Pathfinder: Wrath of the Righteous. Угнать крестоносцев за 60 часов

Арилу Ворлеш. В детстве была благовоспитанной девочкой, но начала играть в орлянку. Связалась с демонами и покатилась...Характер загадочный. Не жената.
Арилу Ворлеш. В детстве была благовоспитанной девочкой, но начала играть в орлянку. Связалась с демонами и покатилась...Характер загадочный. Не жената.

Я очень ждал продолжения первого Pathfinder'a. Тот, хоть и обладал кучей весьма существенных недостатков, прочно поселился как на полке, так и в моей душе. За атмосферу, сюжет, некую "ламповость".

Первая часть, несмотря на определенный успех, тем не менее была скорее багфайндером, нежели игрой. В свое время я просто бросил ее почти на полгода, дабы не только остыть, но и дать возможность игре превратиться во что-то играбельное. Сработало, кхм... И вот, спустя несколько лет, Owlcat выдает вторую часть через масштабную Кикстартер-кампанию, причем вместо планируемых 300 тысяч енотов набрали внезапно аж 2 миллиона. И вот из этой самой суммы разработчики не менее внезапно умудрились сотворить маленькое чудо. Да, вышла отличная игра, пусть и с ворохом недостатков, но на мой скромный вкус, лучшее, что случалось с CRPG со времен PoE 2. Да, я терпеть не могу DOS2, благо не зашла по всем фронтам. Необъективно? Не спорю, но и испытать позитивных чувств не могу. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Простите, а что тут происходит?

Сюжет игры разворачивается по-прежнему на всем знакомом Голарионе, но это скорее не сиквел, а "вбоквел". Вместо никому не нужных Украденных Земель нас ждет Мендев, то самое "крестоносное" королевство во главе с бессмертной, аки Император из 40k, королевой Годфри. Там конечно мутная история, но режим Шерлока включайте сами. Крестов я тоже не нашел, но Crusade в любом случае нормально не перевести, се ля ви. У Королевы есть большая проблема в виде Моровой Язвы - эдакого портала в варп, откуда радостно прут демонические туристы, радостно разнося окружающие деревни на сувениры. От таких картин обалдевают даже Дьяволы, потому что (спойлер). Ну, это ж DnD, а там демоны и дьяволы разные виды, которые живут на разных планах и дико друг друга не любят. Мефистофель не даст соврать...

Типичная встреча дипломатов Бездны и Ада.
Типичная встреча дипломатов Бездны и Ада.

И таких вот мелочей здесь рассыпано щедрою рукою, от мнения Мефистофеля до детских заметок королевы Годфри. Я не знаю, какой магией пользовались совокоты, но сеттинг и лор тут настолько скрупулёзно перенесен из настолки, что не нужен даже рульбук. Серьезно! В зависимости от условий, вы получите какие то мысли, заметки от тех персонажей, которых при ином развитии событий вы даже не увидите. Вообще эти самые реакции и есть то, за что я люблю подобные игры. Самое смешное то, что совокоты наконец-то пошли дальше, нежели Obsidian с Larian. Ну знаете, эти вот обычные проверки типа [Воля 10], [Религия - Абадар] для открытия уникальных реплик. Поймите правильно, подобного добра тут навалом, все таки в таких проверках суть игры. Я о более тонких вещах. Ваш персонаж упоминает о своей религии, профессии просто в процессе диалогов, сложно живой персонаж, навроде Главного Героя Рейнольдса. Потрясающая проработка, попробуйте переубедить! Но я отвлекся.

Вернемся к нашим бара...истории. Завязка тут настолько банальна, что вызывает зевоту - день города, вечеринка, герой ниоткуда. И ВНЕЗАПНОЕ вторжение демонов, прям посреди дискотеки, к которому как всегда никто не был готов. И как город вообще умудрился простоять все эти годы, решительно непонятно. Neverwinter, ты ли это? Ну и дальше рельсы тоже в духе классики, полные Избранного, верных друзей, и даже титул командора не забыли. Шеппард ставит лайк!

Вот только тпрру, придержите ваших коней, господа крестоносцы. Да, Wrath of Righteous являет собой клишированное клише. Но разработчики понимали, какая реакция будет у публики, посему смогли выкрутиться. История изобилует сотнями мелких деталей, благодаря которым мир ощущается и живым, и донельзя логичным. Дьявол кроется в деталях, как заметил один мой шестикрылый знакомый.

Краткое пособие по мотивации инструментов от рогатого товарища.
Краткое пособие по мотивации инструментов от рогатого товарища.

Сценаристы не стесняются вкладывать в уста окружающих социальные вопросы, намеки на расовую ненависть и даже популярную нынче повесточку. Причем сами же потом показывают, что "сильные" с виду дамы, орущие о своей маскулинности, ломаются в по-настоящему страшных ситуациях. Реалистично? Да. В таких ситуациях не каждый мужик бы справился, что говорить о зеленокожих рыцаршах. К тому же крики о ЛГБТ раздаются чаще от тех, кто ни сном ни духом о первоисточнике, с которого набрали большую часть персонажей. Да и прописаны они не Совокотами.

Единственное, к чему могу придраться из чистой вкусовщины, так это спутники. Треть из них не вызывает никаких эмоций, если честно. Поймите правильно, они хорошо прописаны, характеры выдержаны, но настолько банальны, что попросту не интересны. Поехавшая паучиха, типичный прынц эльф со скелетом в шкафу, очередной вор-тифлинг, соседствуют с самым офигительным гномом во всех CRPG, нетипичной паладиншей, неунывающим мутантом-монгрелом и суккубой, живо напомнившей о злоключениях Безымянного. Но я понимаю, что это вкусовщина, так что не судите строго. Повторюсь, прописаны все как минимум достойно, с кучей диалогов, "бантеров" и шутеечек. Ну и отличными личными квестами, прям в рифму.

Качаю руки, качаю залы!

Если говорить о боевке, ролевая часть Pathfinder: Wrath of the Righteous практически не изменилась за лето(с). Это тот самый Kingmaker, только разросшийся вширь, или вглубь, кому как нравится. Обзорщики насчитали 25 классов, с 5-7 подклассами в каждом, и это без учета дополнительных классов типа ассасина, который открывается при ряде условий. Такое богатство порождает обширное поле для экспериментов, позволяя создать максимально близкого вам персонажа. Естественно, далеко не факт, что он получится играбельный и жизнеспособный, но для низкой сложности и так сойдет(с). На высоких сложностях игра подпиливает кубики, заставляя d20 играть против вас. Это порождает постройку персонажа в уровне "min-max", типа воина с интеллектом -7. Сразу вспоминается Arcanum, где такое чудо даже не могло вести дневник по причине безграмотности. Слава Фаразме, до таких высот Совокотам еще расти и расти. С другой стороны, система Pathfinder, это система, где вы делаете выбор для себя любимого.

Я вот прошел игру за эльфийского воина с двуручным мечом, которому набрал тайных знаний палача ради скрытой атаки, а на закуску, сугубо из ролевых впечатлений от одного мрачного гнома, рыцаря Преисподней. Словом, собрал нечто с уроном под 100 с одной атаки, а их набегает аж 5...Потом вообще отрастил рога и стал Дьяволом, но это уже третья фишка игры.

На 8 уровне будет самый важный выбор в игре.
На 8 уровне будет самый важный выбор в игре.

Главная особенность игры - мифический путь. В двух словах, это получение практически божественной силы на одном из 8 путей, доступных персонажу. В ходе развития истории вы будете постепенно превращаться в полубожественное создание, от которого зависят не только боевые способности, но сам сюжет и даже внешний вид персонажа. Ангел получает табельный нимб, демон отращивает рога, азате выдают ручного дракона и крылья настоящей бабочки, лич славен неживой группой поддержки. Если все вышеперечисленное кажется банальным, к вашим услугам роль Трикстера - местного Локи на максималках. Любителям призрачного судьи-гонщика Дредда понравится Аэон, на пути которого однажды встретится Дьявол с неким предложением. Как в кино, ни дать ни взять. Для самых упорных есть возможность стать настоящим роем тиранид-зергов, или золотым драконом, если нужен размер. А манчкины просто отказываются от сил, получают 40 уровень и создают ужасные билды. Выбирайте мудро, и пусть никто не уйдет обиженным.

А не сыграть ли нам в Героев?

В целом, игровой процесс тоже остался прежним - ходим партией, решаем вопросы, бьем морды. Америку тут открыть сложно, так что останавливаться не будем. Скажут лишь, что боссов очень удобно бить в пошаговом режиме, а вот с мелочью разбираться в реалтайме. Баланс настроен очень странно, посему в реальном времени босс легко наматывает партию на свой дрын. Но стоит включить режим принца персии в остановкой времени (пошаговый режим), как этот же ужасный противник радостно отдает отряду свои эпики. Мистика, не иначе.

Немножко сумбурно, но привыкаешь быстро.
Немножко сумбурно, но привыкаешь быстро.

Но вот самой необычной механикой Pathfinder: Wrath of the Righteous стал, собственно, тот самый Крестовый Поход, во главе которого угораздило стать нашего героя. И вот тут-то и есть ложка дегтя, которую размазали по игре. Как обычно, строим здания, решаем политические вопросы, развиваем параметры похода, получаем новые войска. Дальше тут есть немножко от Героев, с этим вот еженедельным приростом существ, генералами и "геройской" же тактической части, с этими вот разлинованными полями и клеточками. На первый взгляд все кажется крутым и интересным, хочется попробовать, чувствуется охотничий азарт. Вот только при ближайшем рассмотрении все ужасно. Ей богу, уволить бы ответственного за эту ахинею. Ну или оштрафовать, не меньше. Максимально неочевидная "тировость" войск, откровенная слабость и беспомощность половины личного состава. Бесполезные (и неработающие) умения, странный расчет повреждений. Маги, доступные в конце игры бьют на 4-5 урона и кидаются заклинаниями на 300-400. Really? И этих вот Сигниферов я добивался всю игру? Собрал 100 штук, потратил 4 недели и осознал всю ущербность выбранной тактики.

Чисто для скриншота, 7 уровень против 11. 
Чисто для скриншота, 7 уровень против 11. 

Молчу про боевой дух, по воле которого твой отряд может просто не сражаться ВЕСЬ бой, предпочитая бегать от врага по карте. К слову же, этот боевой дух есть и у Крестового Похода, от которого зависит прирост войск, ресурсов и собственно, бонус к их боевому духу. Чем он ниже, тем меньше всего вышеперечисленного. Нет духа - нет денег. Нет денег - нет армии. нет армии - нет духа. Замкнутый круг.

В целом, скучно, примитивно и уныло. Ни автобоя, ни тактики, ни стратегии. Просто набираете генералам побольше войск, снабжаете их талантами-заклинаниями и в бой. Лайфхак - в квестах встретится ЯД, берите при первом же появлении. Сия имба наносит колоссальный урон, зависящий от количества юнитов в отряде, бьет через всю карту, и доступна ВСЕМ, даже отрядам ближнего боя. Экономит время и нервы. Не благодарите.

Вторая проблема в том, что можно отдать Крестовый поход под управление ИИ, но часть квестов станет попросту недоступна. Таковы суровые реалии Wrath of the Righteous. Так что играем ручками, помогает решать вопросы Комитетов по Решению Серьезных Вопросов, формировать войска. Все-таки именно командование стратегической частью тут удалось, nuff sad.

Так что сказать-то хотел?

Я не буду останавливаться на багах - потому что их здесь воз и маленькая тележка. Пропадающие всадники, неработающие заклинания, пустые окна без текста, вылеты от использования умений. Есть даже падения фпс, куда ж без них? Короче, полный набор, как вернулся в первую часть. Ну, если вы человек опытный, то уже готовы к борьбе с багами.

Pathfinder: Wrath of the Righteous - это отличный сиквел, на голову превосходящий прародителя по всем параметрам. Это игра, в которую действительно интересно и приятно играть. Скажу больше, хочется именно что пройти приключение до конца, а не бросить на полпути. Лично для меня она даже подвинула с пьедестала Pillars of Eternity 2, став лучшей и любимой CRPG, не лишенной недостатков. Они есть, их много, но почему-то именно здесь хочется закрыть глаза и просто сражаться за мир Голариона.

8989
165 комментариев

Самое весёлое в крестовом походе- это его финансирование. Включается режим «всё, что не прикручено- крадём, что прикручено- откручиваем и крадём» с сумрачным беганьем в поисках лишних денег на совершенно точно необходимую переброску новобранцев за 7к. Никогда не думал, что буду радоваться квесту с толпами зомбей, пока не оказалось, что у каждого за поясницей таки весит Изящно выполненный Скимитар по 100 монет штука.
P.S: Город так долго продержался во многом из-за того, что раньше туда не прилетал лично гадокомандующмй всех основных демонических сил всея Язвы.

18
Ответить

Город так долго продержался во многом из-за того, что раньше туда не прилетал лично гадокомандующмй всех основных демонических сил всея Язвы.

Нет, он из-за стражкамня держался. Так же, собственно, как и Дрезен из-за баннера.

5
Ответить

лучшее, что случалось с CRPG со времен PoE 2Планка даже не занижена, а закопана в землю

11
Ответить

А что, в современности кто-то смог сделать лучше? Я намеренно не брал в расчет старые игры, потому что до лавров Арканума с Плейнскепом никто в принципе не сможет приблизиться в ближайшие лет 5-8 точно.

6
Ответить

А что поделать, игры в этом жанре с качеством хотя бы выше "ведро с багами" (как багмейкер на релизе) выходят редко.

Ответить

Игра отличная но баги и периодические скачки сложности портят впечатление. Сейчас вообще пришлось отложить уже под самый конец, тк забаговался миф квест трикстера. Очень обидно, тк сегодня хотел закончить

10
Ответить

Шикарная игра, любимый каст персонажей за долгое время, божественный ОСТ, классическая но очень затягивающая хай-фентези история. Куча вариативности и систем.
Только играть в неё стоит спустя месяца три, сейчас всё на уровне беты/early access, и спустя 90 часов геймплея можно найти блокеры в цепочках квестов которые простирались почти всю игру. Не лучшее ощущение.

5
Ответить