Семь миллиардов мертвых собак или как тринадцатый сезон Доктора Кто меня опустошил

Это не рецензия и не попытка в обзор, просто компиляция моих сумбурных мыслей после этого сезона. Брюзжание задрота и олдфага прилагаются. Разумеется спойлеры, предполагается, что сезон вы отсмотрели.

Пролог

Я люблю Доктора Кто, это моя самая любимая франшиза и я всегда буду возвращаться к ней в той или иной форме, будь то сериал или иные форматы. И последние четыре года мне тяжело возвращаться к сериалу.

I am on this picture and I don't like it
I am on this picture and I don't like it

Уже прошло три года, как Крис Чибнелл стал шоураннером Доктора Кто и до конца его правления осталось буквально три серии. Для начала, не буду врать, что одни из моих самых любимых серий в сериале были выпущены именно в эти три года, но, к сожалению, они не особо помогли общему впечатлению.

Одиннадцатый сезон скорее разочаровал своим “глобальным”, уж простите за такое громкое слово, сюжетом и конфликтом. Двенадцатый меня откровенно взбесил своими ретконами и беспощадностью некоторых сюжетных решений. А, последний, тринадцатый сезон, озаглавленный красивым словом “Поток”, оставил в моей душе пустоту.

Думаю, далеко не самую последнюю роль в этом сыграла пандемия. Именно она послужила причиной сокращения сезона до шести серий. И это чувствовалось. Такое ощущение, будто (относительно) цельное полотно оригинальной задумки сезона и его сценариев было беспощадно растерзано в клочья, а потом впопыхах сшито в маленькое изодранное лоскутное одеяло, в котором сюжетные нити внезапно появлялись из воздуха, а потом попросту исчезали в никуда.

На фоне сокращения сезона изменилась и структура повествования: если раньше в сезоне было несколько отдельных историй, то сейчас весь сезон это, фактически, одна большая серия, поделенная на “главы”. Такое уже происходило в Докторе Кто и не раз: наиболее прямой аналогией будет 23 сезон классического сериала, он же “Суд над Повелителем времени”, который представлял из одну большую серию из четырнадцати частей, но при этом четко поделенную над отдельные небольшие приключения. Можно еще, к примеру, вспомнить “Генеральный план далеков”, серию из двенадцати частей, или шестнадцатый сезон “Ключ ко времени”, в котором была полноценная четкая линия, развивавшаяся из серии в серию.

При этом иронично, что тринадцатый сезон получился таким похожим на “Суд” не только за счет структуры, но и элементов сюжета, а также проблем с производством. Дело в том, что в интернете есть запись того, как совсем молодой Чибнелл критикует 23 сезон за то, что “переусложненный и клишированный”, а также за то, что “сценарии не улучшились с прошлого сезона, они могли бы быть намного лучше, особенно у финала”.

Ironic

По сериям

Но да ладно, нужно переходить к самому сезону. Из-за обилия подсюжетов и различных аспектов, думаю, сначала, мне будет лучше быстро пробежать по своим впечатлениям от отдельных серий:

  • Первая серия из-за множества новых персонажей и сюжетных линий ощущается скорее как подводка, пролог, в ней нам сходу представляют Дэна, нового спутника, а также таких второстепенных персонажей как Джозефа Уильямсона, Диану, Клэр, Виндера и Карванисту, а из антагонистов сразу же очерчивают Рой, Лазурь, сонтаранцев и плачущих ангелов. При этом появляются еще сюжетные линии в виде Потока, поломки ТАРДИС и видений Доктора. Все очень быстро и сумбурно. Некоторые сюжеты есть только для того, чтобы всплыть только несколько серий спустя.
  • Из всех серий тринадцатого сезона именно вторая ощущается наиболее завершенной и целостной на фоне остальных. Это простое псевдоисторическое приключение с сонтаранцами на фоне крымской войны, минимально подвязанное к основному сюжету.
  • Третья серия возвращает в сюжет Доктора-беглянку и мельком рассказывает о ее отношениях с Карванистой, Роем и Лазурью, но без каких либо подробностей. Несмотря на то, что я встречал немало положительных мнений об этой серии, по моему мнению, она слишком рваная и несвязанная, чтобы я мог назвать ее хорошей серией. В серии также представили Великого змея, еще одного антагониста сезона и Бел, подругу Виндера.
  • Четвертая серия была написана в соавторстве с Максин Алдертон, написавшей в прошлом сезоне отличнейшую Призраков виллы Диодати. Из серии могла бы получиться отличная хоррор-история, если бы не несколько роялей в кустах, работавших на плачущих ангелов.
  • Несмотря на то, что пятая серия по субъективным ощущениям получилась чуть более гладкой, чем предыдущая, в ней был совершенно несуразные приключения Яс, Дэна и Джерико, а так же те самые откровения про Дивизион, которые мы так ждали, но, по факту, ничего нового так и не сказали. Зато Кейт вернули.
  • Но добила меня шестая серия. Я ничего хорошего от нее не ждал, только то, что на нас выльют еще поток откровений. Но мои ожидания не оправдались, вместо всего это я получил скомканное разочаровывающе нечто, обрывающее сюжеты персонажей. Даже особо не побомбить.

Потоковая перегрузка

Но я думаю, что стоит перейти к общим впечатлениям от конкретных аспектов сезона.

Сезон перегружен персонажами. Давайте вспомним всех более-менее “важных” персонажей и стороны:

  1. Доктор
  2. Яс
  3. Дэн
  4. Виндер
  5. Бел
  6. Великий Змей
  7. Карваниста
  8. Диана
  9. Клэр
  10. Джерико
  11. Тектеюн и Двивизон
  12. Сонтаранцы
  13. Плачущие ангелы
  14. Рой
  15. Лазурь
  16. Джозеф Уильямсон
  17. Кейт Стюарт
  18. Пассажир
  19. Мойры
  20. Время
  21. Поток

Двадцать персонажей, линии которых постоянно сходятся и расходятся! И это на пять с половиной часов хронометража. И большая часть была представлена в первой серии. В итоге серии, как ужаленные, скачут от персонажа к персонажу по эпохам.

Разумеется, есть немало примеров, когда в других сериалах такие запутанные клубки сюжетных нитей распутывались в четкое последовательное повествование. Взять того же Дирка Джентли, который прекрасно рассказал историю с десятком малосвязанных персонажей, при этом, простите за спойлеры, увязав все это во временную петлю. Но, в отличии от Дирка Джентли, тут в два раза больше сюжетов, на две серии меньше, а все объяснения очень условны и символичны.

Сюжеты и персонажи, уходящие куда-то туда

  • Кстати, про уходящие в никуда сюжеты. Вот, помните, ТАРДИС ломалась? В ней дверь была в полу, а потом и вовсе кристаллами проросла где не нужно? А знаете к чему это подводило? Про это не вспоминали чуть ли не третьей серии.
  • Великий Змей. Вот, кем он был? Что он делал? Для чего? Сначала нам его представляют как начальника Виндера. Допустим. Эпизодический персонаж, чтобы обрисовать его биографию и сеттинг, он даже работает в этом ключе. Но потом, он совершенно внезапно оказывается в прошлом на Земле и пытается манипулировать ЮНИТ на протяжении всей истории организации, параллельно душа людей своей змеей. Выясняется, что это время он работал на сонтаранцев и готовил людей к вторжению. Ладно, в отрыве от своего первого появления, он тоже работает. Единственная попытка объяснить что-то предпринимается, когда Виндер в шестой серии удивленно спрашивает: “Великий Змей?”. Следующая и последняя сцена со Змеем это когда его без объяснений буквально выпинывают за дверь. И что делали агенты Змея в 1904 году? Откуда они знали про Яс, Дэна и Джерико?
  • Клэр появляется в первой серии зная про Доктора и сразу же отпускает какие-то загадочные фразы вроде: “Я не ожидала тебя сегодня тут увидеть”, “Мы еще увидимся”, “У меня долгая дорога домой”. По началу у меня сложилось впечатление, что Клэр уже пережила какие-то события с Доктором. Но нет! Оказывается, она экстрасенс и чувствовала это. По крайней, я так это понял, но это было для меня очень неочевидно.
  • Гэг с Джозефом Уильямсоном смешной, да, можно даже было бы им пиарить сезон, настолько удачная находка с его внезапными появлениями. Но его наличие и подвязка к реальной истории отнюдь не разгрузили сюжет. Его тоже, кстати, буквально выпнули за дверь!
  • Не понял я и подсюжета с Яс, Дэном и Джерико в 1901 году. Как они узнали, что им нужно искать? Откуда? Это было на записи, которую Доктор оставила Яс или где? Как говорится: “Не понятно”.
  • Особенно сезон не помог Яс. Из всей троицы спутников в предыдущих двух сезонах она была, наверное, наименее проработанной. Если у Грэма и Райана были комплексные отношения, которые развивались на протяжении двух сезонов и к тому же подкреплялись взаимодействиями с Грейс и Аароном, то Яс как-то стояла в стороне и почти не отсвечивала. Этот сезон мог бы ей в значительной степени помочь, но несмотря попытки дать ей объема, случились все остальные персонажи и она снова затерялась на фоне. Из наметившейся сюжетной линии получалось что-то вроде Клары в эру Капальди с одновременным ростом потребности и конфликтности с Доктором. Она даже пытается вести себя как Доктор, но этому уделили слишком мало времени. Единственное, что Яс делала похожее на реальную деятельность, это когда она таскала за собой Дэна и Джерико в пятой серии, но там они все выглядели комичными дурачками, пародирующими Индиану Джонса и Найланда Смита.
  • А Рой и Лазурь были нужны, чтобы.… что? По итогу, за пределами очень абстрактной линии мести, они ничего делали и тот же Поток случился бы и без них. Нам даже не намекнули, кто они такие. Почему Лазурь была в форме человека? Почему Лазурь не посадили в клетку? Почему Роя не сделали человеком? Откуда Рой умеет регенерировать?
  • А еще, как удобно, у каждого человека в космосе есть собственный космопес! Только мы вам их не покажем, за исключением одного, а потом вообще всех убьем и выбросим на орбиту (тоже за кадром, а вы как хотели). Семь миллардов мертвых собак, убитых лично Чибнеллом, холодными трупами вращаются на орбите Земли. Новое кольцо Земли прекрасно, не так ли? А еще это прям троп “Пнуть собаку”, доведенный до космического абсурда.
Я после всего этого

Некрасивые дежавю на грани с шуткой

Ниже идут крайне субъективные брюзжания, не имеющие отношения к реальности.

Доктор Кто никогда не чурался своей расширенной вселенной. Еще с шестидесятых годов в сериал проникали идеи и персонажи из книг и комиксов по сериалу. Разумеется, это все вышло на новый уровень после первого сезона перезапуска, когда авторы могли обратиться к сорока годам материалов. Буквально в первом же сезоне была серия, которая прямо экранизировала аудиопьесу по сериалу. Разумеется были не только прямые адаптации и переносы, но и “заимствования” из расширенной вселенной. Вроде той же войны времени или могилы Доктора. Но у меня, как у давнего поклонника расширенной вселенной, никогда не возникало настолько сильное дежавю, как которое я испытал, смотря эпоху Чибнелла.

Другие лица Доктора

Хоть сама идея того, что до Первого Доктора были другие Доктора не нова и высказывалась в той или иной форме еще с шестидесятых, но то, как эта идея реализована сейчас очень напоминает в общих чертах идею Другого.

“Другой” был частью концепции, которую разрабатывали в эпоху Седьмого Доктора, что был Другой, третий отец-основатель общества Повелителей времени наравне с Рассилоном и Омегой, а потом по стечению обстоятельств он реинкарнировал в Доктора. Сам Доктор должен был постепенно понять и осознать это. Намеки на это давали в двадцать пятом и двадцать шестом сезоне, а потом, вы знаете, сериал не вернулся в эфир до 2005 года.

Теперь сериал вводит Тектеюн и Вневременное дитя. Тектеюн становится одной из основателей Галлифрея, а Вневременное дитя она пускает на эксперименты для создания регенерации. А потом тяжелый жизненный путь приводит Вневременное дится к тому, что оно становится Докторами из Мозга Морбиуса, а потом и вовсе Доктором-беглянкой. А еще потом оно теряет память и становится тем самым Доктором.

И тут появляются вопросы, даже без учета расширенной вселенной. Ладно, если Беглянка была до Первого Доктора, то почему она зовет себя Доктором? Ведь это имя к нему прицепилось от Иена и Барбары. Почему у нее ТАРДИС в виде полицейской будки? Маскировка ведь работала до того, как Доктор приземлился на Тоттерс-лейн. То есть, вы хотите сказать, что откуда-то из трещины в другой вселенной просто выпал бессмертный ребенок?

Так много вопросов, так мало ответов.

Тектеюн пытается понять кто такая Таймлесс Чайлд

No Such Agency

Галлифрейская организация, занимающаяся всякими некрасивыми и нечистыми для Повелителей времени делами. Их незримая длань направляет историю всей вселенной в нужное для них русло. В конце концов, сам(а) Доктор работает на них.

Это CIA, галлифрейская служба, берущая свои корни еще в классическом сериале. А еще это Дивизион.

Доктор Кто теперь заступает на тему “тайных влиятелей над тайнами влиятелями”. Раньше уже были шутки, что “куда не плюнь на Земле, попадешь в тайную организацию”, но теперь количество аналогичных вещей на Галлифрее приближается к критической массе.

Собака — друг галлифрейца

Ага, смотрим. Оперативник-солдат из прошлого Галлифрея, при этом собака. Это же Вардог из комиксов Алана Мура по Доктору Кто! Только тут он милый, пушистый и зовут его Карваниста.

Гав
Гав

Проклятый старый дом

Старый полуразрушенный особняк, связанный с прошлым Доктора? Ну, для меня это Лангбэрроу, родной дом Доктора. Но в этом сезоне это просто метафорическое воплощение потерянных воспоминаний Доктора.

Семь миллиардов мертвых собак или как тринадцатый сезон Доктора Кто меня опустошил

Дикое время темных времен

Ага, у нас есть сокровенная точка, которая удерживает темпоральный статус-кво в действии, именно ее закрепление, считай окончило Темные времена. Раньше это было Закрепление нити. Ну, помните Око гармонии?

Теперь у нас есть планета Время, на которой шесть божественных Мойр держат взаперти дикое и деструктивное Время.

ТАРДИС-викия не помогает
ТАРДИС-викия не помогает

Это, на самом деле какое-то откровенно космическое фэнтези, что-то пополам с Майклом Муркоком и сериалом “Сапфир и Сталь”. Там ведь тоже было обузданное дикое Время, посылающее свои силы раскачивать вселенскую лодку, а еще были персонажи с драгоценными камнями в именах.

Новый сезон вселенной Стивена прекрасен
Новый сезон вселенной Стивена прекрасен

А еще Мойры прям отдают всякими хроноворами и стражами времени, но это мелочи.

Змей Великого Змея

На этом этапе, я чувствую, что этот сериал начинает уже меня откровенно троллить. Великого Змея нам представляют элегантным таинственным мужчиной, который своим внешним образом очень похож Браксиателя, одного из основных галлифрейских персонажей из расширенной вселенной. То есть он не просто похож, он настолько похож, что при желании его можно было бы принять за рекаст.

Семь миллиардов мертвых собак или как тринадцатый сезон Доктора Кто меня опустошил

The Child

На этом этапе я уже начинал откровенно бояться, что ребенок Виндера и Бел окажется Доктором. Ну а что, ведь в книге Лангбэрроу уже была похожая идея, а Чибнелл очень любит семейные отношения. Но, к счастью, обошлось.

Мастерские спешлы

Ой, а помните чем кончилась эпоха Десятого? Криптические предсказания, Мастер и специальные выпуски. Чем кончается эпоха Тринадцатой? Криптические предсказания, Мастер и специальные выпуски.

Is this a joke to you, huh?

Прочее

  • Волна антиматерии, разрушающая все на своем пути, запущенная из мультивселенной? Я уже смотрел сериал с такими сюжетом. Это был кроссовер супергеройских сериалов The CW “Кризис на бесконечных Землях”! Буквально тот же самый сюжет, разве что актеры играют получше, зато Кризис был смешным и фансервис был вменяемый.
Сдиаб сила, ДК могила
Сдиаб сила, ДК могила
  • Особенно поразило, с какой легкостью Доктор позволила сонтаранцам провести геноцид далеков и киберлюдей, а потом и сама радостно геноциднула сонтаранцев. Люблю запах геноцида по утрам.
  • Пока я смотрел этот сезон, у меня уже не осталось сил серьезно и эмоционально ругаться на него. То ли меня добили все эти “параллели”, то ли я просто выдохся после последних четырех лет и прошлого сезона. У меня теперь остались силы, разве что, выписать свои сумбурные размышления и впечатления в этот текст.
  • Зато как роскошно выглядел сезон: Рой и Лазурь, сонтаранцы, Карваниста, Великий Змей! Загляденье же.
  • Далеки возвращаются на следующую серию после своего геноцида. Предположим.
  • Интересно, осталось, вот, три серии. Ответят ли в них хотя бы на четверть моих вопросов?
1010
21 комментарий

Ну не знаю, лично я некоторые " незавершённые" сюжеты для себя более-менее разобрал. Хотя не буду говорить, что моё суждение верно.

1) Тардис ломалась из-за проблем со временем на планете Время. Когда Док вместе с Мойрами его стабилизировала, Тардис пришла в норму.


2)Великий Змей. Тиран и правитель Империи внеземных человеков, вроде Виндера, который профукал свою империю из-за потока и отправился к относительно безопасной Земле. В прошлое он попал либо сам( что маловероятно), либо вместе с Сонтаранцами, где фактически работая на них начал готовить почву для вторжения картошек. При этом, Сонтаранцы, как и Яс с Ко, искали подсказки о той дате, когда на Землю прибудет Поток. Вероятно, они сообщили об этом и Змею, тот для этих целей и распустил своих агентов по Земле, а те в свою очередь наткнулись на группу спутников и решили банально устранить конкурентов.

3) С подсюжетом Клэр. Мне кажется, что при первой встречи, скорее всего с Докторм говорит не столько сама Клэр, сколько Ангел в её голове. Либо пополам. По крайней мере если принять эту точку зрения, всё звучит гораздо логичнее.

4)Подсюжет с Яс, Дэном и Джерико в 1901 году.
"Как они узнали, что им нужно искать ?"
Это было на записи, которую Доктор оставила Яс.

По крайней мере в том переводе в котором я смотрел, в послании это явно было, практически прямым текстом.

5) По Яс соглашусь на все 100%. Я ещё в 12-ом сезоне заметил, что она превращается в пародию на бесящую Клару, при этом у Клары хоть логическое обоснование для такого поведения было... Лучше б Грэмм остался с Доком)

5
Ответить

Спасибо за разъяснения!

1
Ответить

Запомнил доктора ещё относительно нормальным, посмотрел сезон с Капальди и закрыл для себя эту тему. А ведь это был мой любимый сериал впринципе, новые сезоны были как праздник, не говоря о рождественских. Увы, доктор r.i.p

4
Ответить

С Капальди одна из лучших серий в сериале — "Ниспосланный с небес", настоятельно рекомендую. А так да, Доктор Хаус в космосе.

2
Ответить

Капальди замечательный, не ругайте его( а вот дальше ад

2
Ответить

Кинопоиск разрекламировал 13 сезон и я решил пересмотреть доктора с начала. Если вот так подряд смотреть, без ожидания нового сезона то да, Капальди проигрывает взбалмошному Смитту, но это скорее заслуга Смитта, а не плохая игра Капальди. Слишком резкий переход от относительно весёлых приключений к измученному долгой жизнью старику. В целом сезоны с Капальди очень качественные и интересные.

2
Ответить

До 11 сезона доктор все сильнее скатывался в фентези. Часто сюжетные рояли были просто подарены сценаристом в угоду сюжета. Но с приходом Чибнелла, все поменялось. Сначала абсолютно скучнейший сезон, который для меня похоронил доктора до конца 2021 года. Потом в целом неплохой сезон, который, однако, раз фентези ещё сильнее, на порядки сильнее, чем старые сезоны. Но хотя бы половина сезона была ничего так, в отличие от предыдущего, арка с Мастером так вообще зашла (хоть и было похерено все, что было достигнуто в 10 сезоне, когда Мисси всё-таки изменилась, о чем говорит ее "самоубийство" в финале, чтобы безумное прошлое воплощение не натворило дел). Но вот от 13 я просто выпал в осадок. Это, простите, п-издец. 12 сезон был фентези? Ха! 13 перестал быть фантастикой и стал хрен пойми чем. Какие-то клоуны в гриме мексиканских праздников, опять телепортация щелчком пальцев, планета, прости господи, Время. Весь сложный лор пошел в задницу, превратившись в театр абсурда.

2
Ответить