Make Britain Great Again
Колумнист «Shuffle Chamber» и автор канала «Музыкальная Проститутка» вспоминает о том, как Дэймон Албарн возвращал Англии былое величие.
За недолгие годы активности Nirvana, рождение брит-попа было столь же неожиданным, как смещение Майкла Джексона с вершины чартов. В то время как большинство людей влюбились в искаженный гитарный звук сиэтлской группы и унылую лирику, четыре эрудированных парня из Лондона думали в противоположном направлении.
Несмотря на то, что в 1991 году Курт Кобейн называл «There's No Other Way» Blur любимой песней, это чувство не было взаимным. В то время гранж переживал пик популярности, в том числе в старой доброй Англии. За исключением нескольких доморощенных групп, таких как Teenage Fanclub и Suede, музыкальная пресса Англии восхваляла гранж в диапазоне от Pearl Jam до Mudhoney.
"Я всегда считал, что «Nevermind» Nirvana великолепен, но не хотел этого говорить", - позже говорил гитарист Blur Грэм Коксон. "Мы знали, что это враг. Мы очень уважали врага, но знали, что должны быть совершенно другими".
Родина гранжа усложняла жизнь Blur не меньше музыкальной составляющей. Гастроли по Америке прошли плохо, а из-за ушлого менеджера Blur остались в минусе. Blur были вынуждены отправиться в десятинедельный тур по США, чтобы заработать немного денег. Американский лейбл давил, а музыканты срывали злость друг на друга в пьяных кулачных боях. Фронтмен Дэймон Албарн настолько скучал по дому, что каждый вечер закрывался в гостиничном номере и одержимо слушал «Waterloo Sunset» группы The Kinks. The Kinks вдохновили Албарна на написание песен, в которых британский лирический герой выражал любовь к Англии.
Поездка в Америку сплотила вечно пьяных Blur, а Дэймон Албарн постепенно оформлял новый музыкальный тренд.
Первым блином стал «Popscene» — гигантский гимн, ощетинившийся ревущими рогами, драйвовой ритм-секцией и лазерными гитарными риффами. Вдохновляясь панковым драйвом The Teardrop Explodes и The Specials, Албарн пытался нанести удар по сценам, которые отказывались от Blur. «Popscene» не оправдала ожиданий группы, а лейбл попросил Албарна написать песню, которая могла бы обеспечить хорошие продажи.
"Я вернулся домой в Колчестер ...Вышел в Сочельник, очень напился и проснулся очень рано в рождественское утро с похмелья, спустился на кухню и написал «For Tommorow»", - рассказывал Албарн. "Я разбудил отца. Он спустился вниз и хотел знать, какого хрена я делаю так рано. Это была важная песня для нас. Это было началом того, что мы стали другой группой ".
Припев и нетипичная мелодия «For Tomorrow» воодушевили Blur. Боссам с лейбла понравился сингл, некоторые услышали влияние Electric Light Orchestra и начинали вести переговоры с Джеффом Линном о продюсировании лонгплея Blur. Однако группа предпочла проверенного продюсера первой пластинки и альбомов The Smiths Стивена Стрита. Одобрение лейбла получила следующая песня «Chemical World». Внезапно на стороне Blur появился британский лейбл. Однако американский лейбл SBK приходилось убеждать. SBK исходил из моды на гранж и порекомендовал продюсера Бутча Вига (Nirvana, Smashing Pumpkins).
"Это казалось неблагодарным занятием", - говорил Грэм Коксон. "Это так очевидно и именно то, что можно ожидать от такого дерьмового лейбла. Бутч Виг написал свою историю вместе с «Nevermind». Он не собирался делать это снова".
SBK не договорились с Blur, но слегка подгадили, заменив студийную «Chemical World» на демо.
Объединив пренебрежение к гранжу и американскому лейблу, Blur посвятили себя тому, чтобы принять напоказ собственную английскость не только в музыке, но и в стиле. Новый гардероб был наполнен одеждой Fred Perry, ботинками Dr. Martens и куртками с тремя пуговицами.
Дэймон Албарн с помпезностью объяснял, что значит название альбома «Modern Life Is Rubbish»: "Современная жизнь - это мусор прошлого. Все мы живем на мусоре: он диктует наши мысли. И поскольку все это создавалось за такое долгое время, больше нет необходимости в оригинальности. Есть так много вещей, которые можно соединить воедино, что нет абсолютно никакой необходимости создавать что-то новое. Я думаю, что эта фраза - самый значительный комментарий к популярной культуре со времен «Анархии в Великобритании»".
Амбиции Албарна, возможно, были иллюзией, но нельзя отрицать, что Blur изменили культуру в Британии с помощью «Modern Life Is Rubbish». Первая запись прото-бритпопа: призыв к соотечественникам гордиться традициями чаепития и бродяжничества по пабам, а также призыв к новому прославлению современных традиций.
Blur нашли себя. Исчезла производная инди-группы, которая звучала, как сотня других, пришла полная уверенность на основе цитат The Kinks, XTC, Дэвида Боуи и The Jam. Оформилось партнерство Дэймона Албарна и Грэма Коксона в области написания песен: дар первого по написанию острых, как бритва, поп-хуков наконец реализован, в то время как последний, больше не склонный копировать других, развязал пыл для изобретательных гитарных соло, которые превратили гитарного очкарика в одного из ведущих виртуозов поколения.
"Если панк был связан с избавлением от хиппи, то я избавился от гранжа. Такое же чувство: люди должны поумнеть, быть немного энергичнее. Они снова ходят, как хиппи - сутулые, у них сальные волосы, никакой разницы. Нравится им это или нет, но они снова слушают Black Sabbath. Меня это раздражает.
Мы должны купить большой бульдозер, собрать весь мусор и отправить его в Америку… Пора снова сделать Англию свежей." — в фразах того времени Дэймон Албарн напоминает британскую версию Дональда Трампа, что не мешало предсказать успех Blur в США:
"Я знаю, что на этом альбоме у нас будут проблемы с американцами, потому что для них нет ориентиров. Но каждые десять лет или около того Британия возвращается к своим корням, а американцы этого не понимают. Затем пять лет спустя они это сделают. В наши дни они получают Ray Davies and the Kinks, Sex Pistols и Smiths, так что то, что мы делаем, - это скорее инвестиции в будущее".
В 1994 году трагический выстрел Курта Кобейна убьет моду на гранж, а Blur станут самой популярной группой в Британии. Третий альбом «Parklife» , выйдет всего через 11 месяцев после выхода второго и продолжит способствовать запуску культурной революции, известной как брит-поп, дорогу к которой проложил Дэймон Албарн. Подъем национальной культуры сделал Британию 1990-х если не Great, то точно Cool.
Статья интересная, но закончилась очень внезапно.
Мы будем ждать ваши работы в подсайте «Музыка» до 15 февраля