О режиссерах: Алексей Герман

О режиссерах:                                 Алексей Герман

21 февраля, 8 лет назад, в одной из клиник Санкт-Петербурга, не стало великого отечественного режиссёра — Алексея Юрьевича Германа. Его оригинальность и фанатичное внимание к деталям, ценили не только на родине, но и за её пределами. В этом тексте хотелось бы вспомнить, за что его стоит ценить, и почему нужно обязательно смотреть.

Персонажи.

На первый, совершенно бытовой взгляд, может показаться, что в фильмах Германа нет ничего «контрреволюционного» для отечественного кинематографа. Сюжет и персонажи уже для всех привычные, таких героев мы видели в абсолютном количестве других фильмов советского времени. Однако, у Алексея все далеко не так просто. Его персонажи не являются сугубо положительными или отрицательными, их вообще сложно подобрать под какую либо «новоиспеченную» категорию. Это характеры и персонажи, именно того времени, в котором они в данный момент проживают. Это люди, устоявшиеся в своих взглядах, как им казалось, но попадающие в ситуации, в которых эти взгляды придется обдумать. Это будет типичный советский солдат, который всем нутром желает уничтожить всю «фашистскую гадину», но тут к нему придет солдат Красной Армии, вынужденный сдаться в плен Немцам и помогать им, иначе, его бы просто убили. С одной стороны, это «наш» солдат, который решил сбежать от врага, потому что «совесть замучила», с другой, «лучше уж умереть, чем пойти воевать на стороне врага». Такие неоднозначные вопросы ставит Герман перед своими персонажами, и в том числе, перед нами.

Проверка на дорогах/1971
Проверка на дорогах/1971

Атмосфера.

Но, самое главное качество всех его фильмов, это то, что нет и не было ни у одного отечественного режиссёра — абсолютно дотошное, кропотливое до «ненормальной» степени внимание к деталям. На производство его фильмов уходит по 6-8-10 лет, конечно, достаточно времени уходит на корректировку, но в основном, все время идет на чуть ли не документальное, окружение и пространство времени действия фильма. Каждый автомобиль, шкаф, настенная живопись, спичечный коробок — все, абсолютно каждая мелочь, играет на атмосферу киноленты. Во всех его фильмах, используется чёрно-белый фильтр, это играет на большую документальность фильма.

Повтор.

Как станет понятно, обычно, одного просмотра фильмов Германа — недостаточно. Пересматривая, к примеру: « Мой друг Иван Лапшин » можно заметить множество деталей и сюжетов, которые не увидеть при первом просмотре. В первый раз все внимание зрителя направленно в центр экрана, но как только начинаешь смотреть по углам, начинаешь замечать краткие, но в меру содержательные истории людей, совсем непричастных к сюжету фильма. Алексей создаёт полотна, которые можно пересматривать по 3-4 раза, и с каждым из них, начинаешь подмечать все больше и больше деталей. Это ли не гениальность? Когда для понимания всего масштаба фильма, одного просмотра недостаточно.

Мой друг Иван Лапшин/1984
Мой друг Иван Лапшин/1984

Тут я не останавливался на разборе индивидуальных деталей каждого фильма, потому что рекомендовал бы самим к этому приблизиться, такими особенностями режиссуры обладает далеко не каждый.За свою жизнь, Алексей Герман снял не так много фильмов, но каждый из них уникален по своему. Даже последний его фильм « Трудно быть Богом» по повести Стругацких, он не смог завершить в силу плачевных обстоятельств, в этом ему помог его сын Алексей Герман младший, который пошел по стопам отца, и стал режиссёром.

Фильмография.

Седьмой спутник/1967 https://www.youtube.com/watc? v=7CHhv8a57ao

Проверка на дорогах/1971 https://www.youtube.com/watc? v=QPIX3KOox-Q

Двадцать дней без войны/1976 https://www.youtube.com/watc? v=jIMOVl9--XQ

Мой друг Иван Лапшин/1984 https://www.youtube.com/watc? v=-L5l_GdXpLM

Хрусталев, машину! /1998 https://www.ivi.ru/watch/34338

Трудно быть Богом/2013 https://www.ivi.ru/watch/114384

Большинство фильмов доступно на Ютубе — совершенно легально.

С чего начать.

«Мой друг Иван Лапшин» и « Проверка на дорогах», это возможно, самые понятные картины. Если вам понравится режиссёрский стиль, после этого, стоит посмотреть все остальные его киноленты, они не менее великие.

Хрусталёв, машину!/1998
Хрусталёв, машину!/1998

Также, хотелось бы отметить недавно выпущенную книгу журнала «Сеанс» под названием «Герман»https://shop.seance.ru/german

3131
11 комментариев

Не так давно посмотрел «Трудно быть богом».
Смотрел в два захода по полтора часа. Тяжело, непонятно, но что-то заставляло смотреть дальше. Просто не мог оторваться от этой атмосферы.
И да, это единственный фильм которому я не могу дать оценку. Единственное, что могу сказать о нем - он опередил своё время, это совершенно другой подход который мы ещё не в состоянии понять.

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Эх, "Проверка на дорогах" для меня единственный стоящий фильм, не пропущенный цензурой.

2
Ответить

Спасибо за текст. Смотрел все его фильмы. Каждая картина – тотальный шедевр. Хрусталев, машину вообще что-то невероятное

1
Ответить

Полностью с вами согласен. После просмотра "Мой друг Иван Лапшин", просто влюбился в этого великого, без преувеличений, режиссера.

1
Ответить

Глядя на творчество Германа понимаешь насколько благотворна иногда бывает цензура. Как только из-за спины творца исчез условный "комисар в пыльном шлеме", как появились Хрусталев и Резня в Арканаре. Полились потоки говн и дерьма... причем упоминавшийся выше Каха... он как-то честнее, он не пытается быть искусством... он честна какаха ).

1
Ответить