Два хоррора Netflix: свежий «Никто не уйдёт живым» против «Ритуала»

Два хоррора Netflix: свежий «Никто не уйдёт живым» против «Ритуала»

Не так-то просто найти локацию для хоррора более заезженную, чем старый дом с призраками. И даже как-то сложно сказать, в чём именно причина засилья кино о старых домах: то ли из-за дешевизны производства, то ли из-за того, что люди инстинктивно боятся чертовщины, проникающей в их жилище.

«Никто не уйдёт живым» (No One Gets Out Alive) — один из таких. Он рассказывает о девушке из Мексики, которая незаконно мигрирует в США и пытается выжить. Сначала она страдает от безденежья, но затем появляется нечто похуже.

Два хоррора Netflix: свежий «Никто не уйдёт живым» против «Ритуала»

Но фильмы про старые дома мы видим едва ли не каждый месяц. На этом фоне очень выгодно выделялся нетфликсовский «Ритуал» — редкий сейчас хоррор, где действие происходит не в замкнутых пространствах, а в лесу. Что-то между «Ведьмой из Блэр» и, может быть, «Таинственным лесом» Шьямалана. Причём в главных ролях — мужчины, казалось бы, стойкие и не пугливые, а на деле обоссавшиеся в заброшенной хижине от ночных кошмаров.

Хоррор «Никто не уйдёт живым» предваряет строчка «От создателей "Ритуала"», хотя общие у них пара продюсеров, оператор и писатель. Однако похожего между этими фильмами больше, чем может показаться на первый взгляд.

И там, и там во главе — ритуал. Есть некий монстр, которому приносят жертвы. Только если в «Ритуале» речь идёт о скандинавской мифологии, то в «Никто не уйдёт живым» — об ацтекской. Причём, сами монстры по дизайну одинаково изобретательные, хоть у фильмов и разные художники.

Однако история об обоссавшихся в шведском лесу мужиках кажется гораздо интереснее, чем о девушке, которая попадает в очередной проклятый дом.

Два хоррора Netflix: свежий «Никто не уйдёт живым» против «Ритуала»

Разумеется, «Ритуал» не идеален. Он прекрасно нагнетает обстановку в первой половине фильма, включая в видеоряд к тому же чуть ли не сайлент-хилловский сюрреализм.

Однако авторы не используют выбранный сеттинг на полную катушку: лишь однажды они прячут за деревьями монстра, но тут же его выдают. А ведь вглядываться в бесконечный лес чертовски страшно — кто знает, что там может прятаться? Тот же Ари Астер в «Солнцестоянии» использовал антураж гораздо интереснее.

Однако фильм спасает не только сам сеттинг, но и необычные для жанра герои — вроде бы типично сильные мужчины, которые, однако, быстро проявляют свои слабости. В то же время «Никто не уйдёт живым» использует приевшийся паттерн о девушках, которые страдают из-за безумных мужчин.

Два хоррора Netflix: свежий «Никто не уйдёт живым» против «Ритуала»

К сожалению, хорроры всё ещё эксплуатируют физическую слабость женщины по сравнению с мужчиной. Со времён «Психо», а то и раньше, женщины выразительнее кричат в душе, сильнее пугаются криков из подвала и эффектнее запинаются об предметы, убегая от чего-то жуткого и иррационального.

В то же время, авторы «Никто не уйдёт живым» поднимают интересную, казалось бы, тему — девушки, оказавшиеся в доме, где происходят жертвоприношения, нелегальные мигранты, а значит они не могут просто позвонить в полицию. Но в остальном, к сожалению, никаких экспериментов для жанра в фильме нет. Есть подвал, есть оцарапанные косяки, есть сцена в душе, есть и призраки убитых, конечно же, которые должны пугать.

Но во всём этом нет изобретательности, какая была, к примеру, в сериале Флэнегана «Призраки дома на холме». Это не революция в жанре, как первое «Паранормальное явление». И не «Репортаж», который берёт приёмы из «Ведьмы из Блэр» и использует их в зомби-апокалипсисе.

Два хоррора Netflix: свежий «Никто не уйдёт живым» против «Ритуала»

И, если уж продолжать сравнения с «Ритуалом», здесь совсем нет эффекта неожиданности. Едва завидев призраков, ты понимаешь, что они не злые. У них горят глаза, но они точно не причинят никому вреда. А вот мужчины — наверняка причинят.

«Ритуал» интересен в первую очередь тем, что нехарактерного для хорроров пола люди попадают в страшную ситуацию, ругаются между собой и пытаются выжить. Их, казалось бы, прочные дружеские отношения дают слабину, когда появляется нечто паранормальное, что отсылает к изначальной травме главного героя. И бояться они могут ничуть не хуже.

Ну а «Никто не уйдёт живым» собирает все возможные клише, но, слава богу, добавляет что-то хоть как-то необычное — тот самый ритуал. Это уже лучше, чем ничего.

Однако всё-таки хочется, чтобы авторы хорроров в массе своей отошли наконец от схемы «женщина в проклятом доме» и чаще обращались к более необычным темам. В конце-концов, и женщина может за себя постоять, и мужчина может громко закричать от страха.

Два хоррора Netflix: свежий «Никто не уйдёт живым» против «Ритуала»

Понравилось

  • Хоррор основан на мифологии ацтеков, что не так часто появляются в жанре.
  • Пара изобретательных и вполне страшных моментов.
  • Классный монстр, не хуже того, что в «Ритуале».

Не понравилось

  • Опять клише «женщина в проклятом доме».
  • Ни одного необычного сюжетного хода.
  • Сколько ж можно-то снимать одно и то же.
6767
46 комментариев

ну всё с тобой понятно

33
Ответить

Бля)

7
Ответить

Ритуал огонь. Развил какое-то непонятное чувство клаустрофобии, когда пытаешься разглядеть что-то в лесу сквозь плотные деревья)

13
Ответить

книжная основа вообще бомба

6
Ответить

Могу сказать что IRL оно так же на самом деле, особенно когда костра нет. С налобным фонарем каким-нть оно выглядит даже криповее чем в темноте. От леса конечно зависит. Но ельник он именно такой, стремный.

Ответить

особенно охуенный и оригинальный монстр

Ответить

"К сожалению, хорроры всё ещё эксплуатируют физическую слабость женщины по сравнению с мужчиной."
Современным "творцам"  поучится бы у таких мастеров, как Хичкок. Классики создавали свои творения, не основываясь на какой-то формуле, потому что их не было. Они творили, основываясь на таланте рассказчика - своем знании жизни и знании того, что находит отклик в душе у слушателей. Физическая слабость женщины по сравнению с мужчиной, желание ее защитить, помочь ей - это одни  из сюжетных ходов, который никогда не устареет, потому что находит отклик в душе зрителя и вам этого не разрушить.

8
Ответить