Кино и сериалы
Mark
10 254

«Откуда он это взял?» — разбираемся в отсылках к другим фильмам в «Криминальном чтиве»

В этом году был юбилей, ровно 25 лет Квентин Тарантино представил «Криминальное чтиво» на Каннском кинофестивале, 12 мая 1994 года.

В закладки
Аудио

Фильм в итоге, выиграл Золотую пальмовую – ветвь главную награду фестиваля.

Квентин – один из самых ярких режиссеров нашего времени, являющийся также признанным представителем постмодерна в современном кинематографе.

Добавьте к этому неуемную страсть режиссера к кино всех цветов и расцветок (начиная с копеечных японских ужастиков и заканчивая голливудскими историческими пеплумами) — и вы получите огромное количество отсылок и оммажей к любимым фильмам Тарантино в его собственных работах.

Квентин никогда не скрывал этого, иногда даже честно рассказывая, откуда взята та или иная находка в его очередном фильме. И сегодня мы разберем один из его самых известных фильмов, с которым он победил в Каннах в 94 году — "Криминальное чтиво".

Вступительные титры

Начнём с самого начала, то есть с титров. Название фильма (точнее, его шрифтовая часть) скопировано с малоизвестного фильма "Женщина-полицейский” 1974 года.

А вот шрифт остальных титров «Криминального чтива» повторяет типографику из фильма «Кабаре» 1972 года с Лайзой Миннелли.

Чемоданчик

Культовый кадр с золотым светом из чемоданчика Тарантино подсмотрел в детективе 50-ых годов "Целуй меня насмерть".

Но если в черно-белом фильме Роберта Олдрича сияние имело практический смысл (внутри чемоданчика был радиоактивный изотоп), то в ленте Тарантино свет имеетсимволическое значение — это чистое олицетворение макгаффина.

Библейская цитата

Отрывок из Библии, который зачитывает Джулс (герой Самуэля Л. Джексона) перед очередным убийством, взят отнюдь не из Библии, как могло бы показаться. В самой книге Иезекииля действительно существует 25 глава и 17 стих, но он сильно короче. Совпадает с ним только окончание монолога Джулса:

И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными;И узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Мое мщение.

А до этого в оригинальном стихе идет упоминание филистимлян (то есть никаких "путей праведника" и "себялюбивых тиранов"). На самом деле, Квентин взял текст из японского фильма про боевые искусства "Телохранитель" 1976 года, там псевдобиблейская цитата идет в начальных титрах, символизируя ярость главного героя и его стремление к справедливости.

Видео с титрами:

Главную роль в японском фильме исполнил Сонни Тиба — актёр так нравился Тарантино, что Квентин позже даже позвал его в свой фильм "Убить Билла", на роль Хаттори Ханзо, мастера по изготовлению мечей.

Рисование квадрата

Когда Винсент Вега и Миа Уоллес приезжают к ресторану, Миа говорит ему фразу "Не будь таким ..." и рисует пальцами прямоугольник.

Этим она намекает на устойчивое выражение "Don't be a square" означающее "Не будь занудой” (если дословно, "Не будь квадратом"). А конкретно прием с визуализацией пунктирного прямоугольника Тарантино позаимствовал у ... Флинстоунов! В одном из эпизодов мультика, Бетти Рабл ровно таким же жестом описывала Фреда Флинстоуна.

Сцену в ресторане я отдельно разбирать не буду — там каждый кадр наполнен духом фильмов и музыки 50-ых и 60-ых годов, начиная с Бадди Холли и заканчивая Мэрилин Монро, но там ою отсылках говорят прямым текстом.

Танцы

Позже, в ресторане происходит одна из самых знаменитых сцен фильма – сцена твиста Мии и Винсента на местном танцевальном конкурсе.

В этой сцене есть две основные аллюзии.По постановке кадра и некоторым движениям — это "8 с половиной" Федерико Феллини 1963 года.

А сам Тарантино говорил, что фрагмент вдохновлён сценой танца из "Банды аутсайдеров" Жана-Люка Годара 1964 года.

Собственно, "Банда аутсайдеров" — это один из любимейших фильмов Тарантино. Он даже назвал свою студию в честь оригинального французского названия фильма — "A Band Apart".

Губы и микрофон

Крупный кадр женских губ, говорящих в микрофон скопирован из культового фильма "Воины" 1979 года.

Шприц с адреналином

Сюжет, когда девушку, умирающую от передозировки героина, спасает укол адреналина в сердце был взят из документального фильма "Американский парень".

Режиссером документалки был Мартин Скорсезе.

Выстрелы из Uzi

В моменте, когда Бутч расстреливает Винсента Вега из автомата, модель оружия, поза стрельбы и цветовой тон кадра (коричневое с черным) повторяют фрагмент фильма "McQ" 1974 года с Джоном Уэйном.

Переход остановки

Эпизод, когда Бутч уезжает из своей квартиры после убийства Веги и видит Марселласа Уоллеса, переходящего улицу, тоже появился не просто так! Он скопирован из знаменитой ленты "Психо" Альфреда Хичкока.

Кстати, можно заметить, что Марселлас несет два стакана с кофе — он идёт как раз к квартире Бутча, где они сидят вместе с Вегой в засаде. Бутч приехал туда на несколько минут раньше и застал Винсента врасплох, ведь бандит думал, что вернулся его напарник.

Убийство в ванной

Кадр с убитым Винсентом Вегой (и то, что Вега падает в ванну после выстрелов, срывая за собой занавеску) повторяет кадр из фильма "Три дня Кондора" 1975 года (как, кстати, у оружие убийства, все тот же Uzi).

Мотоцикл

Мотоцикл Бутча (который тот позаимствовал у Зеда) — явная аллюзия на модели мотоциклов из фильма "Беспечный ездок" 1969 года.

Для "Ездока" мотоциклы были сделаны на заказ в единственных экземплярах (сейчас они находятся в музее), поэтому получить их для съемок не было возможности. Но Тарантино легко обошел проблему, используя мотоцикл, на основе которого были сделаны аппараты для "Ездока" — Harley Davidson Super Glide.Кстати, это не единственная отсылка к "Беспечному ездоку": в туалете Миа Уоллес цитирует песню "Pusher" группы Steppenwolf, являющаяся заглавным мотивом фильма.

По прозвищу Чистильщик

В фильме появляется персонаж Винстон Вульф в исполнении Харви Кейтеля — это человек, который решает проблемы и избавляется от нежелательных последствий убийств.

Ровно такую же роль он исполнил в фильме "Убийца" 1993 года, сыграв Виктора Чистильщика. Это ремейк французского фильма "Её звали Никита", где роль Виктора исполнил Жан Рено.

Кошелек

Кошелек Джулса, героя Самуэля Джексона, обладает весьма характерной и яркой надписью "Bad Motherfucker".

Учитывая цвет кожи Джулса, эта надпись отсылает нас к заглавной теме культового фильма "Шафт" 1971 года, про черного копа Джона Шафта. Словосочетание "bad motherfucker" упоминается в песне, и после выхода фильма оно надолго закрепилось как обозначение крутого и брутального чернокожего.

Эту заглавную тему, кстати, написал Айзек Хейс (он даже получил за неё премию Оскар), который большинству из нас знаком по озвучке Шефа из "Южного Парка". А в ремейке Шафта 2000 года (вышел через 6 лет после "Криминального чтива") роль Шафта исполнил, кто бы вы думали..?

Самуэль Л. Джексон!

В этом году, кстати, вышло продолжение.

Итого

Тарантино уникален тем, что, несмотря на то, что все его фильмы сотканы из кусочков других культовых произведений, они не являются лишь копиями, а, наоборот, становятся культовыми уже как абсолютно самостоятельное произведение.

Это и есть природа постмодернизма — брать уже созданные вещи и переосмыслять их согласно авторскому видению.

Пожелаем мистеру Тарантино успехов в его будущих фильмах, тем более, что совсем скоро нас ожидает очередная его работа — фильм «Однажды в Голливуде»!

Спасибо за прочтение!

Этот пост, как и многие другие, взят из телеграм-канала Одно Кино: https://t.me/odno_kino

Также группа ВК: https://vk.com/kinomarka

Mark
+9459
{ "author_name": "Mark", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 69, "likes": 360, "favorites": 212, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 60836, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 24 Jul 2019 20:59:18 +0300", "is_special": false }
0
69 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
66

Я только сегодня вспомнил, что это не мотоцикл...

