Suzume no tojimari: история путешествия девочки и ее говорящего стула или очередной самоповтор?

«Судзумэ, закрывающая двери» - это финальная часть трилогии катастроф в фильмах Макото Синкая, в которую также входят «Твое имя» и «Дитя погоды». Это красивая аллегория о землятрясениях и о путешествии главной героини, которая учится отпускать душевные травмы и искать собственный путь в жизни. Но создается впечатление, что режиссер не хочет покидать свою зону комфорта, показывая зрителю новую обертку старой конфеты.

«Судзумэ, закрывающая двери» - это фильм о девушке, которая отправляется в путешествие, чтобы в прямом смысле слова закрывать двери перед бедствиями, вызывающими землятрясения по всей Японии. По стечению обстоятельств она вынуждена сменить на этом посту своего нового друга - студента Соту, который внезапно стал стулом. А еще он дико похож на Хаула из «Ходячего замка», только с отросшими волосами. У них даже стиль в повседневной одежде синонимичный.

Следует отметить, что это не романтический фильм. Хотя не буду спойлерить, если вдруг в игру вступят какие-либо романтические элементы. Но в первую очередь это история о приключениях Судзумэ и поиске завершения важной части в ее истории детства. Романтическая линия тут словно скопирована с фильмов студии Ghibli, где герои в конце просто остаются добрыми друзьями и продолжают исследовать жизнь равноправно и поодиночке.

Suzume no tojimari: история путешествия девочки и ее говорящего стула или очередной самоповтор?

Макото Синкай всегда создает красивую анимацию и интересную фэнтезийную историю, и «Судзумэ, закрывающая двери» не является исключением. Есть несколько вещей, которые мне не нравились, и некоторые, которые я полюбила. Но в целом я чувствовала, что истории чего-то не хватило. Мне казалось, что все это уже было рассказано Синкаем в его других фильмах. Именно поэтому я возлагала большие надежды на фильм, и надеялась, что он хоть немного подтолкнет себя к чему-то новому. Режиссер же по прежнему создает очаровательный и трогательный фильм, но на этот раз он не произвел на меня особого впечатления.

Синкай всегда был для меня про душевность в мультипликации. Он умело рисует переживания своих персонажей. Чего только стоят диалоги героев в «Саду изящных слов», когда они говорят о важном или малозначительном, но таком обволакивающем особой атмосферой. Синкай всегда был для меня про связь людей, их родственные узы или крепкую дружбу, которую рисует нам «Голос далекой звезды».

Здесь эти краеугольные темы словно отходят на второй план, уступая место фэнтези-миру. Теперь мы смотрим на экране как парня превращает в стул кот-ключ от дверей, а девушка старается спасти страну от череды вырвавшихся из-под контроля огромных червей, провоцирующих землятрясения.

Несмотря на это, мне искренне понравились герои фильма. Все они чувствуют себя живыми и независимыми. В картине есть атмосфера road movie, когда Судзумэ встречает новых людей и видит разные города Японии, где каждый второстепенный персонаж ощущается равнозначно, даже если он едва ли влияет на общую историю.

Судзумэ - это герой, которому нужно больше времени, чтобы по-настоящему проявить себя и показать, что она чувствует и почему она действует именно так, а не иначе. И в этом плане мне не хватило ее раскрытия.

Suzume no tojimari: история путешествия девочки и ее говорящего стула или очередной самоповтор?

Но творческое и странное решение превратить Соту в детский стульчик, который может ходить и говорить, - гениальный ход. Это делает историю более запоминающейся и действительно показывает магические возможности мира, который является частью жизни парня. Но тот ли это Синкай, которого мы знаем? Честно сказать, у меня создалось впечатление, что в этой работе режиссер словно копировал фильмы Ghibli, которые своими сюжетами то воспаряют в небеса на сказочных замках, то погружаются вглубь океана вместе с говорящей рыбкой. Макото Синкай пытался отойти от канона в новом фильме, но запутался в собственном сюжете и словно не успел все раскрыть.

Но то, что Синкай делает лучше всего в данной картине, - это сочетание серьезного и реального с магией и фантазией. Этот фильм можно рассматривать как увлекательное путешествие в жанре фэнтези или взгляд на культуру Японии, а также на ужас землетрясений. Более того, фильм освещает реальное землетрясение и цунами 11 марта 2011 года, показывая их в душераздирающей манере. И это момент, где картина по-настоящему трогает зрителя. В ней есть эмоциональная сцена с маленькой Судзумэ, зовущей свою маму, ставшую одной из жертв катастрофы, и это выглядит действительно сентиментально.

Концовка фильма как бы просто есть, и, хоть она и интересна, но не слишком сильно влияет на всю историю. В целом создается впечатление, что сценарий был написан несколькими людьми с разными взглядами, и они слишком много хотели сказать, но их сурово поджимали дедлайны.

Я думаю, что на этот раз Макото Синкай хотел сделать избыточное количество деталей, и с середины фильма сюжет и правда из-за этого буксует. А некоторые моменты раскрываются только в одной сцене, а затем о них забывают. История также казалась чем-то, что я уже видела раньше, и безнадежный романтизм Синкая теперь выглядит погибающим. Однако это по-прежнему хорошая картина, особенно если вы не смотрели всю фильмографию автора. Но я бы хотела, чтобы режиссер наконец вышел из своей зоны комфорта, и подарил зрителю что-то разительно новое.

Общий визуал картины как всегда на высоте. У автора есть свой взгляд на маленькие и приземленные моменты жизни, в которые он вкладывает энергию, прорисовывая все до мелочей. Синкай все больше экспериментирует с сочетаниями 2D и 3D анимации, и я чувствую, что сейчас он склоняется в пользу 3D. Это и к лучшему, и к худшему одновременно. Ведь его 3D выглядит дорого и качественно, но мне все равно не хватает очарования его раннего 2D.

В итоге, «Судзумэ, закрывающая двери» уж слишком похожа на предыдущие работы Синкая: тема выживания во время стихийных бедствий и поворот истории в конце фильма снова связаны с путешествием во времени. Сюжет также показался мне немного плоским: знания об устройстве мира бедствий не очень хорошо объяснялись, и зритель был вынуждены принять многие моменты истории такими, какие они есть. Вышла неплохая и очень красивая работа, но явно не та, которую захочется пересматривать или обязательно рекомендовать к просмотру другим.

Этот блок временно не поддерживается

Еще больше Макото Синкая тут:

13K13K показов
5.9K5.9K открытий
11 репост
88 комментариев

Забавно, написано, как-будто читал рецензию о Дитя погоды,

Ответить

Надо самому посмотреть конечно, но звучит так, как будто после 5 сантиметров и Сада, Синкая больше не стоит смотреть, разве что картинкой полюбоваться.

Ответить

To be honest, история очень похожа на комбинацию Дитя погоды и Твое имя

Ответить

Я правильно понимаю, что суперсладкий бишонен в главных ролях 99% фильма провел в виде стула?

Ответить

Большую часть. Но не весь фильм. От вас тут нагло скрыли, что даже будучи живым стулом Сота заботился о Судзумэ и дважды спас ей жизнь. А во второй части кульминации уже после того, как Судзумэ спасла Соту в мире Вечности, он ещё больше заботы о ней проявил и много нежности. Авторша очередного обзора-разбора ещё и умудрилась не увидеть любовь Судзумэ и Соты, показанную в фильме.

Ответить

Именно. Поэтому можете смотреть первые минут 15 и самую концовку

Ответить

это финальная часть трилогии катастрофПочему именно трилогии? Он где-то оговаривался, что больше такого не снимет?

Ответить