Почему метавселенная это лажа

Вы не сошли с ума — идея метавселенной действительно звучит как более убогая версия интернета

Киану Ривз в фильме «Джонни Мнемоник» (1995) по роману Уильяма Гибсона
Киану Ривз в фильме «Джонни Мнемоник» (1995) по роману Уильяма Гибсона

Это любительский/авторский перевод статьи Уэса Фенлона для PC Gamer. Не полностью разделяю доводы автора, но было интересно разобраться. Надеюсь, с переводом будет проще разобраться и вам. Приятного чтения!

Спасибо роману Нила Стивенсона «Лавина» за популяризацию аватаров в роли наших цифровых личностей — от аватарок на форумах до игры VRChat, где можно выбрать 3Д-модель и показаться в полный рост.

А ещё «Лавину» можно винить за весь ад, творящийся сегодня — когда каждый поднявшийся на технологиях миллиардер затирает про метавселенную — «новый этап человеческой культуры!!». Игры, NFT, крипта, VR, AR, блокчейн — всё это завёрнуто под соусом виртуального сообщества, где скины из Фортнайта будут переноситься на аккаунты Онлифанс, а нам никогда не придётся выходить из сети.

Это настолько абсурдно, что мне хочется закричать, вскрыться или хотя бы вытравить часть сознания, где отложилось понимание NFT. Но кое-что меня останавливает:

Заставляющая гоготать и пробирающая до мозга костей уверенность в том, что всё это полная лажа

Если вы тоже в глубине души уверены, что метавселенная — большая и воняющая куча дерьма от миллиардеров, то, надеюсь, мои слова принесут вам облегчение. Вы не сошли с ума, хотя может показаться именно так, когда каждый первый уверен в том, что метавселенная — неизбежное будущее. Будто они знают то, чего не знаете вы. Но не ведитесь на это.

Наблюдая за тем, как люди тратят $69 миллионов на .JPEG-картинку, вы и должны ощущать себя живущими в век беспрецедентной тупости.

И это ощущение не пропадёт. Ещё десяток лет мы будем спрашивать себя как минимум раз в неделю — «Не сошёл ли мир с ума?». Но есть и хорошие новости. Метавселенная и присущая крупным интернет-компаниям одержимость сделать её реальностью подарит ещё больше поводов для злорадства, чем когда-либо ранее.

Все мы будем воплощать самую искреннюю эмоцию от пребывания в интернете XXI века:

Почему метавселенная это лажа

Метавселенная это лажа, потому что она уже существует — и называется «интернет»

Когда Тим Суини из Эпик Геймс и Марк Цукерберг из Фейсбука говорят про метавселенную, они вдохновляются видениями научных фантастов вроде Уильяма Гибсона и Нила Стивенсона. В их книгах 80-х и 90-х будущее компьютеров представлялось на десятилетия вперёд — достаточно абстрактно для того, чтобы дать простор нашему воображению.

Вот как Гибсон описывал киберпространство в «Нейроманте» (1984):

«Итак, киберпространство. Это консенсуальная галлюцинация, ежедневно переживаемая миллиардами легальных операторов по всему свету, школьниками, изучающими математические понятия… Графическое представление данных, хранящихся в памяти каждого компьютера, включенного в общечеловеческую сеть. Невообразимая сложность. Световые лучи в псевдопространстве мозга, кластеры и созвездия данных. Подобно городским огням, удаляющимся…».

Перевод Михаила Алексеевича Пчелинцева и Ефима Летова

А вот отрывок из «Лавины» (1992) Нила Стивенсона:

«Ваш аватар может выглядеть как угодно, его ограничивают только возможности вашего компьютера. Если вы безобразны, аватар можете сделать красивым. Если вы только что встали с постели, ваш аватар все равно стильно одет и макияж наложен профессионально. В Метавселенной вы можете быть гориллой, драконом или гигантским говорящим пенисом. Погуляйте пять минут по Стриту, и вы все это увидите».

Перевод Анны Александровны Комаринец

Оба романа были пророческими и оказали большое влияние на культуру. Наряду с такими фильмами, как «Трон», они сформировали образы 80-х и 90-х о том, каково это быть внутри компьютерной реальности — от базового представления VR до полного погружения в «Матрице».

В 2012 году Майкл Абраш, работавший на Майкрософт, id Software, Valve и Oculus, написал, что его карьера разработчика игр началась с «Лавины»:

«Джон Кармак говорил о непрерывных игровых серверах, о том, как люди будут строить собственные уровни и запускать их на собственных серверах, а ещё о том, что всё это можно будет объединить … Я понял, что на самом деле он описывал метавселенную — не такую лощёную, как у Нила Стивенсона, но удивительную и невероятно реалистичную»

Метавселенную в понимании Кармака пытаются создать уже давно, но представление о настоящей метавселенной всё дальше ускользает от нас. Потому что идеал воплощения — научная фантастика, у которой не было иной цели, кроме как создать захватывающее описание за несколько предложений. Само нахождение «внутри» виртуального мира ничем не оправдано.

Гибсон и Стивенсон создавали увлекательные истории и развивали воображение читателей — чтобы персонажи, о которых читают, не просто торчали за монитором всю книгу. Теперь же интернет-гиганты тратят миллиарды долларов, чтобы опровергнуть простой факт: для большинства из того, чем мы занимаемся в интернете, дисплеи телефонов и компьютеров ещё долго будут оптимальным способом взаимодействия.

Идеальное киберпространство Гибсона у нас есть с середины 90-х — или даже раньше, если вы пользовались BBS.

BBS (bulletin board system — электронная доска объявлений) — широко используемый в эпоху веб 1.0 способ общения пользователей компьютеров через коммутируемые телефонные сети.

Метавселенная появилась тогда, когда миллионы (а теперь уже и миллиарды) устройств смогли одновременно подключаться к интернету и обмениваться информацией через континенты за считанные секунды. Никогда не было цели сделать интернет таким же, как киберпространство в Джонни Мнемонике. Можете себе представить, какой был бы геморрой с простейшим телефонным звонком?

Интернет будущего/киберпространство в экранизации «Джонни Мнемоника»

Прикиньте, даже сам Гибсон сказал, что при описании киберпространства он просто хотел создать суперкрутой образ:

«Когда я придумал слово «киберпространство», я не знал о нём ничего, кроме того, что оно звучит эффектно. Оно будто бы навевало какие-то воспоминания, но было свободно от смысла. Оно наводило на размышления, но не имело значения даже для меня, поскольку я знал, как оно появилось».

Что касается «Улицы», эквивалента Лас-Вегас-Стрипа в метавселенной Стивенсона, где каждый мог взять аватар и убежать из давящей реальности обычного существования: это просто сраный Секонд Лайф. Мы сделали виртуальный мир, где можно делать, всё, что угодно (даже смотреть рекламу Тойоты) ещё в 2003 году.

А ещё на роль Улицы подходят Ворлд оф Варкрафт и VRChat. Наш интернет гораздо шире, чем метавселенная Стивенсона — просто потому, что это не одно общее пространство. Интернет более гибкий — он медиум для всех популярных и андеграундных миров, которые мы создаём.

Так почему эти миллиардеры, гонящиеся за метавселенными из научной фантастики, не понимают, что эти виртуальные реальности выглядят круто лишь в теории, а в реальном 12-часовом дне будут настоящим адом? Я честно не понимаю этого, но, думаю, это связано с их нежеланием признавать себя злодеями.

Метавселенная это лажа, потому что цукербрины упустили признаки антиутопии в киберпанке

Арт к игре «Нейромансер» 1988 года
Арт к игре «Нейромансер» 1988 года

От этого мне хочется биться головой о стену ещё сильнее, чем от NFT, криптовалюты или любой другой разжижающей мозг ерунды за этот год. Порыв создать метавселенную, во всяком случае от компаний вроде Эпик Геймс и Фейсбук, кажется, полностью основана на прочтении «Лавины» от лица подростка: всё внимание крутым технологиям и полное упущение изощрённой сатиры над капитализмом.

Первая же глава «Лавины» начинается с описания высокотехнологичного снаряжения и элитных навыков Хиро Протагониста, также известного как Доставщик — бывший программист, теперь занимающийся доставкой пиццы для одной оставшейся пиццерии, управляемой мафией, в то время как большая часть Америки поделена на владения корпораций.

Стивен пишет так увлекательно, что вы могли истолковать концепцию общества, управляемого пиццерийной мафией, как что-то хорошее 🙃

Но Тим Суини и Марк Цукерберг не считают себя пиццерийными мафиози. Они продолжают витать в облаках, где всё построено на общении людей друг с другом в виртуальной утопии — даже когда они сидят во главе крупных компаний, использующих кучу денег для того, чтобы преобразить интернет под их хотелки.

В сентябре 2021 года Тим Суини в интервью для Вашингтон Постпредставил будущее рекламы:

«Автопроизводитель, который хочет показать себя в метавселенной, не будет запускать объявления. Он просто сбросит эту машину в виртуальный мир, где у вас будет возможность прокатиться на ней. А ещё он будет работать с кучей разных контент-мейкеров, чтобы убедиться в том, что их машина играбельна и получает то внимание, которое заслуживает».

Но чем виртуальная машина, которую ты будешь водить в метавселенной — при помощи «армии контент-мейкеров» — лучше просмотра рекламы перед началом ролика на Ютубе? Если экстраполировать такой пример, метавселенная будет местом, где ещё сложнее отличить рекламу от подлинных вещей. Это мечта рекламной индустрии, а не творческих людей.

Если Фейсбук — простите, Мета — будет одним из главных игроков в метавселенной, то она, несомненно, придумает способ в очередной раз преобразить свою засранную рекламой новостную ленту. Это будет просто естественным продолжением гиг-экономики: какой-то бедняга будет получать 0,00000000001 биткоина в час за то, что виртуально оденется карнавальным зазывалой и будет кричать о последних ужасных новостях из Сирии на каком-нибудь виртуальном углу улицы.

И если у Эпиков каким-то образом получится создать утопичную метавселенную Суини, она всё равно будет построена прежде всего для собственных интересов и выгоды. Ни одна крупная технологическая компания не может построить метавселенную, не став при этом злодеями.

Метавселенная это лажа, потому что обещанная кросс-совместимость на самом деле не работает

Пожалуй, самое цитируемое заявление о метавселенной касательно игр — объединение наших цифровых жизней в единый аккаунт. Магия блокчейна позволит нам «владеть» и получать доступ к одному и тому же оружиюкак в Диабле, так и в Нью Ворлд — а ещё продать кольцо, которое мы фармили в течение месяца, за реальные деньги (и под реальными деньгами я имеюв виду криптовалюту, ценность которой постоянно скачет). Эта разрекламированная совместимость игнорирует около тысячи проблем, связанных с тем, как игры создаются и работают.

Ветеран ММО Раф Костер недавно написал серию статей о том, как работают игровые объекты, и он касается множества трудностей, связанных с переносом даже простейших предметов между играми.

«Нам не стоит недооценивать масштабность задачи по определению того, какую ценность приготовленный пирог из Зельды будет иметь в Хало — или задачу по сопоставлению каждой игры с любой другой игрой.

На данный момент нет стандарта «что вещи могут делать» в виртуальном мире, и нам не следует гнаться за ними гнаться. Стандарты — это и лимиты, которые сильно урежут креативность. А нам ещё многое предстоит исследовать».

Костер продолжает разговор тем, что это может сработать, но технические возможности всё ещё упираются в трудности дизайна — даже с такой простой вещью, как яблоко:

«Если вы можете взять еду в новый мир, а сама еда восстанавливает здоровье, это может легко сбить в баланс в игре, где, по задумке, вы не можете восстанавливать здоровье вообще. Или в игре для выживания еде нужны будут точные характеристики, а не просто тип «еда».

Станет ли любая совместимая с метавселенную игра просто бесформенным куском Фортнайта, где всё намешано друг с другом? На презентации Меты выступил Джон Кармак, который назвал текущую разработку метавселенной «мышеловкой для архитекторов высокого полёта», то есть «для программистов и дизайнеров, которые хотят смотреть на вещи только с самого высокого, абстрактного уровня».

Люди, пытающиеся раскачать эту технологию, имеют примерно нулевой опыт даже в создании обычных игр. Будто бы бессмысленное повторение эффектных слов может превратить идею в реальность.

Возьмите для примера Decentraland, альтернативу Секонд Лайфа для криптоэнтузиастов, которая была пустыней год назад, когда мы её исследовали. Однако в ней достаточно жизни, чтобы провести внутриигровой фестиваль с диджей-сетами от Дедмауса и Пэрис Хилтон, которые один из блогов, посвящённых метавселенным, описал как «реальная демонстрация крутых достижений, которых можно достигнуть в метавселенных».

Это выглядело как реальная тусовка:

Есть и другие блокчейн игры. The Six Dragons, к примеру, выглядит как фейковый Скайрим — словно бы набросок для эпизода из сериала Закон и Порядок (популярная эстетика в этих кругах). Подобные игры чаще всего рекламируются чисто на волне «децентрализованности» или общей собственности в каком-нибудь размытом смысле, но я ещё не увидел ни одного питча реально уникальной видеоигры. Метавселенная не может существовать просто ради самой себя.

Метавселенная это лажа, потому что никто не может объяснить, чем же она лучше

Кто-то на этой планете, возможно, сможет меня убедить в том, что метавселенная — действительно будущее человеческого взаимодействия. Дон Дрейпер может сделать это, да ещё и заставить меня плакать в процессе.

Дон Дрейпер — персонаж из сериала Mad Men (Безумцы)

Но на данный момент очевидно, что как Уильям Гибсон придумал термин киберпространство просто потому, что оно «круто звучало и было свободно от смысла», так и Цукерберги и Суини продолжают питчить метавселенную как будущее, не приводя ни одного убедительного аргумента за её существование.

Цукерберг называет метавселенную «воплощением интернета, где вы находитесь в центре впечатлений, а не просто смотрите на них». Он вообще использовал интернет? Да? И как много из этого вы бы хотели воплотить?

Цукерберг мешает с говном дисплеи, но крутая вещь дисплеев в том, что они требуют только часть вашего внимания, а не полное погружение всеми чувствами.

За полтора часа презентации Меты (Фейсбука) единственными реальными идеями для живущей метавселенной были виртуальная версия вашего дома (сделанная из убогих 3Д-объектов), посещение виртуальных совещаний (чтобы вы не могли выключить камеру, даже когда устали от Зума) и виртуальное рабочее место вместо физического (не думайте о том, насколько неудобным и странным будет виртуальный компьютер по сравнению с реальным).

Куча разработки в метавселенной сконцентрирована на воссоздании более убогих версий вещей, которые уже есть у нас в реальной жизни. Этот питч метавселенной похож на просто ещё один способ толкнуть людям ту же самую дичь.

Танос из «Мстителей» во время эвента в Фортнайте
Танос из «Мстителей» во время эвента в Фортнайте

Ранее в этом году Суини сказал, что главной фичей метавселенной будет то, что «вы и ваши друзья будете получать крутой социальный опыт» и «будете в 3Д-мире, взаимодействуя вместе». В пример он приводит Фортнайт. Но что именно в метавселенной сделает этот опыт лучше? Мы играем в игры и чатимся уже десятки лет! Что мы в реальности получим, если объединим все развлечения в одну кучу?

Соцсети и телекомпании уже доказали, что монополизация — зло. Даже когда мы получим идеальные AR-очки, дающие возможность играть в Покемон Гоу ещё реалистичнее, мне не нужно, чтобы Покемоны переходили в мою убогую метавселенную. Даже когда наш мозг сможет взаимодействовать с компьютером напрямую, я не хочу погружаться в интернет, потому что тактильные ощущения это большая часть нашего опыта в мире, а кликанье мышкой всё ещё ощущается приятнее, чем жест пушки пальцами в воздухе.

Интернет-компании продолжат навязывать метавселенную, и рано или поздно нам придётся с ней столкнутся. А пока не думайте, что вы сошли с ума, если каждый из их питчей вам кажется абсолютно бессмысленным. Метавселенная это определённо лажа.

149149
100 комментариев

Почему метавселенная это лажа@Трёхмерное порно с кошкодевочками

29
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

и в чем их смысл если не будет тактильных ощущений, все равно что просмотр на обычном экране

1
Ответить

Ага.
А тесла должна стоить 67$
и биткойн это пирамида.

Все это знают, но это способ заработать.

Тут тоже самое. Даже если мета никому не нужна сейчас, наудутся причины её использовать.

Как соцсети. Сначала просто создать страничку себя, потом уже все смотрят смотрят рекламу и это норма =)

1
Ответить

Метавселенная это лажа, потому что никто не может объяснить, чем же она лучшеда вапще легко
Когда какая-либо компания запускает мультивселенную как замену интернету, она подразумевает, что это будет её интернет. Её СОБСТВЕННЫЙ интернет. А не вот это вот всё, что мы привыкли считать нормальным интернетом.

30
Ответить

Наблюдая за тем, как люди тратят $69 миллионов на .JPEG-картинку, вы и должны ощущать себя живущими в век беспрецедентной тупости.Ясно, автору 12 лет :)

Если серьезно, то в чем проблема с пониманием NFT?
Вот копий Мона Лиз по миру сотни тысяч наберется, но оригинал только один и все понимают где он находится. Переносишь это в плоскость JPG картиночек и все. Картиночек много но владелец один, просто подтверждение оригинальности. Это искусство - микро плевок в вечность. JPG картиночка кстати, которая как бы помимо 69кк$ имеет огромную ценность в виде бэкграунда за который как бы и заплатил покупавший.

хз, вроде несложно понять, в чем ценность NFT для искусства - цифровизация и доступность. Если конечно автор попытался разобраться, а не просто заголовок дерьма увидел.

8
Ответить

Если ты мне сможешь объяснить чем картинка под моим комментом отличается от той которой "владеет" какой-то челик заплативший 69кк за неё, то я тебе подарю нфт своего коммента.

18
Ответить