«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

В этом году был юбилей, ровно 25 лет Квентин Тарантино представил «Криминальное чтиво» на Каннском кинофестивале, 12 мая 1994 года.

Фильм в итоге, выиграл Золотую пальмовую – ветвь главную награду фестиваля.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Квентин – один из самых ярких режиссеров нашего времени, являющийся также признанным представителем постмодерна в современном кинематографе.

Добавьте к этому неуемную страсть режиссера к кино всех цветов и расцветок (начиная с копеечных японских ужастиков и заканчивая голливудскими историческими пеплумами) — и вы получите огромное количество отсылок и оммажей к любимым фильмам Тарантино в его собственных работах.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Квентин никогда не скрывал этого, иногда даже честно рассказывая, откуда взята та или иная находка в его очередном фильме. И сегодня мы разберем один из его самых известных фильмов, с которым он победил в Каннах в 94 году — "Криминальное чтиво".

Вступительные титры

Начнём с самого начала, то есть с титров. Название фильма (точнее, его шрифтовая часть) скопировано с малоизвестного фильма "Женщина-полицейский” 1974 года.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

А вот шрифт остальных титров «Криминального чтива» повторяет типографику из фильма «Кабаре» 1972 года с Лайзой Миннелли.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Чемоданчик

Культовый кадр с золотым светом из чемоданчика Тарантино подсмотрел в детективе 50-ых годов "Целуй меня насмерть".

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Но если в черно-белом фильме Роберта Олдрича сияние имело практический смысл (внутри чемоданчика был радиоактивный изотоп), то в ленте Тарантино свет имеетсимволическое значение — это чистое олицетворение макгаффина.

Библейская цитата

Отрывок из Библии, который зачитывает Джулс (герой Самуэля Л. Джексона) перед очередным убийством, взят отнюдь не из Библии, как могло бы показаться. В самой книге Иезекииля действительно существует 25 глава и 17 стих, но он сильно короче. Совпадает с ним только окончание монолога Джулса:

И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными;И узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Мое мщение.

А до этого в оригинальном стихе идет упоминание филистимлян (то есть никаких "путей праведника" и "себялюбивых тиранов"). На самом деле, Квентин взял текст из японского фильма про боевые искусства "Телохранитель" 1976 года, там псевдобиблейская цитата идет в начальных титрах, символизируя ярость главного героя и его стремление к справедливости.

Видео с титрами:

Главную роль в японском фильме исполнил Сонни Тиба — актёр так нравился Тарантино, что Квентин позже даже позвал его в свой фильм "Убить Билла", на роль Хаттори Ханзо, мастера по изготовлению мечей.

Рисование квадрата

Когда Винсент Вега и Миа Уоллес приезжают к ресторану, Миа говорит ему фразу "Не будь таким ..." и рисует пальцами прямоугольник.

Этим она намекает на устойчивое выражение "Don't be a square" означающее "Не будь занудой” (если дословно, "Не будь квадратом"). А конкретно прием с визуализацией пунктирного прямоугольника Тарантино позаимствовал у ... Флинстоунов! В одном из эпизодов мультика, Бетти Рабл ровно таким же жестом описывала Фреда Флинстоуна.

Сцену в ресторане я отдельно разбирать не буду — там каждый кадр наполнен духом фильмов и музыки 50-ых и 60-ых годов, начиная с Бадди Холли и заканчивая Мэрилин Монро, но там ою отсылках говорят прямым текстом.

Танцы

Позже, в ресторане происходит одна из самых знаменитых сцен фильма – сцена твиста Мии и Винсента на местном танцевальном конкурсе.

В этой сцене есть две основные аллюзии.По постановке кадра и некоторым движениям — это "8 с половиной" Федерико Феллини 1963 года.

А сам Тарантино говорил, что фрагмент вдохновлён сценой танца из "Банды аутсайдеров" Жана-Люка Годара 1964 года.

Собственно, "Банда аутсайдеров" — это один из любимейших фильмов Тарантино. Он даже назвал свою студию в честь оригинального французского названия фильма — "A Band Apart".

Губы и микрофон

Крупный кадр женских губ, говорящих в микрофон скопирован из культового фильма "Воины" 1979 года.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Шприц с адреналином

Сюжет, когда девушку, умирающую от передозировки героина, спасает укол адреналина в сердце был взят из документального фильма "Американский парень".

Режиссером документалки был Мартин Скорсезе.

