{"id":3879,"url":"\/distributions\/3879\/click?bit=1&hash=3ae3cc7f0de7b3e8392a20caa7b030b077b14da533fc17553614433c391a1402","title":"\u041a\u0443\u0434\u0430 \u0443\u0442\u0435\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443?","buttonText":"\u041a \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c","imageUuid":"f14d918a-59c9-5701-b718-30025e0ce469","isPaidAndBannersEnabled":false}

Ёсиура Ясухиро — из короткого метра в полный

Слышали ли вы когда-нибудь о режиссере-одиночке, который создавал свои первые ленты у себя дома на компьютере и даже озвучивал часть персонажей самостоятельно? А еще его пример вдохновил других молодых режиссеров заняться тем же, и опираясь на свой успех он отбросил мейнстримовый путь в анимационную индустрию и создал собственную студию, чтобы не ограничивать себя в творчестве. А что, если все это не про Макото Синкая?

Ёсиура Ясухиро младше Синкая на семь лет, но свой творческий путь начал почти одновременно с ним. Родился он на Хоккайдо, а вот вырос уже в Фукуоке — префектуре на острове Кюсю. Таким образом, он пересек всю Японию, и переехал с самого северного острова на самый южный, не считая Окинавы. Неизвестно, как это повлияло на его творчество, но в его ранних работах много снега, как на Хоккайдо, а в более поздних — много солнца и моря, как на Кюсю. В отличие от многих режиссеров аниме, которые с выбором профессии определились еще в школе, у нашего героя все было не так. Он мечтал стать писателем, а позже, увлекшись театром, уже драматургом. Попробовав себя в старшей школе в качестве театрала, Ясухиро убедился, что это не его путь и обратил внимание на свою вторую страсть — компьютерные игры. Он решил научиться создавать их и пошел обучаться на 3D-аниматора в местный университет.

Mizu no Kotoba

Достоверно неизвестно, как и почему наш герой переключился с игр на аниме, но уже в 2000 году появилась его первая работа, под названием Noisy Birth. Она представляет собой довольно абстрактный музыкальный клип, ничего не говорящий о творческом поиске Ясухиро, и мы упоминаем ее только для хронологической достоверности. В следующем году вышла более интересная лента — Kikumana. Это черно-белый короткометражный ролик, почти без слов, но уже с сюжетом. Несмотря на общую артхаусность, которая не добавляет понимания, это произведение создает ощущение одиночества, замкнутости и поиска обрывков воспоминаний. Тоскливую картину довершает падающий снег. Кроме того в этой короткометражке Ясухиро впервые применил прием, присутствующий во всех его ранних работах: это демонстрация сцены от первого лица, как бы глазами персонажа. Возможно, так аукнулось его желание заниматься играми, где часто используется такая подача, и он перенес ее в свою анимацию. Уже в следующем году он создал Mizu no Kotoba — короткую фантастическую новеллу про посетителей необычного кафе и небольшие истории, которыми они делятся между собой. Это произведение вышло в цвете и по тональности оказалось намного веселее, чем предыдущая работа. Сюжет также стал сложнее и интереснее: у персонажей появились голоса и история разворачивалась больше через диалог, чем образами, как в предыдущих работах. По духу новое произведение больше напоминало классический рассказ золотой эры фантастики. Эти три первые короткометражки создавались во время учебы. Интересно, что на официальном сайте режиссера, они почти не упоминаются и их даже нет в списке его работ. Отметим, что идеи и образы из Kikumana и Mizu no Kotoba еще вернутся в других произведениях режиссера. Но не будем забегать вперед.

