других фильмов о потери памяти, история в «Яблоках» не строится вокруг поиска утраченной личности. Нику рассказывает о попытке абсолютного нового «человека», но уже взрослого, построить себе жизнь. Очень быстро мы понимаем, что главный герой не пытается найти «старого себя», а наоборот, хочет построить новый дом. Правда, на том же фундаменте это сделать не получится.

Нам ничего неизвестно о прошлом главного героя: фильм начинается с того, что он слышит по телевизору о программе «Новая личность», выходит из дома, а в автобусе он уже теряет память. Но все же пару нечетких деталей мы узнаем, и становится понятно, что путь протагониста — это история о попытке убежать от призраков прошлого, начав новую жизнь. Но, увы, сделать такое, как бы не хотелось, оказывается невозможным.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Прекрасная картинка и саундтрек погружают в атмосферу чарующей апатии. Кажется, что Нику косит под своего старшего товарища Лантимоса: тут и социальный комментарий, и отстраненность, и выбранный сеттинг антиутопии (ну, или некоей ее подобии). Но быстро оказывается, что это не так, и, в отличие от Лантимоса, в картине Нику видно и слышно бьющееся и покрытое шрамами сердце, отчаянно пытающееся залечится после потери.

На Венецианском фестивале «Яблоки» были номинированы на «Лучший фильм» в программе «Венецианские горизонты», а на международном фестивале в Чикаго выиграли приз за лучший сценарий. Нику записали в компанию «греческих новых странных» (куда входят и упомянутый мною уже сколько раз Йоргос Лантимос, и Афина Рахель Цангари). Сейчас молодой постановщик готовится снять англоязычную картину, на которую уже подписались не кто иная, как Кэри Маллиган! В общем, режиссера ждет большой путь, за которым будет интересно наблюдать.

Япония — Первая любовь / Hatsukoi (Реж. Такаси Миике)

«Поиск чувств через безостановочное насилие»

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Если вы думаете, что Вуди Аллен снимает много фильмов, то Такаси Миике покажется вам бесконечным конвейером. За 60 лет своей жизни японский постановщик снял свыше сотни фильмов. Диапазон его жанров безграничен: он снимает и боевики, и мелодрамы, и комедии, и экранизацию манги. Миике славится безумным насилием, за что его окрестили «японским Тарантино». «Первая любовь» — его юбилейный сотый фильм.

Готовьтесь, будет многом сравнений с американским коллегой Миике. В общем, фабула «Первой любви» схожа с картинами Квентина, представляя собой клубок нитей, в котором запуталась любовь боксера, узнавшего, что в его голове опухоль, и проститутки, страдающей от галлюцинаций про её отца-абьюзера, когда у девушки начинаются ломки. Тут же и неудачная афера якудзы и продажного копа, противостояние банд, и погоня за сумкой с наркотой, которая стала виновником всех бед.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

В отличие от Тарантулино, повествование в «Первой любви» полностью линейно и сконцентрировано в основном на неожиданных сюжетных панчах, а не на хитросплетенном нарративе. Часто события фильма начинают развиваться за счет совсем уж идиотских случайностей, но Миике талантливо и остроумно обыгрывает каждую ситуацию, от чего поражаешься оригинальности сценария. Действия развиваются стремительно, динамика бешенная, а градус абсурда только повышается. Работы режиссера сравнивают с аниме, и на примере «Первой любви» становится сразу ясно почему.

Весь фильм будет со вкусом соуса цвета крови. Несмотря на романтичное и мирное название, жестокости в картине очень много. На первых минутах отрубленная голова катится по асфальту, улыбаясь зрителю. Таким будет и весь фильм — психопатом с бьющимся сердцем в руках. Ближе к концу в лучших традициях Тогосамогонеизвестногорежиссера все персонажи сойдутся в финальной разборке на складе, в которой каждую секунду будет происходить что-нибудь смешное.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Когда какого-нибудь режиссера сравнивают с Тарантино, нужно насторожиться. Так, соотечественника Мисе, Такеши Китано, ещё с 90-х клеймят «японским Тарантино», но такой статус тот явно не заслужил. Но в «Первой любви» повествование и форма действительно схожи с режиссером «Криминального чтива». Безусловно, это не в упрек Миике, потому что он не пытается пародировать западного коллегу (было бы странно пародировать подражателя). «Первая любовь» куда более динамичная, гротескная, от чего вызывает более бурную реакцию.

Но японец проигрывает (в этом условном и ненужном соревновании) в диалогах и колоритности персонажей. Большинство героев несут исключительно сюжетно-двигательную функцию, не запоминаясь ни проработанными характерами, ни сильными внутренними конфликтами, хотя все как на подбор визуально приятны. А слушая диалоги, возникает чувство, что они написаны задним числом: уж слишком они пластмассовые. Стоит отметить, что просмотру это если и вредит, то несильно. Сила Миике в другом, и на своих сильных чертах он делает особый акцент, нивелируя недостатки.

Пожалуй, самый драйвовый и безбашенный фильм в этой подборке. Миике – герой фестивалей, но «Первая любовь» смотрится исключительно легко и задорно, удивляя неожиданными и абсурдными находками. К сожалению, картина прошла тихо, не заработав ни больших денег, не получив больших наград на фестивалях.

Франция — Особенные / Hors normes (Реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано)

«О тех, кому не все равно»

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Оливье Накаш и Эрик Толедано — французский дуэт, который сделал один из самых любимых фильмов на территории Необъятной, «1+1». Их последняя картина посвящена проблемам людей, занимающихся помощью семьям, дети (и не только дети) которых больны тяжелыми случаями аутизма. Главную роль, кстати, исполнил Венсан Кассель.

Он играет Бруно, основателя нелицензированной организации «Голос праведных», которая проводит время, а иногда даже заселяет на квартиры людей с самыми трудными формами аутизма. Это те люди, которых никто не хочет содержать или ухаживать, потому что они могут вести себя агрессивно по отношению к окружающим (и к себе тоже). Поэтому их чаще всего пичкают препаратами и запирают, отчего им становится только хуже.

Бруно и его соратники пытаются этого не допустить. Он пытается забрать людей из больниц или хотя бы проводить с ними хоть какую-то активность за стенами. Это большая ответственность, которая скорее является тяжелым грузом, потому что герой буквально разрывается: то случится какое-нибудь происшествие, то не хватает мест в квартире (а соседи еще жалуются), то инспекция нагрянет. Ни о какой личной жизни речи, конечно, идти не может: все свидания заканчиваются неожиданным звонком об очередном инциденте.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

«Особенные» — это фильм о жертве. О том, как человек может посвятить свою жизнь чужим трудностям, не прося ничего взамен. Ведь помочь никак этим людям нельзя: их болезни никогда не излечатся. Да и «особенные» люди никогда не поймут, чем для них жертвует Бруно и остальные. Но они точно это чувствует. Это чувствует и Бруно.

Он это делает, потому что ему не все равно, в отличие от остальных. Да, мы можем посочувствовать таким людям. Но, если честно, пока мы не делаем по поводу этого ничего — нам все равно. А есть такие люди, которым нет. И «Особенные» — это своеобразный памятник-монолит таким героям. Мы часто говорим про подвиги полицейских или пожарных, но вот о таких, как Бруно, — нет. И картина Накаша и Толедано прекрасное напоминание о них

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Несмотря на то, что «Особенные» полностью посвящены социальным проблемам, лента смотрится необъяснимо легко. Режиссёры не посвящают нас в прошлое героев, но хоть немного их историями проникаешься. Кино часто романтизирует те или иные подвиги людей, и Накаш с Толедано скорее всего тоже этого не избежали, но «Особенным» хочется это простить: уж слишком важная тема поднимается в фильме.

На «Сезаре» картина ухватила кучу номинаций, в том числе и за «Лучший фильм. В остальном на фестивалях и премиях, лента прошла незаслуженно сухо. Да и общественного внимания особо не получила, даже несмотря на послужной список режиссеров. По словам Винесела Касселя, они показали »Особенных« президенту Франции, и тот обещал пересмотреть закон, касающейся организаций вроде »Голоса праведных". Звучит слишком красиво, но хоть раз, и то с помощью кино хочется верить в чудо.

США — Подъезды / Driveways (Реж. Эндрю Ан)

«Те, кому все еще предстоит и те, кто уже все потерял»

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Второй фильм американского режиссера корейского происхождения Эндрю Ана, номинированный на парочку премий на Берлинском фестивале в 2019-м году. В отличие от дебютной работы «Ночь в спа», Ан в «Подъездах» выступил только в качестве режиссера, а сценарий написали Ханна Босс и Пол Турин.

Завязка очень проста: мать-одиночка со своим 8-летним сыном приезжает в дом недавно умершей сестры, чтобы убраться в нем и выставить его на продажу. Дом оказывается до потолка забит всяким хламом, так что уборка затягивается на несколько дней. В это время мальчик знакомится с соседом, стариком Дейлом, с которым у него завязывается дружба. А его мать пытается найти примирение сама с собой за то, что не знала, как живет ее сестра.

Коди (мальчик) – замкнутый ребенок, который большое количество времени проводит в своем планшете. Общение со сверстниками дается ему тяжело, а в особо напряженные моменты его даже может стошнить. В то же время с Дейлом общение дается ему легко, и Коди проводит с ним все свободное от уборки дома время. Старик потерял жену, и сейчас проживает жизнь отшельника, выбираясь только на собрания ветеранов вьетнамской войны для игры в бинго с друзьями.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Дальше этого фильм не уходит, сюжет рассказывает приземленную историю о взаимоотношениях двух одиночек, которые с помощью друг друга открываются миру, выходя из своих пещер. Вроде бы элементарная сюжетная канва, но Эндрю Ан из этого материала умудряется вылепить на удивление тонкую и цельную работу, рассказывающую меньше, чем за 1,5 часа историю, глубину чувств которой будет трудно передать.

Мальчик, которому ближе люди в 10 раз старше его, и скучающий по юности старик. Они взаимодополняют друг друга, учатся чему-то. За такой малый хронометраж у Эндрю Ана получается сблизить зрителя и персонажей, при том что история остается до банальностей обычной. Дейл потерял жену, а его дочь живет в другом городе (и внуков у него нет, т.к. его дочь лесбиянка), а мать Коди переживает финансовые трудности (к тому же еще и рассталась с отцом мальчика). Что может быть скучнее? Но Эндрю Ан проявляет свой талант постановщика и превращает обычную историю в самый важный для сердца рассказ об одиночестве, жизни и близости.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

В этом ему помогает оператор, своими руками вытворяющий магию, показывая опять же самое обыкновенное место (двор двух соседей) с созерцанием какого-нибудь Средиземья. От «Подъездов» остается чувство, тающего на сердце тепла, и американский двор мальчика-интроверта и одинокого старика становится родным местом. А имя Джея Уолди, написавшего саундтрек, от которого хочется рыдать несмотря на то, что происходит на экране, точно стоить запомнить. Он же, к слову, выступил композитором еще у одной ленты, ставшей одной из лучших в прошлом году, «Я думаю, как все закончить» Чарли Кауфмана (как все оказывается связано).

К сожалению, за месяц до выхода фильма в прокат Брайан Деннехи, исполнивший роль Дейла, умер. Такой фильм является идеальной последней точкой в карьере. А «Подъезды» — пожалуй, любимый мой фильм в данном списке, силу которого мне, честно, тяжело объяснить. Эндрю Ан не столько как талантливый режиссер, а больше как понимающий человек рассказал душераздирающею притчу, ни разу не пытаясь нарочно выдавить из зрителя слезу.

Казахстан — Черный, черный человек (Реж. Адильхан Ержанов)

«Круговая порука тьмы»

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

8 картина казахского постановщика Адильхана Ержанова, который в этот раз решил поместить себя в жанровые условности нуара, добавив родного колорита. Картина напоминает ставшие классическими анти-детективы «Семья» и «Воспоминания об убийстве». И не только фабулой, но и мрачной эстетикой.

Вблизи аула Картас убивают мальчика. Следователь дела, по настоянию старших, арестовывает местного умственно отсталого и увозит его в участок. Там решают, что его надо убить, и Бигзат уже отправившийся на выполнение убийства, неожиданно встречает журналистку Арианну, которую отправили люди сверху для отслеживания работы картаского отделения полиции. Теперь Бигзату впервые предстоит провести реальное расследование.

Сюда же добавляется круговорот взяточничества, подстав и желания побыстрее замять дело. Бигзат, хоть и хорошо образованный и снорованный мент, но свою работу выполняет максимально халатно, больше подчиняясь законам местного бандитского самоуправления, а других, в принципе, в этих степях и нету. Вечная круговая порука, в ядро которой попал вредоносный чужеродный элемент – Арианна, заставившая Бигзата вести расследование под угрозой доноса

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Это расследование растормошило весь улей, и все пчелы, вылетев, начали без разбора жалить друг друга. Ержанов рисует мир безграничной власти насилия, в котором ни единый лучик солнца появляться не хочет. На контрасте бескомпромиссной жестокости противопоставляются двое умственно отсталых, которые все расследование будут сопровождать следователя и журналистку. Как часто бывает их фактически детская частота не пачкается взрослой «черной» краской.

Арианна тоже является антитезой, но она слишком слабая, чтобы быть способной противостоять местной системе. Чтобы закончить тот круговорот, система сама должна убить себя, что она несомненно сделает рано или поздно. Хладнокровный решала Бигзат, являясь одним из винтиков этого механизма, начинает ему противостоять, но не становясь героем. Это искупление, а не героический подвиг. Поиск собственного света внутри царства тьмы.

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

Царство тьмы подчеркивает изумительный визуальный ряд. С приглушенными цветами, холодностью и некой пустынностью. Камера практически всегда стоит на расстоянии от героев, создавая ощущение отстраненности. Каждый первый кадр можно вешать в фотогалерею. Прекрасно выстроенные мизансцены на фоне красивейших степных пейзажей – контраст между человеческой жестокостью и великолепием природы.

«Черный, черный человек» быстро забывает свое детективное происхождение, переключаясь с интриги и расследования убийства на историю о саморазрушающейся власти. В визуальном ряде и эстетике Ержанов переплюнул своих предшественников, нарисовав на экране близкий для СНГ-шнего глаза полотно казахского нуара.

Жил был один черный, черный человек в черном-пречерном королевстве. Привык к темноте, но хотел увидеть свет. Вопрос: как ему увидеть свет, если он есть тьма? Ответ: он должен исчезнуть.

Мы остались без фестивалей, нормального похода в кино, а многие съемки были приостановлены. Но все-таки несколько бриллиантов вполне можно отыскать, не говоря уже о просто хороших фильмах. Сейчас такие маленькие ленты особенно примечательны, так как мы остались практически без большого авторского кино в этом году (за всех отдувались Нолан и Финчер).

В 21 году все надежды остаются только за Каннским фестивалем. Если его не будет, то мы снова останемся без значительной части крутых фильмов. Новые картины Эдгара Райта, Уэса Андерсона, Леоса Каракса (прочитайте, ну) и других больших авторов были перенесены на этот год, и надеемся, что они выйдут в прокат, и мы сможем их увидеть на большом экране.

Commercial time

Самые интересные фильмы 2020 года — крутые фестивальные хиты и незаметные онлайн-релизы

А теперь предлагаю зайти в мой телеграм-канал, где я рассказываю об авторском кино, играх и музыке в своем, иногда (часто) кривом, авторском стиле. Пишу коротко, но достаточно развернуто. Там же делюсь яркими моментами из фильмов и цитатами. Залетайте!

210210
45 комментариев

богатенькая мать, клиентка Жени, чурается над своим ребенком за незнание французского языкаВы либо опечатались. либо не знаете значения слова "чураться".
Может "чурается своего ребенка за незнание..."?

13

да, вы правы. исправил, спасибо. 

3

Пока читал про "Человек из Подольска", аж мерзко стало. Какая тут может быть сатира, если менты себя с завидной регулярностью выставляют с самой худшей стороны? У меня словосочетание "хорошие и мудрые менты' ничего, кроме недоумения не вызывает. Даже в контексте сатиры.

10

Ну потому, что это тупо глупо
Все прекрасно понимают, что менты - это не более чем легализованная ОПГ, и попытки выдать их за что-то другое вызывают жгучий испанский стыд. 

4

Комментарий недоступен

2

Вокруг куча фильмов про обаятельных и интересных бандитов и убийц. От них так не коробит?

Хм. А ведь 35к за 3 часа в день не так уж и плохо. Да и девушку можно другую найти. 

1