Выстрелы из Uzi

В моменте, когда Бутч расстреливает Винсента Вега из автомата, модель оружия, поза стрельбы и цветовой тон кадра (коричневое с черным) повторяют фрагмент фильма "McQ" 1974 года с Джоном Уэйном.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Переход остановки

Эпизод, когда Бутч уезжает из своей квартиры после убийства Веги и видит Марселласа Уоллеса, переходящего улицу, тоже появился не просто так! Он скопирован из знаменитой ленты "Психо" Альфреда Хичкока.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Кстати, можно заметить, что Марселлас несет два стакана с кофе — он идёт как раз к квартире Бутча, где они сидят вместе с Вегой в засаде. Бутч приехал туда на несколько минут раньше и застал Винсента врасплох, ведь бандит думал, что вернулся его напарник.

Убийство в ванной

Кадр с убитым Винсентом Вегой (и то, что Вега падает в ванну после выстрелов, срывая за собой занавеску) повторяет кадр из фильма "Три дня Кондора" 1975 года (как, кстати, у оружие убийства, все тот же Uzi).

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Мотоцикл

Мотоцикл Бутча (который тот позаимствовал у Зеда) — явная аллюзия на модели мотоциклов из фильма "Беспечный ездок" 1969 года.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Для "Ездока" мотоциклы были сделаны на заказ в единственных экземплярах (сейчас они находятся в музее), поэтому получить их для съемок не было возможности. Но Тарантино легко обошел проблему, используя мотоцикл, на основе которого были сделаны аппараты для "Ездока" — Harley Davidson Super Glide.Кстати, это не единственная отсылка к "Беспечному ездоку": в туалете Миа Уоллес цитирует песню "Pusher" группы Steppenwolf, являющаяся заглавным мотивом фильма.

По прозвищу Чистильщик

В фильме появляется персонаж Винстон Вульф в исполнении Харви Кейтеля — это человек, который решает проблемы и избавляется от нежелательных последствий убийств.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Ровно такую же роль он исполнил в фильме "Убийца" 1993 года, сыграв Виктора Чистильщика. Это ремейк французского фильма "Её звали Никита", где роль Виктора исполнил Жан Рено.

Кошелек

Кошелек Джулса, героя Самуэля Джексона, обладает весьма характерной и яркой надписью "Bad Motherfucker".

Учитывая цвет кожи Джулса, эта надпись отсылает нас к заглавной теме культового фильма "Шафт" 1971 года, про черного копа Джона Шафта. Словосочетание "bad motherfucker" упоминается в песне, и после выхода фильма оно надолго закрепилось как обозначение крутого и брутального чернокожего.

Эту заглавную тему, кстати, написал Айзек Хейс (он даже получил за неё премию Оскар), который большинству из нас знаком по озвучке Шефа из "Южного Парка". А в ремейке Шафта 2000 года (вышел через 6 лет после "Криминального чтива") роль Шафта исполнил, кто бы вы думали..?

Самуэль Л. Джексон!

В этом году, кстати, вышло продолжение.

Итого

Тарантино уникален тем, что, несмотря на то, что все его фильмы сотканы из кусочков других культовых произведений, они не являются лишь копиями, а, наоборот, становятся культовыми уже как абсолютно самостоятельное произведение.

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

Это и есть природа постмодернизма — брать уже созданные вещи и переосмыслять их согласно авторскому видению.

Пожелаем мистеру Тарантино успехов в его будущих фильмах, тем более, что совсем скоро нас ожидает очередная его работа — фильм «Однажды в Голливуде»!

Спасибо за прочтение!

Этот пост, как и многие другие, взят из телеграм-канала Одно Кино: https://t.me/odno_kino

Также группа ВК: https://vk.com/kinomarka

362362
70 комментариев

Я только сегодня вспомнил, что это не мотоцикл...

70
Ответить

Так и не посмотрел этот фильм. Может быть когда-нибудь доберусь..
Статье плюс влепил)

5
Ответить

Я посмотрел только полгода назад, так же как и бойцовский клуб, художественный фильм "спиздили", карты, деньги два ствола и т.д. Хз как я прожил всю жизнь не посмотрев эти фильмы

53
Ответить

...Автору здешней статьи может быть стоит посмотреть фильмы, про отсылки к которым он пишет, - прежде чем копипастить тексты тырнета?..
.
В сцене стрельбы у Джона Уэйна был не "Узи", а американский Ingram MAC 10. Собственно, там на обсасывании этого оружия вся сцена завязана, и ему уделено очень много обсуждения и внимания. Джон Уэйн вообще был патриотом-праваком, и ему было важно показать, какой крутой оружейный пепелац на тот момент создали в США.
.
https://www.youtube.com/watch?v=Zpqcy4f0AFE

22
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

про танец Тарантино рассказал в шоу Грэма Нортона, в мультфильме Aristocats есть похожая сцена

13
Ответить

Фига Тарантиныч здоровяк.

10
Ответить