Джоси Уэйлс — человек вне закона

Вся ли деконструкция идёт на пользу искусству?
Жанр вестерна для меня лично представляет весьма большой интерес. Мне в целом симпатичен сеттинг Дикого запада, со всем сопутствующим типа оружия и прочего. Но судьба у жанра весьма плачевна (да как и у многих других классных жанров). В нынешнее время жанр любят использовать для всяческого рода деконструкций, удачных и не очень. Пример удачной деконструкции – фильм «Костяной Томагавк». Ибо смешать фильм ужасов и вестерн – это очень интересная и смелая идея. А используя медленный способ повествования свойственный вестернам, это кино предоставляет прямо что то интересное и свежее. Но такие фильмы очень и очень редки, и часто деконструкция делается по принципу «А давайте сделам ВСЁ ... ИНАЧЕ...». А что иначе, как – не задумывается никто. И после этого появляются совершенно жуткие кадавры. И это при том что фильмов в подобном жанре в целом выходит мало.

Джоси Уэйлс — человек вне закона
<i>Я пришёл чтобы выпить виски и надрать пару задниц. Как видишь, виски я уже выпил... (с) </i>
Я пришёл чтобы выпить виски и надрать пару задниц. Как видишь, виски я уже выпил... (с)

На самом деле вестерн переживал две глобальные волны деконструкции. Оригинальные вестерны – это американские фильмы про ограбления поездов и гражданскую войну. И, как часто случается в современной культуре, на жанре стали наживаться и снимать просто прорву фильмов, огромное количество. Были и хорошие, и плохие, но даже если бы они все были хорошими, рано или поздно люди просто перестали бы на них ходить, ибо им надоело. А что происходит с концепцией, которая не приносит деньги? Правильно – она отправляется на свалку истории. И классические вестерны держались довольно долго, ибо получили популярность в 30-е годы, а к закату стали клонится в конце 50-х начале 60-х. Но тут на выручку местным рынкам пришли режиссёры из Европы. Я могу только предположить что американские фильмы пользовались у европейцев какой никакой популярностью, а поток фильмов резко упал, ибо в Америке кассу они не собирали. И тут на сцену вышли доморощенные режиссёры. Из них могу выделить пару любимых – Серджио Лионе и Серджио Корбуччи.

Великое молчание - фильм Сержио Корбуччи
Великое молчание - фильм Сержио Корбуччи

Про спагетти-вестерны известно более всего, я думаю что они в целом даже более известны чем оригинальные вестерны штатовские. И следующая деконструкция плавно началась в 70-е годы, и развернулась с фильмами Иствуда в 90-е. В предыдущих итерациях жанра герои вестерна почти не подвергались самокопаниям. Если они были то это было что то глобальное, утрата семьи или близких друзей. Но Иствуд сделал это интересно – он не стал отбирать у героев безмерную крутость из спагетти-вестернов, но добавил им вот эти интересные и тонкие нотки. Прелесть вестерна была в том числе за счёт простых, читаемых, понятных образов, и от этого они были крутыми и гипертрофированными сами в себе. А в вестернах уже третьей волны герои начали становится чуть более людьми, безусловно теряя в крутости, но не так сильно как могли. И вот наконец то мы добираемся до нашего сегодняшнего фильма.

«Враги сожгли родную хату, убили всю его семью…»

Джоси Уэйлс — человек вне закона

76 год, жанр вестернов становится слишком заезженным и надоедает даже самым большим любителям. Голливуд делает большой рывок в сторону криминальных боевиков и драм, Клинт Иствуд самолично режессирует фильм по книге Фореста Картера. Фильм начинается можно сказать со стандартнейшего клише – какие то синебрюхие янки сжигают дом и убивают семью Джоси Уэйлса. У меня лично никаких претензий к клише нет – если оно уместно и работает. После этого страшного преступления на пепелище южане находят Иствуда и предлагают ему присоединится и отомстить.

Южане подбирают отчаявшегося Уэйлса
Южане подбирают отчаявшегося Уэйлса

Тут кстати начинается первый элемент деконструкции – нечасто в фильмах южан показывают как положительных героев, выставляя их как поборников рабовладельческого строя, и мол дескать война на самом деле была против рабства. Это было далеко не так, ибо война развилась на фоне разности интересов Северных и Южных штатов. Северян поддерживало тогдашнее правительство, и они запретили развивать отношения с британцами, а для южан это был один из важнейших источников дохода. Об отмене рабства заходили слухи только на второй год войны, и бывших рабов в свои ряды привлекали и южане и северяне. И своих рабов имели в том числе генералы Северной армии. Так что войну нельзя назвать однозначно «против рабства» и выставлять южан злыднями безликими и демонами тоже. Это были люди которые воевали за свою землю, были патриотами, просто оказавшимися по другую сторону баррикад. Но так как северяне победили, получили возможность в культуре оставить огромный след «злых южных парней рабовладельцев».