Ответить
2

Так и не посмотрел этот фильм. Может быть когда-нибудь доберусь..
Статье плюс влепил)

Ответить
52

Я посмотрел только полгода назад, так же как и бойцовский клуб, художественный фильм "спиздили", карты, деньги два ствола и т.д. Хз как я прожил всю жизнь не посмотрев эти фильмы

Ответить
45

Ясно
Еще гением зовут

Ответить
–14

Кого?

Ответить
10

Точно фейк!

Ответить
6

Ну так никнейм то у тебя какой?

Ответить
3

Thursday еще рекомендую посмотреть (в русском прокате "Кровавый четверг")

Ответить
2

"надпись на курточке - "пизда" это оттуда?

Ответить
0

Тоже, давненько хочу глянуть, да все время впадлу. Не люблю фильмы дома смотреть

Ответить
0

Обязательно посмотри, очень достойный фильм.

Ответить
22

...Автору здешней статьи может быть стоит посмотреть фильмы, про отсылки к которым он пишет, - прежде чем копипастить тексты тырнета?..
.
В сцене стрельбы у Джона Уэйна был не "Узи", а американский Ingram MAC 10. Собственно, там на обсасывании этого оружия вся сцена завязана, и ему уделено очень много обсуждения и внимания. Джон Уэйн вообще был патриотом-праваком, и ему было важно показать, какой крутой оружейный пепелац на тот момент создали в США.
.
https://www.youtube.com/watch?v=Zpqcy4f0AFE

Ответить
–4

Собственно говоря, большинству насрать какое оружие было у персонажей

Ответить
2

Собственно говоря, большинству насрать на тех, кто вещает от имени большинства...

Ответить
13

про танец Тарантино рассказал в шоу Грэма Нортона, в мультфильме Aristocats есть похожая сцена

Ответить
10

Фига Тарантиныч здоровяк.

Ответить
12

"Это и есть природа постмодернизма — брать уже созданные вещи и переосмыслять их согласно авторскому видению."
Не только постмодернизма, а вообще творчества. Просто где-то это осмысленно, а где-то нет.

Ответить
7

Многие почему-то биографию Квентина не знают, но у чувака просто фотографическая память. Он с детства посмотрел тысячи фильмов, при этом помнит их актерский состав, режиссера, сценариста и может по сценам воспроизвести сюжет каждого. Да, гений. И свою память использует при создании своих фильмов.

Ответить
0

бастердс лучше

Ответить
6

действительно лучше, да и восьмёрка тоже. Вообще, бешеные псы его лучший фильм, хотя восьмёрка и подобралась очень близко

Ответить
1

Это конечно да, но Джанго то все равно лучший

Ответить
0

ну кому как, видимо, мне он больше понравился бы без последнего получаса, и нереалистичной перестрелки, которая сильно выбивалась из остального фильма. но он всё равно хорош, конечно. я бы его поставил следующим, за псами, ублюдками и восьмёркой.

Ответить
0

Understandable. Однако это же закос под спагетти вестерн, там должна быть сказочная перестрелка

Ответить
0

ну, вероятно, так и есть. Но я подобных вестернов не смотрел почти, поэтому для меня это не стилизацией выглядело, а чем-то странным, особенно на фоне остального фильма, снятого в достаточно реалистичном ключе. Просто тон фильма резко так взял, и изменился на противоположный. С восьмёркой, кстати, почти то же самое, там финал всю логику остального фильма ломал.

Ответить
0

Абсолютно согласен! В Джанго последние 30 минут фильма лично
у меня вызывают дикую фрустрацию. При этом "Бешеные псы" выдержан до последней секунды фильма! Но все равно - дичайше крутые фильмы, в которых есть культовые эпизоды. Ну что, теперь ждем "однажды в Голливуде"!

Ответить
0

это да, по отзывам вроде очень неплохой должен фильм быть

Ответить
0

Квентин, ты гений виозионер в кино)

Ответить

Четкий цветок

Shadowlordm
0

Кодзима в геймдеве, а кто гений в музыке?)

Ответить

Виноватый чайник

Четкий
16

Фредди Меркьюри.

Ответить

Четкий цветок

Виноватый
20

Что ж ты наделал... снова слушать эту песню)

Ответить
11

Френк Синатра.

