Без лица: обзор Rustler — средневековой GTA с бардами-рэперами и парковками для лошадей

Игра-пародия, которой очень не хватает оригинальности.

Без лица: обзор Rustler — средневековой GTA с бардами-рэперами и парковками для лошадей

Я захотел создать «убийцу GTA» ещё после первого знакомства с серией — кажется, тогда я прошёл Liberty City Stories на PSP. Но моя GTA точно была бы лучше. Тем более в космосе. Или в России. Или в мрачном будущем: с небоскрёбами (в каждый из которых можно зайти), имплантами и неоном из всех щелей!

Но раньше игровая разработка была не такой доступной, и клоны серии Rockstar могли себе позволить только целые студии. А теперь свою GTA может сделать каждый. Например, поляки из Jutsu Games решили перенести действие первых частей «Великого автоугонщика» в Средневековье, добавить побольше юмора и отсылок. Однако в стремлении высмеять чужие произведения разработчики забыли, в чём секрет успеха игр, похожих на GTA.

Прожарка рок-звезды

Почти 20 лет назад, в октябре 2001 года, вышла революционная GTA III. Её многократно признавали игрой года и лучшей игрой для PlayStation 2, а ещё она стала самой продаваемой в США.

Неудивительно, что другие разработчики захотели повторить её успех. Через год вышла Mafia: The City of Lost Heaven, которую сравнивали с игрой от Rockstar, хотя Даниэль Вавра начал работу над ней ещё в 1998-м. Через четыре года выпустили первую Saints Row.

Первая часть Saints Row, которая так и не вырвалась за пределы оригинального Xbox 360 (не считая обратной совместимости)
Первая часть Saints Row, которая так и не вырвалась за пределы оригинального Xbox 360 (не считая обратной совместимости)

За последние 15 лет эти серии обросли продолжениями и переизданиями, у франшизы Volition даже появился спин-офф, а сейчас к выходу готовится её перезапуск. Появилось несколько новых серий, которые претендуют на звание «убийцы GTA» — та же Watch Dogs и, с натяжкой, Just Cause. «Своя GTA» появилась даже у LEGO: набитая отсылками City Undercover постоянно попадает в топы лучших игр по лицензии датского конструктора.

Секрет их успеха не только и не столько в том, что они что-то взяли от хита Rockstar. Каждая из этих игр предлагает уникальный опыт — не тот же, что GTA и похожие игры. Mafia — серия криминальных драм в духе классики гангстерского кино. Saints Row — придурковатая сатира с интересными героями, которую официально решили перезапустить, потому что не придумали, как снова повысить градус безумия. У Watch Dogs есть хакинг, у Just Cause — продвинутая разрушаемость, а с LEGO всё и так ясно.

От GTA они берут лишь основу, поверх которой ложатся оригинальные идеи. Без них ни одна из вышеупомянутых игр не смогла бы стать настолько успешной, будь в ней отсылки хоть ко всем произведениям поп-культуры в истории. Но создатели Rustler с этим, видимо, не согласны.

Средневековый клептоман

Сюжет «Великого конокрада» прост: лысый разбойник решает поучаствовать в рыцарском турнире и получить половину местного королевства. Главного героя зовут Гай, а его приятеля… Бадди! Ещё тут есть бард по имени Бард, травник Травник и епископ Епископ.

На пути к цели Гай столкнётся с испанской инквизицией (которую, конечно, никто не ждёт), местной Бэтвумен и её заклятым врагом. А ещё встретит крёстного отца, найдёт Святую гранату, поучаствует в Colin McHorse Rally и запустит корову из катапульты. Между делом он встретится с защитниками природы и сектой круглоземцев, а ещё испортит инсталляцию современного художника! Правда, всё это только после того, как покажет бумаги на КПП.

Внимание на описание текущего квеста
Внимание на описание текущего квеста

Звучит, наверное, забавно — эдакий микс из каламбура и отсылок ко всему подряд. Но ничего интересного в нарративе больше нет. Все собственные идеи Rustler перечислены в заголовке после тире, а остальное взято из других игр и фильмов.

Структура истории та же, что в играх Rockstar: перед большим сюжетным заданием надо выполнить несколько побочных квестов. А названия почти всех миссий, как и их содержание, отсылают всё к тем же играм и кино. Можно вспомнить «Шрека 2», в котором Средневековье подавалось с похожими аллюзиями на современность — но там, в отличие от Rustler, оно было лишь фоном для самобытной сюжетной линии.

Большая часть заданий — приправленное отсылками «подай-принеси». Поначалу выполнять их интересно, ведь ты не знаешь, над чем разработчики посмеются на этот раз. Но потом ты понимаешь, что это неважно: ничего кроме неловких ухмылок в сторону других произведений в квестах нет. За похожий подход ругают некоторые фильмы Marvel — мол, студия из кожи вон лезет, чтобы насмешить зрителя в самый неподходящий момент.

Даже музыка в игре отдаёт вторичностью. В Rustler несколько композиций сменяют друг друга на протяжении нескольких часов. Это незапоминающиеся рэп-биты и лютневые проигрыши, которые хочется отключить уже на пятом-шестом квесте. Так что и один из важнейших инструментов построения атмосферы в Rustler не работает.

Если вы не поняли шутку с первого раза, игра любезно предоставит добивку в лучших традициях плоского юмора
Если вы не поняли шутку с первого раза, игра любезно предоставит добивку в лучших традициях плоского юмора

Немного осмысленности

Вездесущие отсылки и тотальная безыдейность не «заразили» игровой процесс Rustler, так что от него получаешь гораздо больше удовольствия, чем от сюжета. Разработчики из Jutsu Games бережно перенесли в «Конокрада» геймплей из игр Rockstar и даже добавили в него пару собственных идей.

Лучшая часть геймплея Rustler (а то и всей игры) — это система навыков. Они делятся на четыре категории: ближний и дальний бой, верховая езда и социальные умения вроде быстрого ухода от полиции в лесу и скидок в магазинах. Прокачка даёт постоянное ощущение прогрессии: типичные апгрейды вроде бонуса к урону в ней совмещены с меняющими геймплей механиками. Можно, например, научиться перезаряжать арбалет на бегу или подзывать коня.

А вот боевая система подкачала: драться нужно много, но из-за неточных хитбоксов и отсутствия захвата цели попасть по противнику в ближнем бою бывает сложно. Да и виды оружия можно пересчитать по пальцам. Ближе к концу игры драться одним и тем же мечом надоедает, хотя это можно списать на небольшой бюджет и ограничения сеттинга.

Русский перевод Rustler плоховат. Здесь это не так заметно, но иногда он просто мешает восприятию отсылок
Русский перевод Rustler плоховат. Здесь это не так заметно, но иногда он просто мешает восприятию отсылок

Открытый мир в Rustler не впечатляет: в нём всего два города с узкими улочками и прилежащие территории. Правила в нём те же, что и в GTA: нарушения закона увеличивают уровень розыска, который можно сбить, перекрасив транспорт или собрав объявления о поимке. Специальные повозки запускают профессиональные квесты вроде доставки и спасения раненых.

Никакого «характера», как у Либерти-Сити или Стилпорта, у местного королевства нет. У него даже названия нет. Но с геймплейной точки зрения оно показывает себя отлично: по мере прохождения открываются новые локации, а в погоне всегда есть куда податься. Со временем даже появляется возможность купить жильё.

А вот со стражами порядка всё неоднозначно. Ускакать от них можно на лошадях, которых в игре несколько видов: каждый отличается скоростью, выносливостью или количеством здоровья. Но полиция не может угнаться лишь за самым быстрым из них, причём получить его бывает непросто. В итоге все остальные варианты транспорта становятся бесполезны, а стража кажется слишком сильной: она может догнать, пока вы будете искать очередное объявление, мастерскую по покраске или нужного скакуна.

А ещё в Rustler есть средневековый спецназ. Правда, появляется он только в сюжетных моментах всего пару раз за игру
А ещё в Rustler есть средневековый спецназ. Правда, появляется он только в сюжетных моментах всего пару раз за игру

Jutsu Games создали компактный открытый мир, который удовлетворяет основные потребности игрока. Минималистичность заметна во всём игровом процессе, к которому разработчики подошли с гораздо большей осторожностью, чем к нарративу.

Если в историю они попытались впихнуть побольше уместных и (чаще) неуместных элементов, то в геймплее постарались реализовать базовые механики вдохновителя так, чтобы они работали, не мешали игроку и укладывались в бюджет — не более. Ругать за такой подход не хочется. Особенно если учесть, сколько игр из-за непомерных амбиций создателей не оправдывают ожидания игроков.

Rustler вроде бы хорошо работает: неказистая боевая система и однообразный плейлист простительны для маленькой инди-игры. А вот отсутствие хоть каких-то смелых нарративных идей оправдать сложнее.

В попытках высмеять всех вокруг Rustler теряет себя. Особенно обидно видеть такую игру в инди-секторе, который любят как раз за оригинальный и рискованный подход, нетипичный для AAA-проектов. «Средневековая GTA» получилась… нормальной. Местный сортирный юмор вполне можно перетерпеть ради заботливо адаптированных механик Rockstar, но большего игра Jutsu Games предложить не может.

Понравилось

  • Бережный перенос геймплея GTA в новый сеттинг.
  • Отличное техническое состояние — никаких багов, вылетов и просадок FPS.
  • Система навыков.

Не понравилось

  • Однообразная музыка, из-за которой может разболеться голова.
  • Неуклюжая боевая система.
  • Проблемный русский перевод.
  • Абсолютно безыдейный нарратив.
9999
41 комментарий

Я решительно не понимаю почему эта игра регулярно всплывает то тут, то там. По мне так кринжа лютейшая, в худшем значение этого слова. 

46
Ответить

Потому что игра была многообещающая, очень удачная идея. Если бы еще исполнение было хорошее, всплывала бы в 10 раз больше, но увы

4
Ответить

Чем хуже продукт, тем больше внимания, так часто бывает. 

3
Ответить

кукож, получается

2
Ответить

Прошла мимо полностью. Вспомнил что трейлер в 20 смотрел.

Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить