За что любят Cowboy Bebop и стоит ли?

За счет каких киноинструментов Cowboy Bebop приобрел культовый статус, и не переоценено ли аниме, от которого засыпают даже ценители "высокой" культуры?

Я долго думал, прежде чем начать первые строки. Что я могу написать о легендарном произведении (а для многих — ужасно скучном и переоцененном, но об этом позже) такого, чего до меня не было сказано, если не вообще, то в русскоговорящем аниме мейнстриме. Вопрос неплохой.

Достоверно известно, что Ковбой Бибоп — классическое, кинематографичное произведение, состоящее из 26 эпизодов и полнометражного фильма. Кратко проговорю сюжет и тезисы, озвученные не в одном эссе по Бибопу, потом перейдем к основному содержанию.

Гиперпространственные врата около Марса
Гиперпространственные врата около Марса

Действие аниме происходит во вселенной, где рядом с Землей произошла техногенная катастрофа, связанная с взрывом одного из построенных людьми гиперпространственных терминалов для мгновенного перемещения между планетами Солнечной системы. В этой вселенной множится преступность, в связи с чем власти вынуждены объявлять «охоту за головами». Наши персонажи Спайк (бывший член синдиката и профессиональный убийца) и Джет (бывший член ISSP, то есть полицейского департамента Солнечной системы) как раз являются такими охотниками. Со временем, к их команде присоединяется гениальный пес Айн, «роковая и азартная женщина» Фей Валентайн (дурацкое описание, знаю, куда проще сказать что она по лору цыганка), а также Эда (вообще девочка, но вроде и мальчик, акцент не делаем, просто ребенок-хакер).

Команда в полном составе. Кто здесь женщина или бывший полицейский думайте сами.
Команда в полном составе. Кто здесь женщина или бывший полицейский думайте сами.

Красной нитью сквозь сериал проходят душевные травмы персонажей, в особенности прошлое Спайка, связанное с его любовью Джулией и конфликтом с его бывшим коллегой по синдикату — Плохишом (нет, не шутка). Вообще, в том числе в силу закрытости самого персонажа информацию о прошлом Спайке нам подают достаточно равномерно на протяжении всего произведения, поэтому каждый эпизод сериала развивает в себе ключевой конфликт, а потому не перерастает в филлер с забиванием хронометража.

Впрочем, это все сюжетные подоплеки, в которых как я надеюсь, вы разберетесь самостоятельно после прочтения этой статьи. Ценят же Ковбоя Бибопа и с точки зрения профессионального подхода, который мы чуть ниже и разберем. Итак, кинематографичность.

Стоит оговориться, что режиссер Шиничиро Ватанабэ (несмотря на сложно выговариваемое имя, это один из виднейших режиссеров современной Японии) хотел в первую очередь создавать кино (что ему удалось реализовать в полнометражке про Бибопа), а потому и пользовался киношными методами в создании аниме. Кратко распишу какие.

Alien, 1979
Alien, 1979

Первый названный метод как ни странно, будет не киношный, а обыкновенный, постмодернистский. Культурные отсылки которые обильно присутствуют в произведении во многом также определяют методы, при помощи которых автор будет представлять своих героев, исходя из собственного вкуса в кино, музыке и иной поп культуре.

Внимание к деталям.

Вообще в сериале отдано большое внимание как анимации (раскадровка, изменения количества кадров в экшен сценах, плавность при более спокойных действиях). Внимание также уделено и структуре поверхностей, таких как потертости на корабле Спайка, или порванным креслам в обители слепой сестры Рокко.

За что любят Cowboy Bebop и стоит ли?

Экспозиция

Чтобы раскрыть характер Фей Валентайн, не нужно о нем рассказывать. Нужно лишь показать два кадра. Прием, используемый еще на заре кинематографа, начиная с «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна (а может и раньше).

Холодильник до Фейи Валентантайн и после
Холодильник до Фейи Валентантайн и после

Ватанабэ используе параллельный монтаж, эффект ручной камеры, следит за хореографией в экшн сценах и так далее. Именно поэтому, можно с точностью сказать, что Ковбой Бибоп стал прорывным и взрослым произведением в жанре, поскольку смог привнести совершенно новые культурные тендеции в аниме. Нельзя сказать, что анимация ранее не пользовалась кинематографическими приемами, но для Японии того времени это стало переворотом, сопоставимым с тем, что сделал Евангелион для индустрии.

Psycho, 1960
Psycho, 1960

В любом случае, мы ценим Ковбоя не за его историческую важность. Ведь Ковбой Бибоп это личная история: многожанровая, разносторонняя, идругиеприлагательная история. Для меня Ковбой Бибоп стал историей развития, той историей развития, через которую каждый из нас может пройти. Для меня это важно, поскольку во многих широкоизвестных и многимилюбимых тайлов (я не буду их перечислять именно по этим причинам) за сотни серий персонаж проходит огромный путь, становится гулем, титаном, хокаге (простите, не удержался) и преодолевает безусловное множество трудностей, но если взглянуть правде в глаза — является абсолютно нереальным. Ощущение, что Земля вертится вокруг персонажа не пропадает, ему помогают, ему везет, он развивается. Иногда не везет, конечно.

Ковбой Бибоп говорит совершенно о другом. На примере того же Спайка мы видим персонажа с бэкграундом, который не развивается, потому что у него нет сил на это. Нет цели. Он движется, безусловно — но куда? Он не знает. Он живет обычной рутинной жизнью, хоть и попадает по нашим меркам в совершенно необычные ситуации. Но на деле, это часть его работы, такое мы можем встретить у многих профессионалов своего дела.

Марс и Бибоп.
Марс и Бибоп.

Спайк абсолютно естественный человек, но не это самое важное его качество. Спайк принимает жизнь и на примере показывает, что тоска и апатия преодолимы. Нет, он не отказывается от прошлого. Он цепляется за него, тащит, но оно не становится целью его настоящего. Но он и не живет. Он существует. Спайк тем самым выполняет функцию персонажа, на которого сложно ориентироваться — он не смирился. С другой строны, он не смирился. Он продолжает гнуть свою линию, он достигает (хоть и без явной стремления) своих целей. Он волевой человек и учит воле, выраженной, в первую очередь, в упорном труде.

Ковбой Бибоп это действительно взрослое произведение. Но не из-за дешевых драм и перестрелок. Когда борьба с усталостью становится твоей главной проблемой, ты очевидно перестаешь быть ребенком.

За что любят Cowboy Bebop и стоит ли?

Сурсы:

Скучно ли быть взрослым? Еще бы.

5050
61 комментарий

кинематографичное произведениеАнимешное.
а также Эда (вообще девочка, но вроде и мальчик, акцент не делаем, просто ребенок-хакер).Эд, а не "Эда". Она однозначно девочка, а "Эд" - её кличка.
бывшим коллегой по синдикату — Плохишом (нет, не шутка).Шутка. Персонажа зовут "Вишес". Переводить имена - это уже уровень российского надмозгопиривота. Тогда ты забыл пиривисти "Спайк"! Надо "ШИП"!!!! Почему одно имя пириводится, а другое - нет?
Культурные отсылки которые обильно присутствуют в произведении во многом также определяют методы, при помощи которых автор будет представлять своих героевКакие культурные отсылки?
Ковбой Бибоп стал прорывным и взрослым произведением в жанре, поскольку смог привнести совершенно новые культурные тендеции в анимеКакие именно?
Нельзя сказать, что анимация ранее не пользовалась кинематографическими приемами, но для Японии того времени это стало переворотом, сопоставимым с тем, что сделал Евангелион для индустрии.Серьёзно? Хотелось бы услышать какие-то обоснования этого смелого заявления.
Для меня это важно, поскольку во многих широкоизвестных и многимилюбимых тайловВ чём прикол сравнивать Бибоп и... Наруто / Гуля? Может ты ещё с Bible Black сравнишь или с Hametsu no Mars?

36

Анимешное

Именно кинематографичное. Оно сделано именно по кинематографичным лекалам. За подробностями могу кинуть эссе одного канала на эту тему.

3

Может ты ещё с Bible Black сравнишь ?а вот это сравнение-лонгрид был бы интересен (¬_¬ )

3

а для многих — ужасно скучном и переоцененном, но об этом позже

И ты не написал об этом в статье. Тогда нахрена это вообще писать? 

24

Потому что бибопа называют скучным и переоцененным именно как раз такие люди, скучные и переоцененные

23

Написал, просто не прямым текстом. Хотя в конце намекнул, как раз по причине того, что не все дойдут
Скучно ли быть взрослым? Еще бы.

2

Тут в целом все очень коряво написано.

3