Ответить

Четкий цветок

Shadowl…
10

Ну, или Майкл Джексон. Немного оффтопа, извиняюсь(

Ответить
–1

Смотри мой ответ в низу.

Ответить
0

Смотря какой музыки. Hans Zimmer для меня гений вообще любой музыки

Ответить

Четкий цветок

Виталий
0

Да, следовало уточнить, да и в фильмах есть гении своего жанра. Зато увидел незнакомых музыкантов, хоть гляну что у них интересное тоже)

Ответить
3

Сид Барретт

Ответить
1

Я столько ЛСД не выдержу

Ответить
0

Это не так уж и сложно.

Ответить
0

Shines on

Ответить
–1

шиза!

Ответить
2

Скриптонит

Ответить
2

Том Уэйтс

Ответить
2

Филл КОллинз? Мы же в "сто к одному" играем?

https://www.youtube.com/watch?v=YkADj0TPrJA

Ответить
0

Марк Холлис.
Или Джон Колтрейн.
Или Майлз Дэвис.
Много кандидатур.

Ответить
0

Вся статья как раз о том, что Квентин не визионер, а хороший компилятор.

Ответить
0

Без визионерства, и знания фильмов так грамотно не скомпилируешь

Ответить
0

Зак Снайдер визионер

Ответить
0

Уже объяснили мою ошибку.

Ответить
3

Вегу жалко..

Ответить
2
Ответить

Виноватый чайник

–1

Насчет шрифтов не согласен. У "Женщины-полицейского" он не столь вытянутый. Титровый похож, но E другая.

Ответить
–1

Как же заебали с этой цитатой «а кто снял».
Блять, жуткий, махровый баянище, наравне с «меня трудно найти, легко потерять и невозможно забыть» и прочей хуитой.
Ну а фильм «криминальное чтиво» действительно лучший, в 90-е вообще сняли самые лучшие фильмы за последние 50 лет. Недавно пересматривал - «чтиво» никогда не потеряет актуальности, он шикарен. А самая лучшая сценка там - это когда юный Бутч слушает про часы.

Ответить

Вечерний Женя

1

фильмы тарантино (когда наберешься опыта) уже не как фильмы смотришь, а как викторину (к чему где отсылка или откуда цитата)

Ответить
1

А мне Чтиво не зашло. Очень на один раз. Я лучше Псов пересмотрю, а еще лучше вообще Ричи с его Картами или Кушем.

Ответить
1

Выстрелы из Uzi

Это MAC 10

Ответить
1

- Вам не кажется что вы так и не сняли ничего лучше Криминального чтива?
- А ты снял, умник блять?!

Ответить
1

Один из любимейших фильмов, надо бы пересмотреть в сотый раз :)

Ответить
–24

Певцы, режиссеры и другие творческие люди хороши в том что они делают. Квентин Тарантино не один из визиотеров Голливуда и в кино частности. Тока Хайпанул в свое время неслабо.

Ответить
0

Тока Хайпанул — это имя и фамилия, или имя и отчество?

Ответить
0

Это относится к теме Квентин Тарантино, визионер. За это время узнал много нового и мнений.

Ответить
0

Бадди Холли, Джон Уэйн, неудивительно что его фильмы шедевры.

Ответить
0

Погуглите "Роджер Эвери", посмотрите, сценарии к каким фильмам он написал.
Это был охрененный дуэт...

Ответить

Комментарий удален

0

Ну не знаю насчет сотканности, в Бешеных псах почти весь основной сюжет передран с гонконгского фильма. Правда, сняты они конечно лучше.

Ответить
0

"...несмотря на то, что все его фильмы сотканы из кусочков других культовых произведений..."
Главное в фильме - общая идея, история, характер персонажей, эмоциональный посыл, а не пара пасхалок, которые режиссер вставил, из других фильмов, для предания финального лоска.

Ответить
0

В мире есть только два гения - это Кодзима и Тарантино.
Спасибо, отличная статья. Сколько бы я не пересматривал Криминальное Чтиво, оно мне никогда не надоест.

Ответить
0

вообще мне кажется, что эпизод с часами одна из величайших сцен бафоса в кино:
настолько возвышенно начинается, чтобы закончится "часами из жопы"))

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }