Как перестать бояться и полюбить Autechre

Ликбез для тех, кто всегда хотел, но стеснялся начать слушать одну из величайших групп современности

Как перестать бояться и полюбить Autechre

Autechre (произносится как «отекр», или по-мемному «аутечре») — это одновременно пионеры, ветераны и отцы экспериментальной электронной музыки. Британский дуэт Роба Брауна и Шона Бута творит с 1987 года. Проще всего положить их работы на полочку с тэгом IDM (расшифровка для неофитов: Intelligent Dance Music), но музыканты отнекиваются от всяких жанров.

Характерной особенностью музыки дуэта является монструозное нагромождение звуков, создание вроде бы какофонии из сэмплов, в которых все же угадывается мелодичность и прорывается логика. Это как жить в центре у дороги и открыть окно в час пик — на тебя обрушится лавина всевозможных звуков. Одни слушатели говорят, что через нойз и сэмплы механизмов доходят до катарсиса, другие же считают, что Ae просто понатыкали в прилажке как попало, вот и получился целый альбом.

Несмотря на некоторую сложность и недружелюбность музыки, Autechre все же прислушиваются к мнению слушателей. Это стало понятно, когда в 2013 году Шон и Роб выбрали форум We Are The Music Makers в качестве площадки для вопросов и ответов, а не привычный Реддит. А все потому что поклонники в тематическом разделе создавали темы и спамили фразами «роб плиз, шон плиз» и предъявляли список требований от “издайте такой-то трек”, до «выпустите альбом скорее, а то три года прошло».

Скорее всего, вы слышали их треки в GTA на волне Self-Actualization FM, в игре Sleeping Dogs на радио лейбла Warp, в гениальном саундтреке фильма Даррена Аронофски «Пи» или в какой-нибудь подборке, когда изучали жанры и и пробовали проникнуться IDM. Ниже представлены альбомы, которые можно послушать, если всегда хотели приобщиться к прекрасному, но что-то шло не так. Возможно, теперь у вас появится еще одна любимая группа.

SIGN

В 2020 году у Autechre вышло сразу два альбома. Это привычно для дуэта — выпускать полноформатный релиз и спустя пару месяцев EP, которая не уступает альбому по количеству треков и продолжительности. В прошлом году у Шона и Роба обошлось без EP, лишь двойной альбом SIGN и PLUS, который фанаты то ли шутки ради, то ли в поисках глубинного смысла включают одновременно. Звук накладывается поверх, сваливается в шум и кому-то даже открывается великий замысел. Мы с друзьями послушали и спешим огорчить — ничего там нет.

Тем не менее, SIGN и PLUS неспроста разделили на отдельные релизы, а не выпустили сразу. SIGN выделяется за счет простоты и доступности не только на фоне прошлых релизов дуэта, но даже на фоне PLUS, где привычный хаотичный саунддизайн и милые сердцу выверты, которые так удачно разгружают голову в конце напряженного дня.

SIGN станет прекрасной точкой отсчета. Здесь есть эпичные синты в духе ретровейва, поломанный гиперпоп в «au14» и саундтрек для водного уровня для какого-нибудь современного платформера в «si00». Будет непривычно, но можно включить погромче и потанцевать под «psin AM». Если понравилось, можно смело включать PLUS. Там тоже много чего интересного.

Также следует отметить, что это не генеративная музыка. Музыканты очень редко дают интервью, но каждое на вес золота. Так издание The New York Times поинтересовалось как Autechre используют алгоритмы. На это Шон Бут ответил, что в своей музыке они придерживаются иного подхода.

Мы на самом деле не занимаемся тем, что вы называете генеративной музыкой, где вы просто начинаете создавать что-то, а затем уходите, и оно доделывается само по себе. Наша музыка требует, чтобы мы были вовлечены, направляли ее и вносили в нее изменения. Я в лагере тех, кто считает, что можно автоматизировать медицинскую профессию и работу юриста. Но я не уверен, что искусство может быть произведено компьютером

Шон Бут, Autechre

Autechre лишний раз подтвердили, что их музыка запечатывает в себе определенные эмоции, поэтому они очень серьезно относятся к процессу.

Incunabula и Amber

Полагаю, что в зале уже появились возражения, мол, позвольте, но как же альбомы Incunabula и Amber? Разве не с них следует начать новичку? Тут необходимо пояснение — первый альбом Incunabula и вышедший через год Amber имеют мало общего с тем, что представляет собой общий творческий массив Autechre. Это, без сомнения, великолепные альбомы, которые до сих пор приятно переслушивать, но в них только зарождается та чертовщинка, которая в дальнейшем будет вызывать эйфорию у одних и резкое отторжение у других.

Incunabula звучит как саундтрек к идеальному сай-фаю. Вам достаточно одного этого альбома, чтобы полюбить всю электронную музыку девяностых.

Аmber в свою очередь является одним из главных IDM-релизов прошлого тысячелетия. Например, Pitchfork поставил этот альбом на 16 место в списке «50 лучших IDM альбомов всех времен”. Он одновременно нежный и воздушный в своей эмбиент-ипостаси, веселый и заигрывающий каждый раз, когда вступает ритм. А от невозможной эпичности “Silverside» может треснуть сердечко, поэтому будьте осторожны.