Герой Иствуда остаётся один. 
Герой Иствуда остаётся один. 

Главный герой попадает в группу южной армии, и проводит там какое то время. После того как всем очевидно что южане войну проиграли, и их войска массово сдаются данной банде тоже предлагают сдаться. И тогда они останутся в живых. Капитан данной группы извиняется и говорит что пойдёт сдаваться, ибо он воевать уже устал, и смысла в этом нет. С ним соглашаются все, кроме иствуда. Он остаётся в полном одиночесве у костра, глядя как остальные собираются и уходят. Очень сильная сцена, и в начале фильма, меня она впечатлила.

Джоси Уэйлс — человек вне закона

Иствуд наблюдает в подзорную трубу за развитием событий. Северяне заставляют южан сдавать оружие, несмотря на то что людям нужно как то охотится и добывать себе еду. После чего их выстраивают в шеренгу, Капитану дают кошель с монетами и начинают расстреливать пленных. Капитан морщится, говорит что северяне обещали не трогать их, но уже поздно что либо делать – своих людей он продал. И далее начинается очень классная экшен сцена, врывается в этой действо Иствуд и наводит шороху, спасая молодого раненого парня, с которым пытается уйти от погоди. И далее весь фильм посвящён тому как иствуд уходит от погони, встречая разных персонажей. Мы видим как он помогает оставшимся без защиты пилигримам. Девушке индианке которая была служанкой в торговом посте, которую там насиловали. Но при этом все вокруг намереваются его сдать за вознаграждение. Здесь даже развивается небольшая история любви, когда герой Иствуда спасает пилигримов, и там попадается красивая молодая девушка. После чего Иствуд хочет спокойной жизни и поселится в свободных землях со всеми своими друзьями которых он спас. Но беда в том что эта земля индейцев. И тогда Уэйлсу приходится идти на переговоры к вождю. Сцена разговора с вождём просто отпечатывается в голове. Иствуд показывает себя как человек чести, что отмечает вождь и говорит что он ему доверяет, и они не будут драться, а разойдутся миром.

Джоси Уэйлс отлично подошёл бы на роль героя ГТА, ведь таскает целый грёбаный арсенал с собой. и в нужные момент умело им пользуется. 
Джоси Уэйлс отлично подошёл бы на роль героя ГТА, ведь таскает целый грёбаный арсенал с собой. и в нужные момент умело им пользуется. 

Кино отличается от старых вестернов наличием более высокой динамики. Тут много событий, перестрелок, сюжетных движений. И фильм не выглядит каким то мельтешением, по сравнению со старой школой. На мой взгляд у Иствуда получилось выдержать нужный градус, для того чтобы это кино всё ещё оставалось классным вестерном с стереотипными штуками, но и приносило глоток свежей воды. В наше время победившей посткультуры и деконструкции, когда непременно НУЖНО сделать ИНАЧЕ – это дорогого стоит. Хватит делать иначе – сделайте хорошо. Это ключевая мысль, которую я хотел бы донести. Не нужно борщить, не нужно считать что «клише не работают». Они работают, и ещё как. Главное чтобы то что вы снимаете – было крутым. А там уже что это будет, деконструкция или нет, вообще не важно. И оно не станет крутым только из-за того что это деконструкция.

3535
11 комментариев

Ребят мой коммент не по теме, просто когда читаю про жанр вестернов, то всегда хочеться высказаться и пролить скупую мужскую слезу и сказать, как я обожаю долларовую трилогию и как скучаю по хорошим спагетти вестернам, по калоритным суровым  героям, по хитрым, умным и невозмутимым антогонистам. Хороший, плохой, злой для меня эталон кино вообще.
Все спасибо за внимание, пойду плакать дальше 🤧🤧🤧

3

с колоритными героями сейчас да, немноженько туговато. Да и в целом язык повествования сменился достаточно сильно, как мне кажется. Что операторская работа, что подход к съёмкам, это всё сильно изменило облик кинематографа. Из недавних фильмов я смотрел не так много, но могу отметить костяной томагавк, упомянутый здесь. В фильме есть классные актёры, и первая половина фильма это этакий омаж на медленные и старые вестерны. Но потом уже начинается что то интересное и необычное. Снято всё по новому, с новыми и современными приёмами. Но как фильм в тематике дикого запада и с необычным сочетанием жанров - он офигенен. 

