«Чернобыль» Данилы Козловского — неудачная попытка снять мелодраму на фоне апокалипсиса

Фильм, в котором условные люди спасают мир от реальной катастрофы.

«Чернобыль» Данилы Козловского — неудачная попытка снять мелодраму на фоне апокалипсиса

Анонс «Чернобыля» Данилы Козловского многих оставил в недоумении. Два года назад одноимённый сериал от HBO очень быстро обрёл культовый статус — у его создателей получилось с филигранной точностью рассказать об аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому фильм Козловского изначально не мог рассчитывать на лавры шоу Крейга Мейзина.

Оказалось, что создатели «Чернобыля» и не думали тягаться с HBO. Это художественная история, которая не претендует на какую-то документальность. Но даже без сравнений с западным сериалом картина Козловского кажется неискренней и страдает от сценарных условностей. Более того, в этой масштабной работе полно откровенно неудачных элементов — в том числе и технических.

«Чернобыль» Данилы Козловского — неудачная попытка снять мелодраму на фоне апокалипсиса

Фильм рассказывает о влюблённых, которым не повезло оказаться в самом эпицентре аварии на ЧАЭС. Алексей, сыгранный самим Козловским, — пожарный в Припяти. Оля — парикмахер из местного салона, в одиночку воспитывающая сына, подозрительно похожего на Алексея. Вместе они планировали переехать в Киев, но катастрофа нарушила все их планы.

Любовная история на фоне трагедии, пожалуй, — не самый плохой материал для фильма по мотивам. «Титанику», например, удалось показать и драму персонажей, и крушение корабля. Но в «Чернобыле», к сожалению, нет интересных героев.

Алексей — местный супергерой со сценарными привилегиями. По счастливому стечению обстоятельств, именно он лучше всех разбирается в устройстве Чернобыльской атомной электростанции — поэтому ему поручают откачать воду из ядерного реактора в резервуар. И радиация по каким-то причинам ему совсем не страшна: пока его коллеги умирают за считанные часы, главный герой без риска для жизни и последствий суётся в самое пекло.

«Чернобыль» Данилы Козловского — неудачная попытка снять мелодраму на фоне апокалипсиса

Оле, возлюбленной главного героя, отчаянно не хватает экранного времени — сценаристы старательно уводят её от основного действия, оставляя за кадром. Остальные персонажи и вовсе кажутся однобокими — их всех можно описать двумя словами. Здесь есть злой военный, нервный учёный, добрый начальник и коварный чиновник. Их имён вы просто не запомните — уж слишком типичными они получились.

Да и любовь между героями Козловского и Оксаны Акиньшиной выглядит приторно и неправдоподобно. Между ними почти нет никакой химии: вместе они смотрятся скучнее, чем по отдельности. В сценах, где они не целуются и не обнимаются, эти персонажи не выглядят влюблёнными друг в друга.

Условность героев и их непроработанные образы мешают воспринимать общую историю, которая снята на высоком уровне. Масштабные сцены выглядят ничуть не хуже, чем в сериале от HBO, и некоторые эпизоды получились очень зрелищными. Особенно это касается третьего акта, где хочется вжаться в кресло от напряжения.

Козловский-режиссёр справился со своей задачей гораздо лучше Козловского-актёра — «Чернобыль» может легко завлечь зрителя в происходящее. Например, хорошо удались сцены в больнице и с эвакуацией из Припяти. Но наслаждаться происходящим мешает плохая работа со звуком: большую часть диалогов вы просто не расслышите, а саундтрек в некоторых моментах играет слишком громко.

«Чернобыль» Данилы Козловского — неудачная попытка снять мелодраму на фоне апокалипсиса

Операторская работа — единственный элемент фильма, не вызывающий нареканий. Ксения Середа, до этого снимавшая «Дылду», подбирает подходящие ракурсы и хорошо работает со светом и тенью. Визуальный ряд «Чернобыля» будто намеренно отходит от картинки сериала Мейзина — большая часть картины Козловского происходит при ярком свете солнца.

Но во всём остальном «Чернобыль» смотрится проигрышно. Он очень похож на «Сталинград» Фёдора Бондарчука: и тут, и там красивая картинка и масштабная постановка сопровождали слабую любовную историю. Чернобыльская трагедия лишь служит декорацией для неубедительной мелодрамы — и это сильно разочаровывает.

Впрочем, режиссёрский талант у Данилы Козловского явно есть — нужен лишь хороший сценарий. Возможно, к третьему фильму у него всё получится, но второй кажется неудачной работой.

Что понравилось

  • Здесь много масштабных и зрелищных сцен, от которых захватывает дух
  • Операторская работа — на высшем уровне. Визуальный ряд впечатляет

Что не понравилось

  • Натужная и неискренняя любовная линия, которой уделяют слишком много времени
  • Плохая работа со звуком — героев очень сложно расслышать
  • Клишированные персонажи, не вызывающие никаких эмоций
  • Сценарные условности, которые делают фильм неправдоподобным
147147
484 комментария

Комментарий недоступен

105
Ответить

Первый пошёл

363
Ответить

Вынужден отчасти согласиться. Сам по-себе сериал хорош - это да. Но вот ни о какой «филигранной точности» речи быть не может. Блин, да один из персонажей умер в сериале, когда в реальности он ещё жив, а другая и вовсе придумана авторами. И это лишь как пример крупного промаха. А вот про мелкие...там их так много, что можно отдельный сериал записать

35
Ответить

Комментарий недоступен

31
Ответить

Комментарий недоступен

19
Ответить

Парень, послушай. Я уважаю Димюрича и Климсаныча, но когда кто-то из этих двоих начинает затрагивать политические темы, то лучше пропускать это мимо ушей. 

8
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить