Vox: Тёмная сторона японской аниме индустрии

Аниме приносит более 19 миллиардов долларов в год. Художники едва выживают на своих заработках.

Vox: Тёмная сторона японской аниме индустрии

За период с 2002 по 2017 год объём рынка японской индустрии анимации удвоился и составляет более 19 миллиардов долларов. Но за внешним успехом аниме скрывается тревожная экономическая реальность: многие аниматоры бедны, а их условия труда могут привести к истощению и даже самоубийству.

Напряжённость между жестокой структурой индустрии и художественным идеализмом аниме вынуждает художников подвергаться эксплуатации во имя искусства, разрешения пока не предвидится.

Создание нарисованной от руки анимации требует умения, и опыта, чтобы делать это быстро. Синго Адати, режиссёр анимации и дизайнер персонажей популярного аниме «Sword Art Online», отметил, что нехватка талантов является постоянной и серьёзной проблемой — ежегодно одних только анимационных сериалов в Японии производится около 200, умелых аниматоров на всех не хватает. Студии полагаются на большую группу по сути не оплачиваемых фрилансеров, увлекающихся аниме.

Должность начального уровня в производстве аниме представлена художниками-фазовщиками, как правило фрилансерами. Именно они создают всю последовательность рисунков для раскадровки, которую подготавливают режиссёры. За создание компоновочного рисунка (ключевые кадры) для каждой сцены отвечают художники-прорисовщики.

Фазовщики получают около 200 иен за один рисунок — немногим меньше 2 долларов. Такие расценки были бы не так плохи, если бы каждый художник мог выдавать под 200 рисунков в день, но на один лист может уходить больше часа. Не говоря уже о повышенном внимании к деталям в аниме, которым в целом пренебрегают в западной анимации, таким как еда, архитектура, ландшафт. Для работы над ними может требоваться в 4-5 раз больше времени.

Даже если вас повысят до художника-прорисовщика, вы не будете много зарабатывать. И даже если ваш сериал пользуется огромным успехом, таким как «Атака Титанов», вы ничего не будете иметь с этого. ... В этом заключается структурная проблема аниме индустрии.

Синго Адати, Режиссёр анимации, дизайнер персонажей

Условия работы тяжёлые, аниматоры часто засыпают на своём рабочем месте. Генри Турлоу, американский художник-аниматор, проживающий и работающий в Японии, рассказал BuzzFeed News о том, как его неоднократно госпитализировали в связи с переутомлением.

В мае этого года студию Madhouse обвинили в нарушении трудового кодекса: сотрудник рассказал о том, как пришлось работать без единого выходного в течение 37 дней, а количество рабочих часов за месяц составило 393. Случай самоубийства аниматора в 2014 связали с его работой после того, как следователи выяснили, что он работал свыше 600 часов в месяц, что и привело к его смерти.

Отчасти студии используют труд фрилансеров, чтобы не беспокоиться из-за трудового кодекса. Поскольку фрилансеры выступают независимыми подрядчиками, компании могут устанавливать им изнурительные сроки, вместе с тем экономя средства путём непредоставления льгот.

Проблема производства аниме в том, что на его создание уходит слишком много времени. [Рабочий процесс] невероятно тщательный. Одна сцена требует участия 3-4 аниматоров. Я выполняю черновой эскиз, затем его проверяют двое других людей — старший аниматор и режиссёр анимации. После чего рисунок возвращается ко мне и я довожу его до чистового. Затем он отправляется фазовщику, который довершает работу.

Zakoani, Аниматор из Studio Yuraki и Douga Kobo

Согласно Ассоциации создателей японской анимации (JAniCA), средний годовой доход аниматоров составляет 3,3 миллиона иен в год, порядка 35% получают до 1,5-3 миллионов иен в год. По данным опроса, проведённым японским ресурсом по поиску работы «Дода», среднегодовая зарплата в Японии составляет около 4,24 миллионов иен.

Честно говоря, в молодости я страдал. К счастью, моя семья из Токио, так что я мог жить с родителями и хоть как-то сводить концы с концами. В качестве художника-фазовщика я зарабатывал 70000 иен в месяц.

С. К., Аниматор и дизайнер персонажей, пожелавший остаться неназванным

Структурная несправедливость в индустрии аниме берёт своё начало от Осаму Тэдзуки, именно он был ответственен за нескончаемый поток инноваций и прецедентов. Когда в начале 1960-х годов телекомпании не хотели рисковать с анимационными сериалами, Тэдзука значительно занизил стоимость своего сериала, чтобы тот попал в эфир.

