Прежде всего, следует задаться вопросом о том, допустимо ли использование логотипов соцсетей в принципе. Если они зарегистрированы в качестве товарных знаков, то правообладателю принадлежит исключительное право их использования в отношении товаров и услуг, в отношении которых они зарегистрированы, то есть, по общему правилу, на их использование в коммерческих целях требуется согласие правообладателя, и правообладатель вправе устанавливать условия для использования товарных знаков (в том числе, требовать указания на статус зарегистрированного товарного знака и правообладателя). Соответствующие правила действуют как в России, так и, например, в США (указываем на это, поскольку товарные знаки регистрируются по территориальному принципу, и ответственность за нарушение исключительного права будет зависеть от того, на территории какого государства допущено нарушение). Таким образом, даже указанное упоминание того, что используемый в игре логотип является товарным знаком определенного правообладателя не исключает потенциального привлечения к ответственности за использование логотипа без разрешения правообладателя.
В связи с этим рекомендуем не только указывать наименование правообладателя товарных знаков, но и предварительно получить его согласие на использование обозначений в Вашей игре (особенно, если предполагается ее коммерческий релиз), а также учитывать применимые guidelines по их использованию. Для Facebook они размещены, например, здесь: https://en.facebookbrand.com/, ВК в своем пользовательском соглашении (https://vk.com/terms) указывает, что «право на использование фирменного наименования, товарных знаков, доменных имен и иных отличительных знаков Администрации Сайта может быть предоставлено исключительно по письменному соглашению с Администрацией Сайта».
В то же время следует отметить, что из общего правила имеется ряд исключений и для каждого конкретного случая использования логотипа следует предварительно проверять, не будет ли такое использование нарушать исключительное право на логотип как зарегистрированный товарный знак или произведение дизайна и требуется ли получать разрешение правообладателя на использование в соответствии с применимым законодательством.
Так, например, не будет признаваться нарушением использование товарного знака в некоммерческих, информационных целях. В 2020 году компания Activision выиграла спор в США против производителя автомобилей AM General, который заявил иск о нарушении исключительных прав на товарный знак Humvee, выразившееся в использовании одноименного автомобиля в игре Call of Duty. Основанием для отказа в иске стало то, что использование автомобиля и идентифицирующего его товарного знака было продиктовано не коммерческими соображениями и целью извлечения прибыли, а необходимостью передачи в игре реалистичной обстановки. Подробнее об этом кейсе здесь: https://gamedev.legal/pochemu-v-rossii-nelzya-ispolzovat-chuzhie-tovarnye-znaki-v-igrah
Таким образом, мы полагаем, что потенциально аналогичный подход может быть применен и к использованию в играх логотипов соц. сетей, если в рамках сюжета преследуется, например, цель реалистичного изображения использования соц. сети персонажем игры. Однако окончательный ответ в любом случае будет зависеть от конкретных обстоятельств использования логотипов, и само по себе простое указание на правообладателя не всегда будет освобождать Вас от ответственности.
Работаю над ГК. Нам издатель рекомендует делать вариацию лого известного бренда, чтобы он все еще был узнаваемым, но не был его копией на 100%
Сервисы Google Play Вы в эти игры добавляете (ачивки, таблицы рекордов, сохранение в облаке и тд.)?
Александр, спасибо за вопрос!
Прежде всего, следует задаться вопросом о том, допустимо ли использование логотипов соцсетей в принципе. Если они зарегистрированы в качестве товарных знаков, то правообладателю принадлежит исключительное право их использования в отношении товаров и услуг, в отношении которых они зарегистрированы, то есть, по общему правилу, на их использование в коммерческих целях требуется согласие правообладателя, и правообладатель вправе устанавливать условия для использования товарных знаков (в том числе, требовать указания на статус зарегистрированного товарного знака и правообладателя). Соответствующие правила действуют как в России, так и, например, в США (указываем на это, поскольку товарные знаки регистрируются по территориальному принципу, и ответственность за нарушение исключительного права будет зависеть от того, на территории какого государства допущено нарушение). Таким образом, даже указанное упоминание того, что используемый в игре логотип является товарным знаком определенного правообладателя не исключает потенциального привлечения к ответственности за использование логотипа без разрешения правообладателя.
В связи с этим рекомендуем не только указывать наименование правообладателя товарных знаков, но и предварительно получить его согласие на использование обозначений в Вашей игре (особенно, если предполагается ее коммерческий релиз), а также учитывать применимые guidelines по их использованию. Для Facebook они размещены, например, здесь: https://en.facebookbrand.com/, ВК в своем пользовательском соглашении (https://vk.com/terms) указывает, что «право на использование фирменного наименования, товарных знаков, доменных имен и иных отличительных знаков Администрации Сайта может быть предоставлено исключительно по письменному соглашению с Администрацией Сайта».
В то же время следует отметить, что из общего правила имеется ряд исключений и для каждого конкретного случая использования логотипа следует предварительно проверять, не будет ли такое использование нарушать исключительное право на логотип как зарегистрированный товарный знак или произведение дизайна и требуется ли получать разрешение правообладателя на использование в соответствии с применимым законодательством.
Так, например, не будет признаваться нарушением использование товарного знака в некоммерческих, информационных целях. В 2020 году компания Activision выиграла спор в США против производителя автомобилей AM General, который заявил иск о нарушении исключительных прав на товарный знак Humvee, выразившееся в использовании одноименного автомобиля в игре Call of Duty. Основанием для отказа в иске стало то, что использование автомобиля и идентифицирующего его товарного знака было продиктовано не коммерческими соображениями и целью извлечения прибыли, а необходимостью передачи в игре реалистичной обстановки. Подробнее об этом кейсе здесь: https://gamedev.legal/pochemu-v-rossii-nelzya-ispolzovat-chuzhie-tovarnye-znaki-v-igrah
Таким образом, мы полагаем, что потенциально аналогичный подход может быть применен и к использованию в играх логотипов соц. сетей, если в рамках сюжета преследуется, например, цель реалистичного изображения использования соц. сети персонажем игры. Однако окончательный ответ в любом случае будет зависеть от конкретных обстоятельств использования логотипов, и само по себе простое указание на правообладателя не всегда будет освобождать Вас от ответственности.