Эмбиент, в целом, это еще одна грань таланта Бута и Брауна. Помимо кипящих синтов и вывернутых конструкций ритма, дуэт пишет красивый и эмбиент. Практически в каждом релизе есть как минимум один тихий и спокойный трек, в котором на фоне творится столько всего удивительного, что на тихой громкости не разглядеть. Например, есть плейлист лучших эмбиент треков, есть тема на форуме WATMM, где люди собирают коллекцию достойного эмбиента от Autechre.

Как перестать бояться и полюбить Autechre

Tri Repetae и Chiastic Slide

Третий альбом Autechre звучит более минималистично и с большим количеством повторяющихся паттернов и лупов. Здесь на первый план выходят механизмы, которые все это время топтались в тени софитов. Все это весело и интересно щелкает, шипит и марширует будто кто-то отправился в параллельную стимпанк-вселенную, записал на диктофон окружающие звуки и передал обратно.

Альбом рекомендуется слушать на пластинке, потому что он считается завершенным при наличии характерных шумов и потрескиваний, которыми сопровождается звучание винила. Версия альбома на CD содержала приписку «незавершен из-за отсутствия поверхностного шума».

Отдельного упоминания заслуживают дополнительные релизы той эпохи: ипишки Anvil Vapre и Garbage, в которых есть все то, за что любят дуэт — колкий ритм, расплавленные синты и ощущение прикосновения к чему-то нереальному, нездешнему.

Несмотря на всю мою любовь к альбому Tri Repetae, его можно пропустить, как четвертый класс в школе, и сразу перейти к задачам со звездочкой. Chiastic Slide вышел в 1997 году и считается той точкой невозврата, после которой Autechre стали теми кем стали. Это непростой, мрачноватый, но в то же время мелодичный альбом.

Во время выхода Chiastic Slide не получил того же признания, какое досталось предшественнику и следующему альбому. Но это не помешало спустя время признать его влияние на музыку в целом. В журнале FACT в честь юбилея альбома опубликовали замечательную статью «Chiastic Slide вышел 20 лет назад, но до сих пор звучит как музыка будущего”. При этом не нужно быть музыкальным критиком, чтобы заметить богатое наследие альбома. Возьмите, к примеру, “Tewe» — в ней есть мелодия, но она будто бы прячется от стрекота крыльев насекомых. Такой стрекот спустя два десятка лет запихнуть в трэп, а затем он упокоится с миром в треках Карди Би.

LP5

Теперь вы официально готовы слушать Autechre. LP5 — первый альбом дуэта, в котором творится бал сатаны и полное сумасбродство. Но теперь, после подготовки, вы готовы услышать всю ту красоту, которая случается в самых неожиданных местах.

Можно, например, в «Rae” перестать обращать внимание на выпуклый атакующий ритм и наслаждаться неспешной мелодией, которая пытается прорваться из завалов и с каждой минутой получает все большую поддержку от дополнительных звуков. Или в “Corc» случается звуковая глухота и весь шершавый глитч отправляется на задворки внимания, остается только космический синт, которые выстреливает эхом куда-то ввысь. Именно за такие моменты Autechre получили свою фан-базу, потому что это музыка, как сказал Шон, о чувствах.

Exai

Теперь вы официально готовы слушать одиннадцатый альбом Exai, который вышел в 2011 году. Это долгий, обстоятельный и массивный релиз, который показал, что Autechre не сидят в бочке и, если надо, могут делать поп-музыку, только переломят ее через собственную призму. Exai вобрал в себя много жанров от даб техно в «bladelores” до, вы не поверите, синти-попа в “spl9», только все это звучит искаженно и непривычно, будто ваше радио поймало эфир с далекой планеты.

Этот альбом считается одним из лучших и было бы печально, если бы вы его пропустили. Но если все еще сложно, то можно сделать шаг назад к альбому Oversteps. Это более простой и лощеный релиз, который отлично работает в паре с EP Move of Ten. С этих двух релизов большинство начали в свое время слушать Autechre и погружаться в дискографию. Это, своего рода, как учиться плавать, когда тебя просто бросили в открытом море — действенно, но может вызвать стресс.

Теперь вы готовы к тому, чтобы самостоятельно послушать состоящий из пяти частей альбом elseq 1–5 в общей сложности на 247 минут, насладиться компиляцией лайвов с радио NTS на 480 минут, записями живых выступлений на 28,5 часов и невероятной красоты ремиксом на Skeng от The Bug — все это богатство есть на Spotify.

4141
26 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить
5
Ответить

Отекр нужно слушать вообще всем. 

5
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Привет, Пашка! Хренали их бояться - Incunabula, Amber и Anti EP ньюфагам. А там уже втянутся.

2
Ответить

Привет, Ваня. Если бы втянулись. Будут ждать тех же щей, а там какая-то дичь начинается. Так я хотя бы заранее предупредил :)

3
Ответить