В сущности, Тэдзука и его компания собирались понести убытки с сериалом «Могучий Атом». Они планировали восполнить их с помощью продаж игрушек, фигурок, мерчендайза, фирменных конфет. ... Но из-за того, что подобный подход сработал, он приобрёл статус-кво.

Майкл Крандол, Доцент Лейденского университета

Mushi Prodaction восполнила дефицит, а сериал стал успешным. Но Тэдзука, сам того не ведая, создал опасный прецедент, не давая возможности зарабатывать прожиточный минимум тем, кто пошел по его стопам. Дайана Вей Льюис в своём недавнем исследовании отметила, что женщины, зачастую работавшие над анимацией из дома, подвергались большей эксплуатации и получали меньшую оплату.

В настоящее время, когда производственные комитеты устанавливают бюджет для сериалов, они следуют давно сложившемуся порядку сохранять затраты на низком уровне. Доход распределяется между телекомпаниями, издателями манги и производителями игрушек. По словам Крандола, головные компании зарабатывают на сопутствующих товарах, но бюджет рядовых аниматоров складывается отдельно.

Эти расценки нелепы, потому что они до сих пор основываются на подходе Тэдзуки. В то время рисунки были очень простыми... Круглая голова и глаза в форме точек. Возможно, удавалось нарисовать промежуточные фазы за 10 минут. В таком темпе я смог бы подзаработать денег... Сейчас от рисунка в японской анимации требуется детальность. За час работы ты получаешь 2 доллара.

Генри Турлоу, Аниматор студии D'ART Shtajio

Исторически сложилось, что мерчендайзинг приносил больше дохода, чем телевизионные сериалы или кинотеатральные фильмы, но в связи со стремительно возросшей популярностью аниме за границей, большую часть дохода стало приносить само аниме. Зарубежные доходы видео составили почти половину от совокупных доходов в 2017 году. Несмотря на это, скудные бюджеты и неприемлемые зарплаты сохраняются.

График доходов внутреннего и зарубежных рынков
График доходов внутреннего и зарубежных рынков

Когда западные компании, такие как Netflix, выходят на аниме рынок, они платят по давно устоявшимся копеечным расценкам. Телеканалы, производители мерчендайза и зарубежные стриминговые сервисы получают прибыль, оставляя не только отдельных аниматоров испытывать трудности, но и целые студии.

Тэруми Нисии, дизайнер персонажей и режиссёр анимации «JoJo's Bizarre Adventure: Diamond Is Unbreakable» выразила настоятельную рекомендацию:

Не важно, как сильно вам нравится аниме, не рекомендуется приезжать в Японию и участвовать в работе над ним. Потому что индустрия анимации обычно перегружена работой.

Адати согласился: "Честно говоря, я бы не советовал... У этой индустрии пирамидальная структура, где многие люди из нижней части работают, чтобы поддерживать нескольких из верхней."

Аниматоры несут на себе почти невыносимую ношу ради красивой картинки, нарисованной от руки. Ради пышных оладьев, роскошных видов заката и путешествий сквозь время, пространство, жанры и культуры. За всё, что вы смотрите и любите расплачиваются аниматоры.

Несмотря на это, они продолжают рисовать.

1616 показов
19K19K открытий
375 комментариев

Если у них серьезная нехватка кадров, то несколько одновременных забастовок в студиях могли бы помочь? На аниматорах же все держится, они способны взять в заложники производственный процесс.

Ответить

Это бы сработало, не будь они японцами.

Ответить

Как показывает практика - всегда найдется тот, кто согласится работать. Точнее, там остались лишь те, кто согласен на подобные условия работы. Из-за призрачного шанса пробиться, из-за идейного фанатизма и т.д. Всё, кто был умнее, те свалили поработав немного, либо узнав условия и оплату, послали нахер аниме- индустрию сразу. Это как финансовая пирамида - всё держится на наивности людей. Никто никого не загоняет, люди самое паршивое, добровольно идут на это.
То есть ты можешь бастовать, бороться, но студии всегда найдут новых штрейкбрехеров, а тебя выкинут на мороз.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Они просто наймут китайцев и всё, впринципе.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Может помочь, но объективный страх потерять хотя бы такую работу после первого слова о забастовке сильно влияет.

Ответить