Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Об ошибочной паранойе, сходстве с фильмами Уэса Андерсона и о том, почему это ни разу не смешное кино в чистом понимании.
(Без значительных спойлеров)

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Многие были наслышаны о новом фильме режиссера Тайки Вайтити, и многие заранее были настроены скептически. «Кролик Джоджо» получил огласку на сарафанном радио из-за темы, которую выбрал автор.

Фильм про военное время. Какую еще историю можно было рассказать в сеттинге Второй мировой войны? Вайтити выбрал, как всегда, не самый очевидный подход к сюжету, чем и славятся его фильмы. Он задумал показать то время с неожиданной стороны — со стороны десятилетнего немецкого паренька, живущего в Германии и свято верящего в идеологию и заветы Гитлера. Настолько помешанного, что у него даже есть воображаемый друг Адольф. Исполняет его, кстати, сам Тайка Вайтити.

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Немудрено, что фильм заранее получил пристальное внимание людей, знающих, что из себя представляла Вторая мировая война: «Все же знают, что с темой не шутят, а этот выскочка решил снять комедию! » Люди заранее начали беспокоиться о том, что фильм покажет фашизм в положительном свете. Высказывали мнение, что изображать Гитлера в хоть сколько-нибудь комедийном или позитивном ключе — моветон. Заранее наложили на фильм ярлык пропаганды, призванной смягчить знание людей о том времени, чтобы наш враг из прошлого хотя бы немного потерял свой статус.

Как и многие, я познакомился с творчеством Тайки Вайтити с фильма «What We Do in the Shadows» (Реальные упыри) и полюбил автора после первого же сеанса. Никто не будет спорить, что режиссер — не совсем обыкновенный представитель киноиндустрии. Несмотря на то, что он получил известность и даже приложил руку к одному фильму из франшизы Мстителей, сохранил характерную самобытность. Его подход и вкус специфичны. Он любит подавать зрителю серьезные темы под легкой присыпкой юмора, который НЕ нивелирует серьезность. Такой подход позволяет рассказать зрителю много самых разных мыслей, которые в «классическом серьезном фильме» при такой же концентрации пресытили бы зрителя. На этот раз Тайка умудряется в рамках одного произведения поговорить со зрителем с глазу на глаз о непринятии обществом, нюансах в отношениях, чувствах, одиночестве, материнстве и даже о картонности строя Фашистской Германии. И в первую очередь, его кино всегда остается кино о людях.

История

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Если рассматривать в виде отдельно взятых фрагментов, то становится понятно, почему некоторые не дали фильму шанс и прекратили просмотр в первые десять минут. На мой субъективный взгляд, история представляет собой неоднородную полосу с препятствиями. Препятствиями, которые в определенные моменты становятся настолько болезненными и, казалось бы, непреодолимыми, что к горлу прикатывает комок и глаза становятся мокрыми. Тебе только и остается в изумлении наблюдать за тем, что творится на экране.

Поначалу я хотел сравнить сюжет с американскими горками, но все-таки, это не совсем верное утверждение. Может показаться, что фильм постоянно чередует надрывные моменты с моментами покоя. Я же считаю, что «функцию покоя» как раз-таки выполняет юмор Тайки Вайтити, который деликатным слоем покрывает произведение. Шутки органично соседствует с ужасами, моментами выбора и сомнений и великолепными диалогами, которые хочется разбирать на цитаты. Но юмор никогда не перетягивает одеяло на себя, он имеет второстепенную роль. Порой он совсем отступает в тень, предоставляя сцену драме, горю и безысходности.

Elsa: I’m not a ghost, Johannes. I’m something worse, but I think you already know that, don’t you? You know what I am?

Jojo: No.

Elsa: Yes. You know what I am. Say it. Say it!

Jojo: A Jew.

Elsa: Gesundheit.

Да, порой события происходят настолько абсурдные, что ты начинаешь смеяться во весь голос. В фильме есть такие моменты. Но из твоей головы ни на секунду не исчезает основной лейтмотив — про что на самом деле фильм.

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Йоханнес «Джоджо» Бетцлер живет со своей матерью в Нацистской Германии. Немцы активно проигрывают на театре военных действий, но рупор пропаганды не умолкает ни на секунду. Фильм высмеивает идеологию Третьего Рейха, возводя в несколько карикатурный абсолют, не переступая черту серьезности — это важно помнить. Мальчик любит свою страну, ревностно защищает идеологию и горит желанием помочь, пойдя на войну вместе со взрослыми. Именно об этом рассказывает первая сюжетная арка фильма. Мы видим завязку, которая знакомит нас с основными действующими лицами и завершается поворотным событием, предопределяющим дальнейшую судьбу мальчика.

Jojo: Okay. Here’s the situation. If I tell on you, you will be in big trouble, and I don’t think you want that. But then you’ll tell on me and my mother, and we’ll be in trouble, which I don’t want. And if you tell my mother I know, then she’ll kick you out, which you don’t want. And if I tell my mother I know, then you’ll cut off my Nazi head. Which I also don’t want. So it’s a Mexican stalemate.

Elsa: Just a normal stalemate.

Затем мы становимся свидетелем того, что семья Джождо на самом деле далека от служения нацизму в лице его матери. Казалось бы, жизнь прекрасна и главного героя ждет светлое будущее, но как бы не так. Он обнаруживает в своем доме тайник, в котором скрывается еврейская девочка Эльза. Оказывается, что мама спасла ее и прячет от нацистов.

Джоджо попадает в тупиковую ситуацию. Если он расскажет о девочке, то у них с мамой будут явные проблемы. С помогающими евреям людьми, фашисты не церемонились, так что приходится искать другой выход. В процессе поиска этого самого выхода, мы наблюдаем за тем, как его отношение к убеждениям постепенно меняет свой угол. Как маленький человек открывает для себя истины и получает бешеные толчки к взрослению, оставаясь при этом ребенком. После событий, которые случаются в жизни героя, он уже не будет таким, как раньше.

Актеры

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Актерский состав в фильмах Тайки Вайтити традиционно великолепный. Но если ранее в них играли талантливые, но не широко известные актеры, то «Кролику Джоджо» бюджетов хватило на небольшой, но звездный состав. Пройдусь по основным персонажам фильма, хотя второстепенные не менее интересны. Да, второстепенные персонажи более гротескные и декоративные, но это не делает их плохими. Многие запомнят нарочито карикатурную помощницу капитана вермахта Кленцендорфа или будут приятно удивлены, увидев Теона Грейджоя в образе его правой руки.

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Главной похвалы заслуживают дети-актеры: Роман Гриффин Дэвис и Томасин МакКензи. Йоханнес — очень живой и настоящий ребенок. Он радуется, дурачится, боится и строит из себя взрослого так, как это делали мы с вами, будучи в его возрасте. Актер прекрасно передает изменения, которые происходят в герое на протяжении всего фильма. Тоже самое можно сказать об Эльзе, хоть и не в настолько широком понимании. Было безумно приятно смотреть на действительно играющих детей, не обремененных защемлением лицевого нерва. Да даже пухлый друг главного героя — Йорки (Арчи Йейтс) прекрасен. За него переживаешь не меньше, чем за основных действующих лиц картины. Более того, он выполняет функцию зеркального отражения главного героя, показывая зрителю, что было бы с самим Джоджо, если бы он не…

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Elsa: Like birds, our true language sounds like singing. And we’re also attracted to shiny things, crystals, glass, and gold.

[writes in his notebook]

Jojo: “Attracted to shiny things.” But also ugly things. Jews love ugliness. That’s another thing we learned in school. You love them, yes?

[he then catches a glimpse of his own reflection in the mirror]

Скарлетт Йоханссон в образе Роуз — матери главного героя, также раскрылась по-полной. Мать, переживающая за свое дитя, старающаяся дать все возможное, чтобы ему было хорошо в нелегкое время. Не хотелось бы говорить так глобально, но она в каком-то смысле олицетворяет глобальное понятие матери. Хоть и однажды честно говорит: «Если я буду выбирать между своим сыном и тобой, то… » Очень сильный образ, к которому зритель привязывается наравне с мальчиком. Ты чувствуешь ее энергетику и сочувствуешь женщине, оказавшейся в таких тяжелых условиях. Но она не перетягивает все внимание на себя, что тоже очень хорошо. Ей идеально удалось показать любящую и действительно неравнодушную мать, искренне любящую сына.

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Rosie: Now then, let’s get on our way out. I think getting out of the house will do wonders for you recuperation.

Jojo: I don’t want to go out there.

Rosie: What? Don’t be silly. Of course you do.

Jojo: I look stupid! People will stare.

Rosie: Enjoy the attention, kid. Not everyone’s lucky enough to look stupid. I for one am cursed to look incredibly attractive. Now, we’re going to pluck up your courage, walk out that door, and have an incredible adventure. Okay?

Jojo: Okay.

Думаю, никто больше не смог бы сыграть Адольфа Гитлера настолько же жутко-карикатурно, как сам Вайтити в его же фильме. Персонаж поначалу кажется инфантильной версией диктатора, сформированной детской психикой мальчика. Но со временем ты понимаешь, равно как и сам Джоджо, насколько внутренний Гитлер так же ужасен, как и его реальный прототип. Казалось бы детские саркастические шутки и замечания соседствуют с фанатичными и гротескными моментами ярости, которые Вайтити начинает все чаще и чаще демонстрировать по мере продвижения сюжета. Для меня его игра представилась плавным калейдоскопом, перемежающим яркие и наивные цвета с откровенной красной яростью и мрачной чернотой. Очень крутая работа, аплодиции Вайтити.

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

[as Jojo is by himself crying after he didn’t carry out the order to kill a rabbit and runs off for being taunted for it]

Adolf: Poor, Jojo. What’s wrong, little man?

Jojo: Hi, Adolf.

Adolf: Want to tell me about that rabbit incident? What was all that about?

Jojo: They wanted me to kill it. I’m sorry, I couldn’t.

Adolf: Don’t worry about it. I couldn’t care less.

Jojo: But now they call me a scared rabbit.

Adolf: Let them say whatever they want. People used to say a lot of nasty things about me. “Oh, this guy’s a lunatic. Oh, look at that psycho, he’s going to get us all killed.”

[he then shrugs his shoulders]

Сэм Рокуэлл — актер прекрасный. Да, персонажи, которых он обычно играет, карикатурны и недалеки. Однако, в них всегда присутствует какое-то двойное дно. И в «Кролике Джоджо» актер справляется идеально. Бывший капитан вермахта Кленцендорф, потерявший глаз и отправленный в запас по этой причине, вынужден готовить мальчиков и девочек воевать на войне. Незавидная участь. Очень интересно, как данный персонаж меняется на протяжении фильма. Да, он не настолько пластичен, как Йоханнес, ибо все-таки взрослый. Но все равно, последняя с ним сцена очень хороша.

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Captain Klenzendorf: Hey. If it isn’t Herr Hand Grenade himself. How’s the leg, kid?

Jojo: It’s pretty much healed. It only eighty percent hurts now. What are you guys doing?

Captain Klenzendorf: I’m being made to teach the HJ boys water warfare training. You know, in case they ever need to go to battle in a swimming pool.

Все основные персонажи фильма отлично прописаны. Причем что интересно, не по одним и тем же лекалам. И это завораживает во время просмотра фильма. Если герои Йоханссон, Вайтити и Эльза выступают, своего рода, монументальными противоположностями, эдакими глыбами устоявшихся убеждений и целей, то герои Джоджо и Кленцендорфа представляют собой изменяющиеся личности, претерпевающие перемены на протяжении фильма. Один начинает понимать, что на самом деле из себя представляет то, во что он верил. Второй — уже прекрасно осознавая это, делает выборы, стараясь не потерять лицо. Это бесподобно. За каждым очень интересно наблюдать. Каждому по-настоящему сопереживаешь.

Cходство с Уэсом Андерсоном

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

Нет, Кролик Джождо не похож на фильмы Уэса Андерсона. Полагаю, что многим так показалось из-за некоторой театральной подачи происходящего. Но мне же, как человеку равносильно любящему обоих авторов кажется, что одной кажущейся схожести недостаточно. Да, «Кролик Джоджо» создан несколько камерным, яркие и насыщенные цвета гармонично соседствуют с спокойными. Но композиция кадра дает четкое осознание, что перед нами Вайтити, а не Андерсон. Персонажи играют более свободно, а камера не так часто играет с ракурсами. Да и цветовые решения в фильмах Уэса несут более глубокое смысловое и эстетическое наполнение. В «Кролике Джоджо» больше общих планов и диалогов, выстроенных по классическим киношным канонам. Это не делает фильм плохим или мене хорошим, чем то же «Королевство полной луны». Просто первый дает стойкое ощущение, что ты смотришь отлично снятый фильм, а второй, как и все творчество Уэса Андерсона, занимает своей кукольной театральностью.

Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент
Почему «Кролик Джоджо» — лучшая работа Тайки Вайтити на данный момент

В заключение хочется сказать следующее: наплюйте на все разговоры о пропаганде и ненужности фильма. Все эти разговоры представляют собой визуализацию пословицы «Слышу звон, но не знаю где он».

В первую очередь «Кролик Джоджо» — очень хорошее кино, безусловно заслуживающее внимание. Того, чтобы о нем составили личное мнение. И как мне кажется, оно в подавляющем количестве будет положительным, вот увидите. В данном случае Тайка Вайтити получил прекрасный инструментарий и свободу, которая позволила родиться прекрасному фильму. И это очень здорово.

101101
298 комментариев

Фильм запретили не из-за "пропаганды", а потому что о некоторых вещах не шутят. Почему до сих пор не сняли ни одного смешного фильма про Холокост и уничтожение 7 миллионов европейских евреев? Ведь так удобно и полезно высмеивать зло?

9
Ответить

Начнем с того, что никто фильм не запрещал, его даже не пытались продвигать на нашем рынке. Закончим тем, что не тебе решать, кто и над чем может шутить и смеяться. Все таки не в нацисткой германии живем

62
Ответить
22
Ответить

Ведь так удобно и полезно высмеивать злоИменно, зло полезно и нужно высмеивать, что б другие не боялись ему противостоять, что б у других не закрадывались мысли его творить. Смеяться нужно над всем в равной мере, шутишь над белыми? Шути и над чёрными, азиатами и прочими. Смеются нужно над всем, иначе можно надуться от важности и лопнуть

14
Ответить

Сразу видно человека, который не смотрел этот фильм. Это один из самых антинацистских и антивоенных фильмов на моей памяти. Лучше его смотреть на 9 мая, чем нашу парашу(извините, вырвалось)

2
Ответить

"Фильм запретили"
Главный аргумент в пользу просмотра любого фильма который запретили

2
Ответить

У Мела Брукса если не ошибаюсь была комедия на данную тематику.

2
Ответить