Ещё немного музыки 2020-го

Автор этого поста предпочитает музыке прошлого века музыку века настоящего, поглощая её в крупных количествах. Ниже – крайне субъективная подборка альбомов, доставивших в ушедшем году наибольшее наслаждение. Пробежимся по всем основным жанрам.

Ещё немного музыки 2020-го

Reggae. Toots & the Maytals — Got to Be Tough

Ещё немного музыки 2020-го

Тутс Хибберт, как и многие другие герои Ямайки семидесятых, вёл далёкий от праведного образ жизни. Он обильно курил марихуану, отсидел за её хранение внушительный тюремный срок и несколько раз был на грани смерти. Что, впрочем, не помешало ему стать легендой жанра. После происшествия, случившегося в 2013-ом, когда во время концерта ему в голову прилетела бутылка водки, Тутс приостановил как живую, так и студийную деятельность. Травма Хибберта заставила его задуматься о завершении карьеры. Три года он ничего не писал: депрессия, перепады настроения и головные боли. Позже ему был поставлен диагноз посттравматическое стрессовое расстройство. Однако со временем певец пришёл в себя, вплотную занялся спортом и вернулся к творчеству. На обложке Got To Be Tough, его первой записи за 10 лет, он изображён в своей стандартной позе: наносит удар. Альбом продемонстрировал неукротимость и огромную мощь Тутса и его команды. К сожалению, лонгплей стал финальным в дискографии группы, поскольку через несколько месяцев Хибберт умер от осложнений, вызванных инфекцией коронавируса.

В случае ненасытности слушаем: Arise Roots — Pathways и KMFDM — In Dub.

New Age. TENGGER — Nomad

Ещё немного музыки 2020-го

Южнокорейско-японская пара, которая составляет дуэт основных участников TENGGER – Итта на вокале и Маркидо на синтезаторе – берёт свои сэмплы из ежегодных паломничеств в экзотические места, переводя свои наблюдения в пышные уникальные звуковые произведения. Они пишут заточенный на звуках природы, полностью опьяняющий нью-эйдж без пафоса, который обычно сопровождает этот термин. Соединяя синтетические сэмплы и живые записи окружающего нас мира, они будто создают новую звуковую область, в которой не позволяют себе никаких ошибок. 36-минутный альбом слушается на одном дыхании.

В случае ненасытности слушаем: Mary Lattimore — Silver Ladders и Nicholas Gunn — Pacific Blue.

Modern Classical. Olafur Arnalds — some kind of peace

Ещё немного музыки 2020-го

Оулавюр Арнальдс вышел их хардкор/метал тусовки, но за последние годы успел зарекомендовать себя не только как мультиинструменталист, но и как создатель невообразимо красивых и массивных сочинений в жанре современной классики. На этот раз исландец, кажется, превзошёл сам себя. Альбом полностью погружает в свою атмосферу, унося далеко-далеко и заставляя забыть о всех заботах и проблемах. В основном инструментальный лонгплей справляется со своей умиротворяющей функцией блестяще. Эту музыку стоит слушать, если есть желание разобраться в себе, расставить приоритеты и забыться хотя бы на миг.

В случае ненасытности слушаем: Max Richter — Voices и Okkyung Lee — Yeo-Neun.

World. Keleketla! — Keleketla!

Ещё немного музыки 2020-го

Олды должны помнить о Coldcut, интересном электронном британском дуэте, который был особенно популярен в девяностые. Главным достижением группы является открытие звукозаписывающей компании Ninja Tune, на лейбле вышла куча отличных вещей в самых разных жанрах. Оказывается, они всё ещё живы и вполне себе в форме. После того как с ними связались активисты Keleketla! в Йоханнесбурге, чтобы вместе записать пластинку для благотворительной организации In Place of War, мужики быстро сорвались и отправились на другой континент. Благодаря усилиям лейбла Mushroom Hour Half Hour, превратившегося в последние годы в пиратскую радиостанцию, Coldcut собрали свою дрим-тим из южноафриканских музыкантов-экспериментаторов. Результатом стали очаровательные девять треков, записанных в Соуэто, а затем перезаписанных и сведённых в Лондоне с участием звёзд Африки: DJ Mabheko, Soundz of the South, Табанг Табане и покойный ныне барабанщик Тони Аллен. Составные части хип-хопа, джаза, даба и музыки протеста соединились как пальцы в кулаке.

