Enter Shikari, снова Enter Shikari и я

Enter Shikari, снова Enter Shikari и я

Введение

Мне 26. И ощущаю себя так, будто чего-то нового для себя не нашел, а то, что было со мной много лет, уже перестает быть таким же любимым. В музыке уж точно.

Предпочтения меняются, уже немного скучно слушать как кто-то в очередной раз ненавидит этот мир\систему\определенную социальную группу. Слышать громкие вибрирующие “вуб-вуб, вабба-бабба-ба”. Да, есть музыка, которая никогда не надоест. Например, ни одна попойка не обходится без поп-музыки конца нулевых и начала десятых. Итс Бритни, бич! Но это немного не то.

Но есть и обратный пример. Музыка, которая со мной давно, меняющаяся вместе со мной, оттого оставаясь новой и актуальной, но не перестающей быть очень близкой. Поэтому и хочу рассказать о Enter Shikari — моем знакомстве с этой группой, о том, как менялся мой мир и параллельно менялась и музыка “шикарей”.

Наверняка могу не совпасть с вашими впечатлениями от группы, как и не раскрыть какие-то события в ее жизни. Я хочу рассказать как я слушаю Enter Shikari, а не как надо слушать Enter Shikari, и надеюсь, что это будет интересно.

Начало

Ну и как это принято, начнем с начала. Первый раз услышал Enter Shikari где-то в 2008 из-за своей любви к круглосуточному просмотру\прослушиванию музыкального канала “Bridge TV” на кабельном. Там вообще можно было услышать разную музыку, в том числе и молодой британский коллектив со своим “Sorry, you’re not a winner”.

На телике качество было получше.

Вообще, сам по себе этот канал был для меня каким-то пространством, в котором мог раствориться, но не об этом сейчас. Тогда я просто воспринимал группу как очередных ребят орущих в микрофон и ждал не менее орущих в микрофон Slipknot.

Прошло пару лет, мы как-то гуляли с другом, и вот, забравшись на козырек подземного гаража — особое место, где очень спокойно, он включил мне уже другую песню, которую я сейчас уже и не вспомню, но песня точно показалась мне другой по настроению и была как будто вовремя. И можно подумать, что сейчас я скажу, что именно тогда я начал слушать группу так плотно, что больше не представляю свою жизнь без них, но нет. Условные BMTH, Asking Alexandria справлялись с заполнением музыкой моих прогулок (в наушниках, естественно) куда лучше. Так что Enter Shikari закрепились в моей голове уже тогда, но их время не настало.

ОУ МАЙ ГАААААД

Настоящее начало

А настало их время на первом курсе универа. Я сменил свой статус с абитуры на студента, к тому же закончились первые отношения, с которыми как раз-таки вышеназванные BMTH и AA и ассоциировались, а потребность в подобной музыке осталась. Плюс появилась нужда в сложных, замудренных текстах “сас мыслам”. Я наткнулся на свежий альбом 2012 года “Warm smiles do not make you welcome here”. И вот там я уже оценил и брейкдауны, и все эти протестные настроения, и электронные вставки, которых будет все больше и больше, в каждом альбоме — в общем все, что нужно молодому и энергичному организму.

Поконкретнее. Если говорить брейкдаунах, сразу вспоминается “Hello Tyrannosaurus, Meet Tyrannicide”, который начинается после выкрика этому самому Тиранозавру этим самым Тираноубийцей. Туда же идет попадает “Gandhi Mate, Gandhi”, которая будто такая наваристая солянка из агрессии, ненависти и, естественно, злого электронного “уоб-уоб” брейкдауна. Но если говорить о тех песнях, которые я гонял на репите чуть больше, чем остальные на этом альбоме, то это “Search Party” и “Stalemate”. У них замечательно получалось разгрузить уши и голову, в целом из-за их такого мечтательного настроения песни и довольно легкого звучания. Переслушивая их сейчас, хочется жить этой фантазией как и участники группы.

Вот с этого момента я начал слушать группу так плотно, что больше не представляю свою жизнь без них. Естественно, была найдена и скачана вся дискография на тот момент, которая слушалась сначала систематически — альбом за альбомом, затем разбирались тексты, признаться честно, в которых основным призывом была борьба за все хорошее против всего плохого, что сложно назвать оригинальным решением, особенно для тех лет, но это было сделано очень круто: хор, призывающий объединиться на разных языках, в том числе и на русском (“Common Dreads”, “Solidarity”), электронные вставки, появляющиеся из ниоткуда ("Zzzonked"), и так же уходящие в никуда - все это заставляло переслушивать песни снова и снова.

Первые два альбома: “Take to the Skies” и “Common Dreads” — это такой чистый сгусток энергии. Простите, что я с легкой руки их объединяю, но для меня они действительно будто один альбом, растянувшийся на два года, полный агрессии ("No Sssweat", "Havoc B"), обиды, равно как и сильного желания исправить все. Но чем они точно запомнились и что мне кажется отличительной чертой того времени, так это некая театральность музыки. Сейчас объясню.

Я говорю не только о том, что песни стараются перетечь одна в другую, будто бы без склеек, а в целом ощущение того, что все песни надо слушать подряд и все вместе. У них есть ощущение связанности. Радость и облегчение “Fanfare For The Conscious Man” или “Jonny Sniper” невозможны без напряжения и злости от” Zzzonked” и “Return to Energiser”.

Говоря о чувствах, которые вызвал этот альбом, некоторые треки не имели какой-то социальной направленности. Например, Adieu из альбома 2009 года — удивительно сентиментальная песня о любви, в которой нет места политике, социальному устройству и прочим радостям современной общественной жизни. И такая песня есть в каждом альбоме, что позволяло уже тогда найти музыку по настроению. Даже этой полярности хватало, учитывая, что в студенчестве у человека два, три состояния: sad, angry, horny (опциональное). И вот запрос на все три “Шикари” прекрасно выполняли.

Переходный период

Перед тем как я дождался свой “новый альбом” — тот, который застиг, будучи уже поклонником, группа выпустила три сингла - “The Paddington Frisk”, “Rat Race” и “Radiate”. Вообще больше, но плотно осели именно эти три. И тогда меня разорвало. Первая песня, несмотря на то, что идет полторы минуты, успевает несколько раз измениться, как будто самому предстоит отправиться на виселицу за правое дело.

Полторы минуты - это главная ловушка этого клипа.

“Rat Race”, в целом, делает тоже самое, т.е. несколько раз меняется, а из-за того, что она длиннее, ребята дают нам время привыкнуть к этим переходам, выделить что-то. Например, басист Крис поет в ней заметно больше, дольше и протяжнее. А последний сингл из списка дал нам один из лучших клипов группы. Мне кажется, эти синглы в целом отражают настроение будущего альбома - и музыкально, и лирически.

Ребята решили не выпендриваться. Поэтому это и есть один из лучших их клипов.

"The Mindsweep" (2015) заложил те изменения, которые в последующих альбомах только усилятся — больше песен без тяжелого звучания, меньшее количество агрессии к “антагонистам” в текстах, а наоборот, желание выйти на диалог и выразить личные переживания. Если посмотреть на трек-лист, то значки "explicit" (ненормативная лексика и грубые выражения) в предыдущем были на всех песнях, а в этом всего на 4-ех из 12, что кагбэ намекае…..

Конкретнее. Enter Shikari любили сделать так, чтобы в начале альбома одна песня плавно перетекала в другую ("Stand Your Ground; This Is Ancient Land" - "Enter Shikari", "Common Dreads" - "Juggernauts", "System… - … Meltdown"). Здесь этот переход выражен в одной "The Appeal & The Mindsweep I", (закончили кстати ей же, только немного измененной "The Appeal & The Mindsweep II") — изменения с самого начала! Попробуем найти тяжелые композиции, обвиняющие кого-то сверху во всех тяжких грехах. Опять-таки с натяжкой можно сказать, что это “Anaesthetist”.

    "Anaesthetist" вызывает плюс-минус то же чувство при произношении
    "Anaesthetist" вызывает плюс-минус то же чувство при произношении

Основной же мотив альбома уже больше смещается от “них” к “нам” (“Torn Apart”, “The One True Color”) - группа рассуждает о своем месте; как музыканты, которые меняют людей вокруг (“The Last Garrison”). Что они и кто они, достигли ли тех вещей, которых хотели 6-7 лет назад. И кажется, понимают, что четкого ответа на все эти вопросы нет, и от того приходит желание просто выплеснуть все эмоции и отложить ответы на потом ("The Appeal & The Mindsweep II").

И все заново

А потом я закончил универ и переехал в другой город. Надо искать работу, принимать новые правила жизни, двигаться в невероятно быстром для меня темпе. И как-то стало совершенно не до музыки. Такой ритм жизни стал забирать сил больше, чем отдавать, и хотелось услышать чего-то нового, но, что немаловажно, спокойного. И тут я увидел, что у “шикарей” вышел новый альбом. Если бы я хотел послушать Enter Shikari в стиле предыдущих альбомов, то очень сильно разочаровался. Но не в этот раз.

В “The Spark”, а именно так назвали альбом 2017-го года, британский коллектив сделал крутое пике в плане звучания: никаких жестких, агрессивных хлестких песен, никакого экстрим вокала, и если говорить о плашечке “Explicit”, по которой я уже сравнивал альбомы выше, то тут одна торжественно вручена только одной “Rabble Rouser”.

Подробнее о том, что звучит в песнях. Если говорить об инструментах, то электронной музыки становится все больше, дисторшна — меньше. Как будто основная цель мелодий в этом альбоме — это максимально расслабить тебя, собрать всю грязь, которая прилипла к слушателю, помочь стать немного чище.

Далеко ходить не будем. Та самая “Rabble Rouser”, напоминаю, единственная “E” песня, хоть и может звучать немного гнетуще, постоянно будто наваливаясь на тебя, в припевах становится очень легкой и воздушной.

А что по остальным песням? Да все тоже! “The Sights” и “Live Outside” используют одни и те же ноты для заглавных тем песен, никаких тебе тяжелых, тучных, грузных моментов — все предельно мажорно, но при том без излишеств. “Shinrin-Yoku” могла бы спокойно стать саундтреком к какому-нибудь эпизоду “Даши-путешественницы” в джунглях. Все очень дружелюбно. И это совсем не то, чего обычно ждешь от этой группы.

                                          Когда слушаешь альбом в первый раз.
                                          Когда слушаешь альбом в первый раз.

Вешать ярлык "Странный и неудачный эксперимент" на этот альбом мне не хочется, хоть и некоторые фанаты со мной не согласятся. Такое ощущение, что сами участники группы будто захотели замедлиться и может заглянуть внутрь себя.

Есть песни о глобальных вещах (“Rabble rouser” “Take my country back”), в которых поется о бюрократах, не делающих ничего полезного, а только закручивающих гайки там, где не надо, из-за чего стране так и не получается двигаться дальше. Как и треки о личных страхах, переживаниях (“Live Ouside”, “An Ode to Lost Jigsaw Pieces”). О способах справиться с ними и жить спокойнее (“Shinrin-Yoku”). Это действительно хороший музыкальный альбом, если вам хочется послушать то, что расслабит вас, даст возможность выдохнуть и перевести дух.

К слову о звучании. В 19-ом году ребята решились на поездку по всей России и доехали до моего города. Быть на концертах твоей любимой группы уже праздник, но само исполнение песен, в том числе и новых, на тот момент не разочаровало. Песни 17-го года совсем не затерялись среди лучших треков из предыдущих альбомов.

Мама, я в телевизоре!

Modern Living….

Ну, пора как-то закруглять эту историю. В 2020-м году вышел 6-й альбом группы “Шикарей” под названием “Nothing is True & Everything is Possible”.

                                         Да, я в курсе, что в названии "возможно"
                                         Да, я в курсе, что в названии "возможно"

Этот альбом я ждал. Enter Shikari выпустили несколько хороших синглов, по которым стало ясно, что ждать условного “возвращения к корням” не стоит, но и продолжения того, что было в “The Spark” не будет. Альбом вышел в середине весны 20-го года, на улице уже было по-весеннему тепло и спокойно. Может это повлияло на восприятие альбома, он чувствовался таким же — теплым и спокойным. Это не значит, что в нем ребята просто организовали “пляжный эпизод” и записали приятный уху, не хватающий звезд с неба альбом.

