Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

Харрисон Форд в удивительном фильме про детектива, защищающего в общине амишей маленького мальчика от группы продажных копов.

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

Рэйчел, живущая в общине амишей в Пенсильвании, после смерти мужа отправляется вместе с восьмилетним сыном Сэмюэлем в Балтимор. Но на вокзале Сэмюэль неожиданно оказывается единственным свидетелем жестокого убийства. Детектив Джон Бук, расследующий это дело, берёт молодую женщину и мальчика под свою опеку, и вскоре он понимает, что им всем угрожает опасность.

Для замечательного австралийского режиссёра Питера Уира «Свидетель» (1985) стал первым проектом, который он снял в Голливуде — до этого Уир создавал свои самые известные картины на родине («Пикник у Висячей скалы» (1975), «Последняя волна» (1977).

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

Харрисон Форд здесь появляется в нетипичной роли — он уже не Хан Соло, не Индиана Джонс и даже не Рик Декард, а простоватый полицейский, сталкивающийся со скрытной религиозной группой людей. Компанию ему составляют Келли МакГиллис (на следующий год она блеснёт в «Лучшем стрелке»), Дэнни Гловер и молодой Вигго Мортенсен, мелькающий на заднем плане (это была его первая роль в полнометражном фильме).

Увидев в туалете на автовокзале Филадельфии, как двое мужчин зарезали другого, маленький Сэмюэль в забавной шляпе сразу превращается в важнейшего свидетеля. Теперь он обязан давать показания и помогать в расследовании — неожиданная задача для мальчика, впервые оказавшегося в мегаполисе.

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

Рэйчел с сыном — словно пришельцы с другой планеты в большом городе. Они молятся перед тем, как съесть хот-доги, ходят в необычных чёрных костюмах и выглядят чужими посреди американской реальности 80-х.

Мне не нравится, что моему сыну приходится находиться в обществе человека, который всё время кого-то дубасит.

Чем дальше Джон Бук изучает это дело, тем отчётливее он понимает, что даже своему начальству доверять полноценно не может, поэтому мать с ребёнком надо спрятать там, где их точно никто не найдёт. Он возвращает свидетелей обратно домой — в общину, и сам, поневоле, остаётся с ними.

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

Амиши — крайне консервативные протестанты, которые живут отдельно от цивилизации, ездят на каретах, отказываются от современных технологий (у них нет даже телефонов), всё делают своими руками, строго соблюдают суровые правила и находятся в гармонии с природой. Они не приемлют жестокость, поэтому готовы терпеть издевательства наглых туристов, приезжающих к ним ради парочки фотографий.

Говорящие на немецком, амиши до сих пор называют всех остальных американцев англичанами и своим образом жизни напоминают одну большую семью. И вот в этот мир внезапно попадает грубоватый Джон Бук, привыкший к насилию, фастфуду и неуместным шуткам.

Спустя пару дней, Джон уже ради маскировки надевает местную одежду, встаёт в половину пятого, чтобы подоить коров, плотничает и помогает общине строить амбар, попутно пытаясь отремонтировать сломанную машину, чтобы наконец убраться отсюда.

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

Забавно наблюдать, как Бук, прекрасно существовавший в грязном городе, оказавшись на природе, поначалу чувствует себя не в своей тарелке. Мир Джона наполнен предательствами, убийствами, наркотиками, а мир амишей — умиротворённым спокойствием и тишиной. Зернохранилище, колодец и амбар для детектива выглядят так же дико, как для амишей — чудеса прогресса.

В фильме есть одна замечательная сцена, в которой дедушка Сэмюэля, Элай, рассказывает мальчику о зле, и его в этот момент воплощает лежащий на столе перед ними револьвер Джона Бука. Неожиданно видеть подобное в фильме о том, как хороший коп спасает ребёнка от негодяев, но «Свидетель» не про это — он про два разных взгляда, про две точки зрения, про две культуры, которые вдруг взяли и столкнулись вместе.

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

Тем временем, между Буком и Рэйчел постепенно начинает возникать симпатия, которая в любой момент может перейти в романтические чувства. Потихоньку режиссёр превращает криминальную историю в историю о любви.

Уир помещает типичного героического копа в нестандартную ситуацию, но вместо высокого небоскрёба, далёкого будущего или тропических джунглей, он отправляет его в сельскую местность, которая может оказаться гораздо более чуждой, нежели очередные инопланетные равнины.

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

И вот странно — когда на экране, посреди этого маленького рая, начинает твориться насилие, сразу понимаешь, что залитое кровью лицо, выстрелы и скорчившиеся трупы здесь абсолютно чужеродны, совсем не к месту. Джон Бук ненароком вместе с собой привнёс в этот невинный мир зло, которое там, за границей старомодных домиков, уже давно стало частью привычной жизни.

И как легко тут обманывают зрительские ожидания: в начале кажется, что смотришь боевик, потом — мелодраму, а под конец фильм превращается в триллер. При этом, «Свидетель» так же невероятно красив, как и предыдущие работы лидера австралийской новой волны. Уир и в Голливуде величественно снимает природу и человеческие фигуры на её фоне, подолгу удерживает камеру на взглядах, делает акцент на эмоциях и по-прежнему мастерски повелевает светом, иногда превращая кадры в ожившие полотна.

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

Сравнивая два разных общества, режиссёр не делает никаких выводов, но можно легко догадаться, на чьей же он всё-таки стороне.

Питер Уир создал не типичный полицейский боевик, не мрачный неонуар, не криминальную драму, а что-то посередине, так же, как и посередине, где-то там, между миром «англичан» и миром амишей, потерялся сам Джон Бук, не знающий, куда ему податься и что делать.

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

Но, в конце концов, прятаться вечно не выйдет, реальность с рассветом ворвётся на зелёные равнины, и разбираться с ней предстоит явно не самыми мирными способами.

В 1986-м «Свидетель» заберёт две награды киноакадемии: за лучший сценарий и лучший монтаж. Харрисону Форду роль в фильме Питера Уира принесёт номинацию на «Оскар» (единственную за всю карьеру) и останется одним из самых ярких его драматических достижений.

Остерегайся там этих англичан!

Один фильм в пятницу вечером: «Свидетель» Питера Уира

И Джон Бук, сам когда-то бывший этим «англичанином», теперь увидел и понял, что жизнь бывает совершенно другой, совсем не похожей на привычный забег-марафон посреди индустриальных пейзажей.

Финал — под потрясающую музыку Мориса Жарра, — обходится почти без слов. И правда, зачем они нужны, когда всё можно понять, просто взглянув на лица и уходящую за горизонт сельскую дорогу, соединяющую, словно мост, шумный спешащий город и тихие спокойные поля, на которых так и хочется остаться навеки.

267267
23 комментария

Ну наконец то, думал на этой неделе не будет. Каждую субботу ищу/качаю по вашим рекомендациям. Спасибо!

15
Ответить

Помню как устроили марафон с женой по фильмам с Фордом, добрались до этого и сначала "типа, че так скучно!", а в конце "ваууууу"

5
Ответить

Так можно сказать про практически любой фильм 80ых

15
Ответить

Питер Уир интересный режиссер с достаточно яркими и оригинальными фильмами. Надо вернутся в его фильмографию, и досмотреть, что не видел. Помню все Пикник хотел посмотреть, да руки не доходили. Последняя волна мне хорошо зашла, когда я штудировал все по мифам Ктулху. Единственное, мне очень не понравилось, как Уир изобразил волну в финале. Этот фильм тоже видел, добротный. Хозяин морей офигенный, да жаль глупый зритель снова ударил ножом по кинематографу.

6
Ответить

Отличный фильм и отличный текст. Давно смотрел, надо будет пересмотреть.

5
Ответить

Харрисон Форд крутющий актер. Более фактурную физиономию надо еще поискать.

3
Ответить

Прекрасный фильм. Ну а Питер Уир великий и, к сожалению, очень недооцененный режиссёр, "master and commander" так вообще лучший фильм всех времён и народов

3
Ответить