Любопытное представление о технологии, подобной вышеописанной, показано в девятой серии четвёртого сезона «Доктора Кто» (называется она «Лес мёртвых»). Сюжет (спойлеры я попытаюсь свести к минимуму) заключается там в следующем: полностью автоматизированная Библиотека (размером с небольшую планету) однажды сохранила на свой жёсткий диск четыре с лишним тысячи посетителей. Физически этих людей нигде нет: все они живут в виртуальной реальности, пожирая (своими четырьмя с лишним тысячами виртуальных ртов) оперативную память Библиотеки. Эти люди формально не мертвы: они сохранены, как сохранён любой файл на флешке. В результате, главный герой (Доктор) спасает этих людей: он запускает их возвращение в Библиотеку, и люди – из плоти и крови – оказываются на свободе. Стоит заметить, что людей, погибших в Библиотеке, вернуть к физической жизни невозможно, хотя их сознания (записи излучаемых их мозгами микроволн) и можно загрузить на тот самый жесткий диск: там им уготована «жизнь», ограниченная исключительно виртуальной реальностью. Получается нечто вроде той же самой телепортации: разница лишь в том, что процесс не мгновенен, а сохраняемая информация о людях осознаёт себя в качестве личности, получает опыт из виртуального мира и накапливает соответствующие воспоминания. Однако… не стоит игнорировать очевидный факт: конечно же, Библиотека из «Доктора Кто» – подобно описанному нами телепорту – сохранила лишь информацию о людях, но самих людей она сначала уничтожила, а затем создала заново. Эта незамысловатая истина может казаться сомнительной из-за того, что Библиотека не способна воссоздавать умерших людей на основе информации об их сознании. Тем не менее, в такой избирательности есть своя логика: в конце концов, Библиотека ведь не сканировала живые тела этих людей. Вполне возможно даже и такое, что уничтожение физических тел – во всех случаях, кроме «Престижа» – является необходимым условием получения исчерпывающей информации о телепортируемом объекте. В конечном итоге, этим вполне можно объяснить, зачем уничтожать телепортируемый объект (если, к примеру, это не человек, а килограмм яблок) вместо того, чтобы просто создать его 3D-модель для бесконечного его воссоздания (вспомним рассказ Стивена Кинга «Джонт», где – помимо телепортации живых людей и трупов – описывается телепортация обычных неодушевлённых коммерческих грузов). Впрочем, необходимо уничтожение оригинала, или нет – в любом случае, копия обладает отдельной от оригинала идентичностью: по сути, в пункте назначения создаётся новый объект вместо того, чтобы оригинал просто менял своё местоположение.
Комментарий недоступен
Меня хватило на три абзаца. А я читал Сильмариллион в оригинале!
Мда... Столько воды и все ради объяснения такой банальной и очевидной концепции. Все это уже сто раз обмусолено всеми кому не лень и не только с точки зрения телепортации, но и с точки зрения переноса сознания в другое тело, например. А вот на счет Звездных Врат кстати вы зря не стали мысль развивать - звездные врата на сколько я помню не разрушают оригинал и не воссоздают, там вроде бы стабильная червоточина создается.
С одной стороны, концепция, может, и очевидна, но с другой - честно говоря, если бы это было очевидно для героев (да и сценаристов) перечисленных фильмов, герои эти не пользовались бы телепортами с таким странным безразличием (вот представьте себе - с безразличием раз за разом самоубиваться, пусть даже и зная, что твой полный клон будет жить после тебя).
Что касается соответствующей серии из Доктора Кто, то такое чувство, что сценаристы вообще ни о чем не думали, когда писали сценарий.
Ко всему этому и хотелось лишний раз привлечь читательское внимание)
А вот насчет червоточины в SG - не слышал об этом раньше, но стоило бы поинтересоваться - благодарю за такое любопытное замечание.
Прикольная статья. Но, честно говоря, так до конца и не понял, в чем фундаментальное отличие копии от оригинала при телерорте. Какая разница, что оригинал умирает, если копия - это точно такой же человек со всеми воспоминаниями до последнего момента? Получается, что если человек просто оступился на лестнице, проломил себе голову, пережил клиническую смерть, - а потом его реанимировали в больнице, то это уже другой человек? Первый навсегда умер, а врачи оживили совершенно нового, хоть и очень похожего на старого?
Хм, как мне это представляется, в случае с клинической смертью все-таки сохраняется целостность потока Бессознательного (то есть, хотя и не потока сознания, но по сути - потока тех процессов, которые лежат в основе идентичности человека как отдельной единицы). Думаю, можно привести пример и со сном: человек ложится спать и сознание у него выключается, но поток Бессознательного-то остается тот же! Или, если сказать метафорически, свет в комнате выключается, но комната остаётся всё той же.
В случае со смертью оригинала и воссозданием его полной копии для окружающих людей нет никакой разницы. Но вот для самого человека, конечно же, она есть: представьте, если бы легли спать Вы, а проснулся бы вместо Вас кто-то совсем другой, хотя и будучи Вашей полной копией. Вас бы устроило, чтобы Вас заменил тот "другой" человек, а Ваше спящее тело аннигилировали, или Вы бы предпочли проснуться самостоятельно?
Что такое бессознательное я не знаю, так что сказать ничего не могу. Но в любом случае, личность человека это результат взаимодействия химических веществ в его мозге (ну и косвенно - в других частях тела), и если в какой-то момент оно полостью остановилось, а потом продолжилось в точно таких же условиях, я не вижу здесь проблем.
На самом деле цепляние за изначальный оригинал само по себе противоречиво, потому что мы и так постоянно меняемся. Человек который лёг спать и человек который проснулся, это, строго говоря, два разных человека. Они похожи, но не идентичны. А если сравнить человека в 5 лет с самим собой в 40, то между ними может вообще не быть ничего общего. Нет какой-то монолитной личности в центре мозга, обазно говоря, мы умираем каждое мгновение, а наше место занимает слегка изменённая копия. А раз мы все равно обречены, почему бы хоть на телепорте не покататься)