В случае ненасытности слушаем: Nihiloxica — Kaloli и Afel Bocoum — Lindé.

Folk. Taylor Swift — evermore

Ещё немного музыки 2020-го

Спрятаться от Тейлор Свифт в последние годы практически невозможно: она повсюду. Море релизов, постоянные тёрки в прессе, смены бойфрендов, резонансная история со Скутером Брауном... Очень жаль при этом было признавать, что именно музыкальная составляющая становилась всё хуже и хуже, будучи нацеленной на конкретную целевую аудиторию. Всё больше уходя от «корневого» кантри-звучания, она обретала новых поклонников в возрастной категории «18–», но теряла всех остальных. Коронавирус, будь он неладен, повлиял на ситуацию самым внезапным образом. Свифт засела в домашней студии и выдала за год сразу два альбома в несвойственном себе фолк-жанре. Второй, evermore, оказался особенно прекрасен. Очень давно певица не была настолько откровенна со своими слушателями.

В случае ненасытности слушаем: Fleet Foxes — Shore и Other Lives — For Their Love.

Country. Mary Chapin Carpenter — The Dirt and the Stars

Ещё немного музыки 2020-го

Записанный полностью в живую, The Dirt and the Stars оказался большим откровением даже для давнишних поклонниц певицы. Альбом объединил внутри себя песни различных тематик: любовь, дружба, память, горечь потери и политические волнения в современной Америке. О всём этом Мари рассказывает истории, будто она – твоя бабушка, а ты – внимательный и любящий внук, не имеющий права даже пошевелиться. Атмосфера лонгплея захватывает с первой же композиции, очень давно не доводилось услышать настолько «уютного» кантри. Многие музыканты, работавшие с Мари на протяжении её карьеры, уже покинули этот мир, и на этот час она будто ментально соединяется с ними и вещает прямо из-под небосвода. Умение подать материал – это то, чему нужно учиться годами. Кантри-музыка, выезжающая на одной харизме исполнителя, недолговечна. Она развлекает, но не оседает эмпатическим пеплом на душе. Музыка мисс Карпентер же устремляется туда без проводников. The Dirt and the Stars практически не имеет общих точек с альбомами девяностых, когда певица была в топе, но при этом начинать знакомство с её творчеством вполне можно с этого лонгплея. Мари сумела постареть очень красиво, не утратив ни глубины голоса, ни красноречия, а в чисто эмоциональном плане смогла даже добавить.

В случае ненасытности слушаем: Chris Stapleton — Starting Over и Honey Harper — Starmaker.

Blues. Bettye LaVette — Blackbirds

Ещё немного музыки 2020-го

Бетти ЛаВетт заслуженно почитается как одна из величайших среди ныне живущих ритм-н-блюзовых певиц. Она написала свою первую песню в 16 лет, но настоящая известность пришла к певице уже после 50, в нашем веке. Она вернулась не с традиционными для таких случаев перепевками классических хитов из Great American Songbook, а с чёткой повесткой. За последние 15 лет ЛаВетт изменила свой стиль, смешав ритм-н-блюз, соул и оттенки рока на по большей части концептуальных альбомах I'm Got My Own Hell to Raise (в котором она исполняла каверы на таких певиц, как Фиона Эппл и Эйми Манн) и Interpretations: The British Rock Songbook. Blackbirds – ещё один концептуальный альбом, но он гораздо ближе к корням певицы. Стилистически только один трек звучит как классический старинный джаз, в остальном наблюдается блестящая золотая середина, где джаз конца 50-х годов комбинируется с фанк-соул-звуком начала 70-х, при этом не проявляя чрезмерной верности оригинальному звучанию тех эпох. На выходе получается приятный соул-блюз с лирикой, заставляющей задуматься и современных слушателей.

В случае ненасытности слушаем: Larkin Poe — Self Made Man и Fantastic Negrito — Have You Lost Your Mind Yet?

Jazz. Pat Metheny — From This Place

Ещё немного музыки 2020-го

Создатели одной из самых снобских книг об академической музыке, что попадали в мои руки, выбирали мастеров по заветам Брюса Ли. Если великий боец когда-то сказал своё легендарное: «Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз», – то авторы обернули эту мысль в «не нужно учиться играть на 10,000 инструментах, нужно идеально научиться играть на одном». Отталкиваясь от такого постулата (который, естественно, имеет право на жизнь), Пэт Метини едва ли мог бы стать героем одной из глав, даже если бы был более известен. При случае, что его имя не мелькало в ваших плейлистах, вы очень удивитесь тому, как выглядит этот человек, если начнёте знакомство с ним именно с альбома From This Place. Что-то среднее между МакКэганом и Мальмстином. И очень сложно найти фото без гитары. Является ли он виртуозом гитарного мастерства? Скорее, нет. Но он писал, пишет и, надеюсь, будет продолжать писать джаз. А много ли вы знаете джазменов, которые выбрали основным инструментом гитару? Это больше современная история, когда фьюжн потихоньку обосновался в андеграунде. Музыкантов-то немало, но единицы добиваются мирового признания. Да, электронная гитара присутствует на каждом треке альбома. Но является ли она ведущим инструментом? Едва ли. Тут все герои второго плана, тут нет первых. И самое прикольное, что сразу это заметить сложно, только со второго-третьего прослушивания. Метини собрал для записи банду из 81 человека. Нехилая компашка! Особенно бросается в глаза факт сразу двух валторнистов. Пока горе-музыканты качают из сети чужие сэмплы и биты, записывая альбом за неделю, настоящие профессионалы не скупятся на траты. Как временные, так и моральные. From This Place звучит изысканно, красочно, грациозно. Музыка Пэта и банды разливается по телу, как нега после съеденного подтаявшего фисташкового мороженого. С прошлого альбома прошло 6 лет, это самый продолжительный промежуток времени за всю более чем сорокалетнюю карьеру американца. И это чувствуется. Отточенная работа. Композиции длительностью от 6 до 14 минут (лишь одно исключение) ярко заявляют, что Метини, как и сам джаз, живее всех живых.

В случае ненасытности слушаем: Gregory Porter — All Rise и Clown Core — Van.

R&B. Lianne La Havas — Lianne La Havas

Ещё немного музыки 2020-го

BBC каждый год проводит опрос с целью выявить самых перспективных музыкантов. Лианн Ла Хавас вошла в шортлист в 2012 году, попав «на карандаш» меломанам всего мира. К тому времени она успела поиграть и попеть на разогреве у Паломы Фейт и Бон Айвера. Летом того года у неё вышел дебютный альбом, который был номинирован не куда-нибудь, а на Mercury Prize. Казалось бы, это начало феерически успешной карьеры, но потом всё стало развиваться не так стремительно. Второй студийник Blood прошёл почти незамеченным в гиковской среде, да и критики приняли его похуже, чем предшественника. (Зато была первая номинация на Грэмми – лучший урбан альбом.) Чтобы серьёзно напомнить о себе, снова пришлось поехать в тур с большими артистами. На этот раз выбор пал на группу Coldplay (хотя скорее они сами её выбрали), Лианн играла на разогреве в A Head Full of Dreams Tour. И кажется, что вот только сейчас, спустя 8 лет после начала сольной карьеры, мисс Ла Хавас вплотную подобралась к топ-статусу. Альбом с простым названием Lianne La Havas не просто напомнил всем о певице, но и перевернул восприятие тем, кто о ней и не забывал. Если вас не покорила обложка и отличный приём альбома критиками, вот вам факты. Лианн – дочь отца из Греции (мультиинструменталист) и мамы из Ямайки. Родилась и всю жизнь прожила в Лондоне, первую песню написала в 11 лет. Играет нео-соул. Была замечена, как и многие таланты начала 2010-ых, посредством перепетых каверов, выложенных на MySpace (олды тут?). Как вы уже поняли, это третий альбом певицы. Чтобы его записать, она вдохновлялась музыкой Милтона Насименту, Джони Митчелл, Джако Пасториуса, Эла Грина и Destiny's Child. Едва ли вы когда-нибудь раньше или в будущем найдёте этих исполнителей, слитых в одном предложении. Ну а посотрудничать на студии получилось с Aqualung, Mura Masa, Беном Эдвардсом и Ником Хакимом. Последний же штришок, выбивающий почву из-под ног: на альбоме есть кавер на Radiohead. И даже я, преданный поклонник Йорка и компании, не сразу сообразил, что это кавер. Он меня просто заворожил. Как, впрочем, и весь студийник.

В случае ненасытности слушаем: Thundercat — It Is What It Is и Monophonics — It's Only Us.

Hip-Hop. Apollo Brown & Che Noir — As God Intended

Ещё немного музыки 2020-го

Че Нуар очень далеко до топ-статуса, а Аполло Браун к нему никогда и не стремился. Но именно им в дуэте удалось создать лучший альбом года в жанре, который нынче перенасыщен деньгами и мировым влиянием. Молодая американка испытала по жизни большие потрясения, которые не пожелаешь и врагу, и теперь она готова поделиться своей накопившейся агрессией с миром. As God Intended выстраивает свою среднетемповую вселенную, полную дикой жестокости и манящей меланхолии. Мир Че Нуар – это мир насилия, предательства и потерь. При этом As God Intended имеет глубину, которая представляет Че как сообразительного и серьёзного лирика, умеющего связывать драматические жизненные эпизоды с более широкими социально-политическими мотивами. Она не боится быть открытой и уязвимой, что подкупает с первых же секунд. Многие рэперы умеют описывать непосредственный мир вокруг них, будь то взросление на труднопроходимых улицах или демонстрация излишеств гламура. Но Че стремится к более высокому, тонко освещая, как различные факторы её опыта – одиночество, разрушенные кварталы, тюремная система, религия и семейные ценности – связаны и влияют друг на друга, в лучшем или худшем смыслах.

В случае ненасытности слушаем: Run The Jewels — RTJ4 и Freddie Gibbs & The Alchemist — Alfredo

Electronic. Loke Rahbek & Frederik Valentin — Elephant

Ещё немного музыки 2020-го

Новая коллаборация датчан Локе Рабека и Фредерика Валентина (уже второй совместный альбом) – это запись, которая затуманит ваш разум. Elephant – это, в основном, эмбиэнт, но эмбиэнт такого типа, что вдохновлён необычными экспериментами со звуком. Вполне возможно, что в некоторые моменты вы будете спрашивать себя, какой инструмент играет, и инструмент ли вообще. Акустические и цифровые инструменты, синты, так называемые field recordings и стереообработка – здесь всё переплетено. Лейбл Posh Isolation снова удивил любителей экспериментальной электроники альбомом, который изучает как пространство звука, так и тишину. А можно ни о чём не задумываться и просто наслаждаться красивой музыкой, наполненной своей драматургией с несколькими точками энергетического экстремума. Прекрасная 'In Waves' – главная из таких.

В случае ненасытности слушаем: Naden — Gallinago и FERR — As Above So Below.

Pop. Ren Harvieu — Revel in the Drama

Ещё немного музыки 2020-го

Вы должны задаться вопросом, родилась ли Рен Харви под несчастливой звездой. Начав в возрасте 17 лет с публикаций несколько своих песен на MySpace (олды тут?!), она была готова к большему, когда вмешалась судьба. Ещё в 2011 году у Харви был контракт с Island Records, она гастролировала с Glasvegas и дала завораживающий концерт на Later With Jools; у неё было место на Гластонбери и студия, заказанная для дуэта с суперзвездой рэпа Nas. Затем, после вечеринки с друзьями, она попала в ужасную аварию и сломала себе позвоночник. Предупреждённая, что, возможно, никогда больше не будет ходить, она провела несколько месяцев в больнице. К счастью, через два месяца двигательные способности были восстановлены, но момент был упущен. Выпуск дебютного альбома Through The Night был отложен, и, несмотря на коммерческий успех, положительный приём критиков и место в списке BBC Sound of 2012, лейбл отказался от неё. На то, чтобы записать и выпустить продолжение, ей потребовалось почти десять лет... и снова вмешалась судьба, отменив во всём мире живую музыку. Как и её дебют, второй альбом Revel In The Drama представляет собой ещё один роскошный сборник богато оркестрованных песен о любви и утрате. Напоминающий золотой век поп-музыки шестидесятых, он страстно исполнен и наполнен мелодраматическими моментами. Хотя на дебютнике присутствовал элемент стилизации, её вокальный стиль развивался и расцветал в последующие годы. Лирическая уверенность Харви очевидна на протяжении всего альбома: её голос, порой парящий, порой ласковый, сочетается с её кокетливым характером. Это воодушевляет, особенно в сочетании с вампирским имиджем певицы. Отдавая дань уважения экранным дивам прошлых лет, она демонстрирует нечто большее, чем простое соблазнение в традициях роковой женщины Голливуда. Альбом, прослушанный с осознанием того, что она пережила, также представляет собой захватывающий дневник борьбы с верой в себя, снятия сдерживаемого напряжения и празднования освобождения и выживания. И там, где он заканчивается, чувствуется новое начало.

В случае ненасытности слушаем: Caroline Rose — Superstar и Kate NV — Room for the Moon.

Metal. Deftones — Ohms

Ещё немного музыки 2020-го

Я поклонник группы уже около 10 лет. Koi No Yokan и Gore слушал уже в статусе прошаренного юзера. Первый впечатлил невероятно – на нём попросту не было плохих треков. Бери любой и делай хитом. Второй же был интересным, но в целом остался недопонятым широкой публикой и мной в том числе. Too much experimental. Но на нём был трек 'Prayers / Triangles' – одно из самых восхитительных музыкальных воспоминаний 2016-го. Теперь, спустя 4 года, Deftones вернулись с Ohms, и снова взорвали мозг, но уже обратным эффектом. На этом альбоме нет экспериментов. Нет чего-то залихватски смелого, за что слух цепляется с первого прослушивания. Также на нём нет хитов, что может выглядеть странным, ведь даже на Adrenaline был 'Bored', до сих пор распеваемый по всему миру. Конечно, группа вложилась в клипы и выход пары синглов как части промо-кампании, но в них не видно хитового потенциала от слова совсем. У альбома довольно странная минималистичная обложка, которая тоже может отпугнуть потенциального слушателя. Можно понять, почему многие остались недовольны. Но... Они снова это сделали. На Ohms нет ничего выдающегося, но при этом на Ohms есть всё, за что мы любим Deftones. Группе уже больше тридцати лет. Как они берут все те же фишки и заново обыгрывают их, оставаясь на плаву, будучи до сих пор актуальными даже для поколения новых слушателей – я не понимаю. Если вы поклонник Deftones, просто спросите себя, за что вы их любите, а потом включите Ohms и обязательно услышите требуемое. Если же группа для вас пустой звук, этот лонгплей именно то, с чего можно начать знакомство. Очень цельный, в меру разнообразный и лёгкий для неподготовленного уха.

В случае ненасытности слушаем: Emma Ruth Rundle & Thou — May Our Chambers Be Full и Katatonia — City Burials.

Rock. Kairon; IRSE! — Polysomn

Ещё немного музыки 2020-го

2020-ый стал идеальным годом для знакомства с этой финской группой. Немногие коллективы так превосходят ожидания, как Kairon; IRSE! Они описывают свою музыку как «психоделический хаос», исповедуя особую форму калейдоскопического психо-рокового максимализма: сложная смесь краутрока, стоунер-рока и прога, украшенная космическим джазовым саксофоном и не менее космическим синтезатором. Этот лонгплей помягче их предыдущих работ, потому что теперь группа решила пофлиртовать с жанрами арт-попа и шугейза, что дало впечатляющие результаты. 49 минут великолепной, космической и тёплой, мелодичной и шумной, прогрессивной и техничной музыки, подкреплённой нежнейшим андрогинным вокалом.

В случае ненасытности слушаем: The Strokes — The New Abnormal и Nothing — The Great Dismal.

1616
8 комментариев

Про Метини смешно вышло
Вообще-то уже лет 30 как один из столпов джаза, признанный ну буквально всеми, кто серьезно держал в руках гитару. 
Логичнее рядом с ним советовать Алана Холдсворта и Эл Ди Меолу, наверное

Ну и забавный факт - он единственный в мире исполнитель, имеющий 10 Грэмми в разных!  категориях

2

Тут повлияло то, что автор поста серьёзно в руках гитару не держал)
А те, кто рядом - это не похожие на топ-1, а просто хорошие в том же жанре.

Спасибо за дополнение! И извините.

2

Поставил бы + если бы смог, а так только поместил себе в закладки и репостнул. Отличная подборка.