Гостевой плейлист: что слушает Пётр Сальников, музыкант и композитор

А также идеолог подкаста и сайта Disgusting Men.

Подкаст Disgusting Men, Пётр Сальников
Подкаст Disgusting Men, Пётр Сальников

Мы запускаем новую рубрику «Гостевой плейлист», куда будем приглашать самых разных известных людей, задавать им личные вопросы и, конечно же, попросим поделиться любимой музыкой.

Первый гость — Пётр Сальников, сооснователь проекта Disgusting Men и подкаста «Отвратительные мужики», соавтор музыкального проекта Grim Black Shadows и автор музыки для игр. Среди его ранних работ — «Диверсанты: Вьетнам», «Mount & Blade: Огнем и Мечом», а последний релиз — саундтрек к Sin Slayers, написанный совместно с гитаристом яростной рок-группы Solar Deity Русланом Алекперовым.

Пётр подобрал 16 треков, но отдельно отметил, что это лишь капля в море. Треки, которые он готов слушать в любой момент. Но в целом их, конечно, гораздо больше.

Беседы о музыке

В недавнем подкасте вы общались с Рафаэлем Колантонио и Авой Ли Гор (дочерью Мартина Ли Гора из Depeche Mode). Как и отец, она занимается синти-попом. Как считаешь, как изменился жанр?

Я вот эту возню с разбором жанров, принадлежностей и всем остальным оставил где-то в школе, когда, знаешь, мальчики в футболках Scooter общались только с мальчиками в футболках Prodigy, но ни в коем случае с мальчиками в футболках Nirvana.

Музыка либо попадает в нерв, либо не попадает. Для меня не важно, к какому поджанру она относится, в каком состоянии этот жанр сейчас находится — я слушаю музыку из разных эпох, разных направлений. И она либо нравится мне, либо нет.

Элементы всех музыкальных направлений сейчас распространились повсюду, и мы можем увидеть популярного молодёжного рэпера, который играет полноценный концерт, с мошпитом, гитарами , барабанами. Мы видим, как рок впитывает в себя элементы, которые лет 20-30 назад показались бы чуждыми гитарной музыке.

В принципе, меня всегда увлекали поиски, — как будто художник ищет образы, инструменты, он хочет передать некую эмоцию, мысль, погрузить тебя в какое-то постранство, которое он придумал. Он впускает тебя в это постранство, а дальше ты уже сам фантазируешь. Насколько он соответствует чьим-то представлениям, как надо делать? Мне как-то всегда было по барабану на эти вот чьи-то представления.

А вот на тему популярности синти-попа мне трудно говорить. Я вижу предельную популярность других вещей. Если мы зайдём в российский топ-10, мы там увидим совсем не синти-поп. Я бы и рад был, если бы там был синти-поп, но там какая-то страшная похабщина... чаще всего. Не хочется показаться снобом, но блин, это так.

Синтвейв вот стал очень популярен. Настолько, что CD Projekt RED аж даже пафосно от него отказались.

А что касается CD Projekt RED, «Киберпанка» и пафосных отказов от использования чего-либо: ты знаешь, они в «Киберпанке» использовали столько всего массового (Grimes, например — DTF)... Блин, они отказались от синтвейва в пользу чего? Модного рэпчика, цветов а-ля Twitch TV.

Сама игра «Киберпанк», она такая... м-м... *****, если я скажу «похабная», то меня просто сожрут с говном. Я столько всего про него уже сказал, так что давай забудем! Но если они отказались от чего-то сверхпопулярного, только потому, что оно сверхпопулярное, чем бы это ни было.... Серьёзно, они сделали настолько ширпотребную игру... ****, это тоже как-то грубо звучит, да?

Они сделали продукт, рассчитанный на огромную массу игроков, так что пафосно отказываться от чего-либо в их случае как-то неуместно, мне кажется.

Гостевой плейлист: что слушает Пётр Сальников, музыкант и композитор

Насколько я тебя знаю (и насколько слышал твоё творчество в SOLAR DEITY), ты предпочитаешь скорее тяжёлую музыку. На кого вы опирались, когда подбирали стиль для группы? Изменились ли предпочтения с тех пор?

Я максимально всеяден, как уже говорил, и я слушаю очень много разного музла. И как раз из-за того, что моё творчество подчас связано с тяжеляком (чтобы пёрло, всё звенело, чтобы все выбивали из своих инструментов весь дух), я в свободное время мало слушаю такой вот прям «митол».

Мне очень важно, чтобы в музыке была интрига. Тяжёлая музыка, лёгкая музыка, джаз, рэп — я люблю, когда музыка удивляет. Когда есть прикольные повороты, необычные гармонические ходы, классный бэк-вокал. Когда есть, в чём поковыряться, и есть ради чего слушать снова и снова.

Есть альбомы, которые я слушаю уже очень много лет. И с каждым разом я нахожу вдруг какой-то нюанс, на который я раньше не обращал внимания, и я такой — о, класс. Поэтому интрига в первую очередь, степень тяжести менее важна. Интрига, благозвучие — я не очень люблю хаотичную музыку. Маткор там, какой-нибудь... в общем, хаотик — вот это нет. Брутальность, когда всё на пике, мне тоже не нравится. Если гитаристы шредят, барабаны играют бласт-бит, вокалист всё время орёт — и ты думаешь: «Чуваки, если вы всегда на пике, то пика на самом деле нет».

Теперь насчёт тех, на кого опирались при создании группы. Ну... это же не так немножко работает. Группы, которые делаются в первую очередь для себя, это творчество. Ты в какой-то степени, конечно, делаешь так, как тебе хотелось в детстве — когда ты слушал что-то и такой «Вот я хочу быть как этот дядя». Когда мы только мечтали стать музыкантами. А сейчас это уже плод переработки, выпуск из себя всего накопленного.

А вот как раз в саундтреках ты можешь и должен ориентироваться на других — просто потому, что работа идёт с заказчиком, который тебе говорит: «Мы это видим вот так», ты это дело принимаешь, перевариваешь, пропускаешь через себя и интерпретируешь. Всё-таки стараясь оставаться оригинальным.

А группы — это поле, где оригинальность на первом месте. Конечно, люди находят сходства в комментариях, порой очень неожиданные и противоестественные. Хотя это наверное вопрос кругозора. Однажды нас сравнили с Papa Roach. Был комментарий: 40% Papa Roach, 60% Rammstein. Мы такие сидим и думаем: какое отношение эти группы имеют к нам? А на самом деле у чувака просто упираются вкусы в Papa Roach и Rammstein. Это всё, с чем он может тебя сравнить.

Возвращаясь к вопросу, на кого мы опирались в плане стиля. Ну, это же не одежда, когда ты перед походом в театр выбираешь, какие туфли тебе надеть. Собираются пять человек, у них есть точки соприкосновения: группа — это когда вы все вместе обнаружили общий интерес.

Изменились ли предпочтения с тех пор, с 2010 года? Тут надо сказать, что рок-н-роллом в группах я увлечён с 2004 года, и в основе осталось всё то же. Я всё ещё верен таким людям как Black Sabbath, Led Zeppelin, Billy Idol, Мэрилин Мэнсон и прочее. И то, что со временем я начал слушать много джаза, афробита, открыл для себя мир бразильского фанка — всё это вообще не значит, что я стал презирать Whitesnake, которыми болел на первом курсе университета.

Просто есть вещи, которые определили начальную любовь к музыке, которую я слушаю, а есть вещи, которые на это наслоились, но ни в коем случае не перекрыли.

Есть ли у тебя плейлист или просто трек, под который ты гуляешь по, скажем так, тёмным и грустным районам города? Я под саундтрек к «Мору» это делаю. Как вообще делятся по настроению треки во время прогулок с наушниками?

Я гуляю без наушников. Если речь про тёмное время суток, то лучше всё же соблюдать бдительность. Да и в целом, когда я гуляю, катаюсь на велосипеде — я не слушаю ничего. Дело в том, что окружающая действительность бывает очень интересной, в ней так интересно ковыряться, а потом много чего почерпнуть — в том числе для вдохновения на какой-либо трек.

Ты писал саундтрек к Sin Slayers, как мне кажется, удачный и подходящий. А в целом можешь назвать игры, которые для тебя звучат безупречно? Именно в плане музыки.

Спасибо за комплимент про Sin Slayers. Да, я слушаю немало саундтреков в принципе. Если говорить о трёх играх сходу, которые в плане музыки звучат безупречно, то это Surviving Mars, — саундтрек, который я часто слушаю во время работы. Это StarCraft, причём первый. Это саундтрек к Diablo II.

Что ещё... я очень люблю саундтрек к первой части Unreal (но не весь). Хотя мне безумно нравится стиль трекерной музыки. Конечно это саундтрек к Skyrim, тут вообще говорить не о чем. У Wasteland 2 очень хороший саундтрек: я в принципе люблю работы Марка Моргана, Fallout, вот это всё. Причём сама Wasteland 2 мне абсолютно не понравилась, но саундтрек оттуда я слушаю ре-гу-ля-рно.

Jagged Alliance 2 — в плане музыки абсолютно шикарная вещь, но не тот саундтрек, который я стал бы слушать отдельно. Там есть несколько треков исследовательский, медитативный блюзец, который идеально подходит для работы за ноутбуком.

Была такая постапокалиптическая игра, в которую играть было неприятно. Но я включал главную тему и просто слушал её — Олег Чимде

Так можно долго вспоминать. В Baldur's Gate очень крутой саундтрек. Planescape Torment, опять же Марк Морган, — величайшая музыка. А ещё музыкальные треки к Quake 2, один из лучших саундтреков в истории видеоигр. Это не значит, что я сторонник того, чтобы во всех играх играл индастриал-метал. Но там это настолько «в кассу», настолько соответствует стилю и динамике игры, что он просто вне конкуренции.

Я так понимаю, ты адепт живых инструментов. С электроникой вообще никак? Или что-то нравится? Ну и заодно: не пробовали экспериментировать? Theodor Bastard вон ездили на какую-то гору, с которой скидывали особый камень, чтобы записать звук. Часть инструментов у них самодельная. А вокалист Sigur Ros, например, играет на гитаре смычком.

Я не то чтобы адепт живых инструментов, скажем так. Если рассматривать с точки зрения работы и производства музыки для какой-либо игры, то конечно приятно, когда удаётся записать музыку собственного сочинения при помощи живых музыкантов, которые её исполняют. Это и звучит иначе, и музыканты, как актеры, приносят что-то своё, в широком смысле и привносят какие-нибудь нюансы в то, что ты написал. Это очень живая и интересная работа.

Это, в определенном смысле, тешит композиторское эго. Одно дело ты взял и сочинил всё на компьютере, и это приняли, а другое дело, ты приходишь в студию, а там сидит оркестр и играет твою музыку — это гораздо круче. Ты сразу ощущаешь себя великим человеком.

В остальном, если смотреть с точки зрения слушателя, да и с точки зрения музыканта, я люблю и нахожусь в состоянии открытого ума к компьютерной музыке. Я люблю синты, я люблю всё что угодно: электронное, духовое, клавишное, любое, — мне плевать. Главное, чтобы было благозвучно, в тему, уместно, чтобы всё гармонировало.

Я люблю, когда жанры смешиваются, всякие фьюжиновые вещи. С электроникой тоже всё отлично. Втоптать под транс я тоже горазд. Всему своё место, всему своё время. Что касается экспериментов и того, что Theodor Bastard ездили там бросить камень, чтобы записать звук... ну, видимо, им это надо было. Хотя, как мне кажется, это та история, которая не выглядит слишком необходимой, которую нельзя было бы записать в другом месте. Они, видимо, придумали себе какое-то такое приключение. Великую музыку можно писать никуда не выезжая и не скидывая ничего с горы. Этому есть очень много доказательств в музыкальной истории.

Гостевой плейлист: что слушает Пётр Сальников, музыкант и композитор

Что касается самодельных инструментов, я к этому отношусь прекрасно. Во время работы над Sin Slayers для трека Сrazy Village я записывал перкуссию при помощи барабанных палочек. Я их купил накануне и они лежали без дела, а тут я их увидел и решил: «О, класс, использую!».

Было лень забивать компьютерные барабаны, хотелось какой-то естественной небрежности в звуке — в основе трека была акустическая гитара с ее уникальным оттенком и нюансами в звуке, нужно было докрутить атмосферу.

В итоге родилась идея стучать этими палочками по спинке геймерского кресла. По итогу перкуссия сложилась из этих ударов по креслу, детской погремушки, стука палочки о палочку и щелчков пальцами. Правильный микс, верные эффекты, подчистить, выровнять — готово. Получилось то, что необходимо.

Ещё немного нюансов было из всяких мелочей. Например, у меня есть старая гитара Russotone, она весит как топор викинга. На ней невозможно играть, но её все равно можно записать. Она издаёт странные, уродливые звуки, которые могут проиллюстрировать что-то летящее или лязгающее.

Оркестры какие-то... Даррен Корб вон писал всё дома, а вокалистка записывалась в его шкафу!

Вот-вот! Мы примерно так и записывали Sin Slayers. В игре было довольно много вокала. Думаешь, я на студии писался? Нет, это я утром в халате в микрофон кричал, на который мы подкасты пишем.

В моём случае музыкальные эксперименты уместны в поле саундтреков. Касательно групп, могу сказать, что у нашего карантинного дуэта Grim Black Shadows планируется к выходу релиз из нескольких песен: одна на английском, другая на русском. Вообще, пение на русском для меня эксперимент. Я очень долго пел на английском. После этого, меня как-то спросили, чего это я вдруг запел на русском, на что я отвечаю: «Вы думаете я этим управляю? Мне это неподвластно. Просто взяло и запелось».

Могу сказать, что смена языка в музыке — это ещё тот эксперимент. Переключаясь с английского на русский, ты понимаешь, что это совершенно иное. Нужно строить иначе, тут совершенно иные звуки, нужно искать какие-то фонетические ходы.

Здесь нельзя становиться буквальным. Там, где английский тебя отпускает в абстрактное плавание, русский может легко приземлить на территорию буквального диктования обстановки слушателю, которое тебе не нужно. Тебе хочется оставаться на позиции человека который просто предлагает человеку войти, а не чётко диктует ему где он находится и что он делает.

В новом релизе будет один трек на английском, трек на русском, трек в стиле банды Chrystal Merhod и ещё один тупо трансовый трек. Всё это будет упаковано в один релиз.

В общем, эксперименты нам не чужды. Мы любим музыку. Для нас написание музыки — это не просто донесение до слушателя какого-то своего желания высказаться или быть кем-то, это в значительной степени исследование.

Ну, и кроме того, есть ещё другие баечки про музыкальные эксперименты.

Известный случай: берётся упаковка чего угодно, хоть оборотная сторона флакона освежителя воздуха, и там на казахском что-то написано. Ты берёшь и каким-то образом искривляя поёшь, и это превращается в некий фэнтези-язык. Если не детализировать произношение, а проглатывать или жевать слоги.

Иногда, где-то ты начинаешь искать новые приколы. Находишь в кармане связку ключей и трясёшь ею перед микрофоном и получаешь интересный металлический аналог шейкера.

Гостевой плейлист: что слушает Пётр Сальников, музыкант и композитор

Как-то мы писали музыку для промо-кампании игры Encased на «Кикстартере». Сама по себе работа получилась очень экспериментальной — потому что трек писался параллельно с подготовкой материалов для монтажа видео, и никто не мог точно сказать, сколько будет длиться ролик.

Изначально был посыл создать трек-трансформер, который в оригинале звучит как полноценная трехминутная композиция с жирной аранжировкой, но при этом его можно было бы разобрать на куски и растянуть на какое-нибудь восьмиминутное видео. Делая похожие вещи, ты начинаешь мыслить иначе. Не просто какими-то банальными рок-н-ролльными рифами, а историей, где будет единая концепция, которую при этом можно было бы разобрать без последствий. Будто бы это не какой-то конструктор, а цельная сопроводительная музыка к этому видео.

Кстати, вокалист Sigur Ros ******* этот приём у Джими Пэйджа. Именно он впервые достал смычок и начал фигачить им по электрогитаре.

А, ещё одна маза про адептов живых инструментов. Кроме того, что это приятно и интересно, есть ещё один аспект. Это даёт возможность заработать классным музыкантам, которым чаще всего приходится, не факт, что вынужденно, заниматься такими вещами, как преподавание на дому, изготовление «подбородочников» для скрипок или ещё чего-то бытового, не имеющего отношения к творчеству.

Мне всегда приятно, когда ты приглашаешь талантливых, профессиональных людей, они вникают в твою идею, а ещё и получают за это вознаграждение.

Для меня всегда приятно быть человеком, который кого-то порадовал. Они меня, я — их. И это не только взаимная радость, но и возможность делать то, для чего и чему они учились.

Плейлист Петра Сальникова

Небольшой, потому что либо так, либо тысяча треков.

199199
64 комментария

А что касается CD Projekt RED, «Киберпанка» и пафосных отказов от использования чего-либо: ты знаешь, они в «Киберпанке» использовали столько всего массового (Grimes, например — DTF)... Блин, они отказались от синтвейва в пользу чего? Модного рэпчика, цветов а-ля Twitch TV. защищать синтипоп, который поляки обидели, ахаха. Поляки сделали кислотную, злую, холодную электронику, потому что мир игры такой - жестокий и неприятный, что бы делал слащавый и прилизанный синтипоп в этом мире? Посмеялся, спасибо 

32
Ответить

Тут он скорее докопался до причины, которую назвали, когда отказались от синтипопа. И сложно с ним не согласиться. Вся игра попсовая, но вот этот попсовый жанр/поджанр мы юзать не будем потому что он прям ну ваще попсовый. 

43
Ответить

Притом, что там есть не только одна радиостанция с "рэпчиком". Да и прям мейнстримом остальную музыку в игре не назвать. Зато плейлист самого Петра - это прям бумерский мейнтсрим-мейнстримовский. 

9
Ответить

Петяну респект, особливо за дачные эфиры :) Это было круто

33
Ответить

Не каждый может поссать на шмеля))

20
Ответить

Журналист - любитель, музыкант - любитель, композитор - любитель, мужик орущий в подкастах - профессионал

27
Ответить

Ну журналист, все же, не любитель, а профессионал, учитывая как долго он в этой сфере и где работал. 

11
Ответить