Участники группы взрослеют, как и их слушатели, поэтому могут позволить себе высказывать свое мнение и слушать чужое более размеренно, без фраз невпопад и излишней эмоциональности.

Так о чем же он? О современном мире в целом, о современных людях вокруг, о себе прямо сейчас. Мир жесток, беспощаден, (“Waltzing off the Face of the Earth”) и его время скоро подойдет к концу (“Elegy For Extinction”, “Crossing The Rubicon”), а люди, его населяющие, должны быть готовы расстаться со всем важным - с тем, что они любят (“modern living….”). Но Апокалипсис - совсем не плохо, и его стоит ждать (“the pressure’s on”), попивая джин-тоник (“modern living….”).

Я немного слукавил, когда сказал, что никакого возвращения к корням нет. Просто на темы, о которых ребята пели 5, даже 10 лет назад, они взглянули немного под другим углом. И я говорю о “Reprise 3” (первая и вторая репризы вышли на первом альбоме в 2007), с её пробивающей до мурашек фразой “And still we will be here...” и идущей вслед за ней “T.I.N.A.”, в которой поется о том, что альтернатива есть всегда. Хоть в будущем и поджидает неизвестность, но зато какая! Великая Неизвестность (“THE GREAT UNKNOWN”)! И чтобы попасть в нее, достичь ее пределов, нужно продолжать мечтать в безлюдном отеле (“{The Dreamer’s Hotel}”), а потом собраться и встретить конец всего (“Elegy For Extinction”), избавившись от титулов, корон, королей и королевств (“thē kĭñg”). Встретить его вместе с близкими, не стесняясь своих чувств (“satellites* *”).

Думаю, многие точно не так представляли себе клип на эту песню.

Вот так вот. Мне кажется, что все альбомы отражают естественный путь этой британской группы. Музыканты открыты к переменам, которые не воспринимаются как что-то чуждое, непонятное и экспериментальное ради экспериментального.

Даже если тебе не повезло, и ты не победитель, всегда можно найти таких же как ты, мечтателей, и, борясь с общими страхами, идти к своей цели, ориентируясь на созвездия.

Да, это было наивное попурри из названий песен. И именно эта группа повлияла на то, что я позволил себе это написать. Ведь Enter Shikari — это про свободу самовыражения, про неутомимый и неуловимый дух перемен. По крайней мере, в рамках их творческого пути, спутниками которого являются и их слушатели. Спасибо, что прочли. До встречи!

2828
8 комментариев

В своё время услышал их в одном ФРАГ МУВИКЕ по ф2п параше в которую я играл и тогда угорел по ним, что жесть.
Как раз в переходном периоде, к сожалению, они для меня потерялись, но первые их 3 альбома слушаю постоянно.
Был в живую на них один раз в 15(?) году, где во время моша, дядя 100+ кг ебнул по голени так, что к вечеру она вся синяя была и такой же красивой оставалось ещё месяц почти.
И до сих пор сожалею, что не попал на них в туре их к десяти летию take to Skies из-за командировки.
Спасибо за текст.

3
Ответить

Когда я вернулся домой с концерта, буквально свело ноги. Даже переодеться не мог без боли. Какие-то сумасшедшие у них концерты — это факт!

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Вот я тоже ни разу на него там не натыкался, хотя плотнячком сидел, когда он у меня был в списке каналов.

Ответить

Не помню шикарей на А1 вообще. Мне кажется я их в интернетную пору только заметил.

Ответить

Здорово, когда взрослеешь вместе с какой-то группой и при этом ваши эмоции и видение жизни продолжают совпадать
Спасибо за статью, бегу переслушивать все альбомы шикарей!

2
Ответить

Когда в первый раз услышал Sorry, you’re not a winner, когда она как раз была на пике популярности, мне не понравилось и я сказал просто - говно.
Сейчас одна из самых любимых групп. Очень уникальная, мне кажется, прямо чего-то чуть-чуть даже похожего не слышал. При этом в каждый альбом отличается по своему и в целом по звучанию прогрессируют. Жаль правда мясных треков стало мало.
Ну и один раз посчастливилось на концерт попасть, очень круто было

2
Ответить