1

Комментарий недоступен

1

Молчание да, фильм просто охрененный. я увидел его в 2013 году и офигел тогда. Примерно в одно время с Долларовой трилогией и Джанго. Сабжевое кино здоровское, рекомендую) 

1

Деконструкция, деконструкция, деконструкция, а о фильме что-то сказано? Деконструкция какая-то.

Фильм это классический вестерн новой школы или Revisionist Western. В нем есть крутой парень, несколько сайд киков и простоватый сюжет с шуточками.

Фильм это большая попытка сценариста показа южан хорошими. В нем нет смысла. Неоднозначность персонажа отсутствует.

Джоси Уэйлс не пошел на войну за деньгами или из патриотизма - а потому что хату сожгли.
Джоси Уэйлс не бросил раненого товарища до самого конца когда за ним была погоня.
Джоси Уэйлс не дал изнасиловать индейскую женщину и взял в дорогу противного деда.
Джоси Уэйлс не отстреливался от догоняющих его солдат.
Джоси Уэйлс напал на бандитов, что бы освободить женщин попавших в беду.
Но тут Джоси Уэйлс увидел северян - конечно же, он будет ждать пока они вытащат ствол и даже скажет им об этом.
Джоси Уэйлс помирился с индейцами.
Джоси Уэйлс поставил всем виски.
Джоси Уэйлс простил командира, который предал их отряд. (по его мнению)
Джоси Уэйлс решился снова завести семью.
Зато Джоси Уэйлс много плевал в собаку - вот уж крутой парень.

Получается, что книга это классический рыцарский роман в обертке вестерна. Главный герой типичный хороший парень (троп Рыцарь в ржавых доспехах), что движется типичной мотивацией.

Книга считается классикой и в ней - О мой бог - Джоси Уэйлс много убивает и индейцы тоже идут под раздачу. Книга кстати была написана лидером куклус клана - УПС.

В ней есть клише? Нет. Она их как раз таки избегает и маскирует, но это не делает ее лучше. Динамика достигается не за счет сюжета, а как раз таки за счет отступления в сторону сайд киков и побочных сюжетных линий.

Фильм плоский и самое смешное, что он плохо понимает свой жанр и первоисточник.
Книга рассказывает нам о мстительном герое, что преодолевает жажду мести помогая другим людям. В конце концов главный герой мирится с неизбежной смертью от наемников, преодолевает ее - и принимает новую жизнь - перерождает. Финальная встреча с командиром - это испытание силы воли. Джоси Уэйлс всю книгу мечтает убить командира и тут предстает шанс - и он его отпускает.
КАЙФ.

Но фильм это упускает, упускает все переживания главного героя и оставляет, только концовку. What a shame.

Фильм это развалившаяся на куски книга, переваренная виденьем Клинта Иствуда, она хороша настолько насколько хорош первоисточник и это печально.

1

С книгой не сталкивался, к сожалению наверное. До сих пор любимым остаётся прочитанный несколько раз Виннету. 
"Фильм это большая попытка сценариста показа южан хорошими. В нем нет смысла. Неоднозначность персонажа отсутствует."

я бы не сказал что весь фильм посвящён этому. Да, есть такой мотив в этой картине, но большая часть фильма вообще не про это. Вся тематика южан и северян ограничивается началом фильма, и буквально парой сцен в основной части с погоней и охотой на Уэйлса. 
Я и не говорил что этот фильм переворачивает жанр с ног на голову. Он пытается привнести в него что-то другое. Тут так же куча клише (за которые мы и любим эти фильмы), но тут имеется немного другой темп, ритм повествования. Согласен что тема мести не особо раскрыта в фильме, по вашим словам в книге про это намного больше описано. Но концовка фильма как она есть мне понравилась. Битва взглядов с командиром показана с классный ракурсов, там классная игра света и тени. Но если бы через весь фильм тянули более активно линию мести, показали бы ещё чутка, то она бы даже оставшись такой как есть - сыграла бы круче. 

1

Спагетти-вестерны - не деконструкция. Они клише и каноны классических вестернов не ломали, а возводили в абсолют.

1