Pale Cocoon

Еще в вузе Ясухиро начал новую короткометражную ленту Pale Cocoon, которая в будущем принесет ему первую известность. Для работы над ней он создал собственную студию Rikko и стал в ней единственным аниматором. Новая короткометражка увидела свет в 2006 году. Она расширяла и поясняла идеи заложенные в Kikumana. Множество визуальных элементов, выполненных, правда, на более высоком техническом уровне, перекочевали из старой в новую работу. Появился оригинальный сюжет, написанный, как и для всех предыдущих произведений, самим режиссером. В Pale Cocoon как и в Kikumana зрителей преследует ощущение одиночества героя, вместе с ним мы ищем обрывки воспоминаний, и его глазами смотрим на часто идущий снег, несмотря на то, что все действие разворачивается на подземной базе. Тоскливое окружение, приглушенные цвета создают чувство угнетенности, безрадостности и бесперспективности будущего. Но постоянная тяга к поиску чего-то важного в обрывках старых воспоминаний приводит главного героя к очень интересному открытию. Возможно, именно развязка сюжета так потрясла зрителей, что заставила говорить о появлении нового мастера.

Time of Eve

Новая лента распространялась через интернет и довольно ограниченно выходила на DVD. Но сборы от нее оказались достаточными, чтобы уже в следующем году началась работа над серией короткометражек под названием Time of Eve. На этом этапе Ёсиура понял, что невозможно продолжать делать всю анимацию в одиночку, без потери темпа производства, и начал нанимать первых помощников. Time of Eve, также созданная по оригинальному сценарию, превратилась в шестисерийный сериал, выходивший он-лайн. Эта работа исследовала тему взаимоотношений человека и андроидов, то, как жестоки могут быть люди и как человечны могут быть роботы. Режиссер показывает небольшие истории, разворачивающиеся в кафе, позаимствованном из ленты Mizu no Kotoba, и погружающие зрителя в умиротворенную задумчивость. Если вы не знакомы с творчеством Ясухиро и у вас нет времени для просмотра всех работ, достаточно посмотреть Time of Eve, чтобы понять, за что его любят и ценят. Работа стала очень, очень известна и популярна. Она входила в тройку самых просматриваемых роликов на японских сервисах. Права на нее купил Apple и распространял через iTunes по всему миру, из-за чего ее не смогли лицензировать, например в России. Каждую серию продавали в виде отдельного DVD и его выход становился целым событием.

Примерно в это время на молодого и яркого режиссера обратили внимание в студии Khara и пригласили поработать над фонами в Evangelion: 2.0 You Can (Not) Advance. В будущем у Ясухиро и студии будет еще несколько коопераций. А тем временем популярность Time of Eve продолжала расти и было решено сделать полнометражную адаптацию для кинотеатров. Специально для нее были дорисованы сцены, лучше объясняющие сюжет и избавляющие от некоторой недосказанности оригинального сериала.

После такого успеха было понятно, что режиссер состоялся и появление новых работ — только дело времени. Но взялся он не за полный метр, а за серию короткометражек, которые стали прологом к полнометражной Sakasama no Patema. Эти короткометражки представляли собой первые 30 минут ленты, разделенные на четыре отрезка, и должны были подогреть интерес публики к новому аниме. С этой задачей они отлично справились, вот только планка ожиданий у зрителей, особенно на фоне предыдущей работы, оказалась очень завышена. В новом аниме все оказалось буквально перевернуто с ног на голову, ведь весь сюжет крутится вокруг отношений между молодой девушкой и парнем, которые разделены не только культурой и верованиями, но и самой гравитацией, действующей для них в разные стороны. Этот сюжетный прием можно принять за аллегорию на барьеры, которые разделяют людей и не дают взглянуть на мир одинаковым взглядом. Идея интересная и несколько раз заставит перевернуть точку зрения зрителя, пытающегося определить, где верх, а где низ в этом мире. Кроме любовной линии поднимаются еще и социальные вопросы, в том числе: могут ли люди с диаметрально противоположным взглядом на мир понять друг друга и прийти к согласию? Все это давало хорошую заготовку для интересной истории и любви зрителей. Но, к сожалению, было несколько нюансов. Первый — завышенные ожидания, второй — в короткометражках общее настроение всей ленты не успело раскрыться и настраивало зрителя на немного другой лад. Ну и третий по счету, но наверное, первый по важности, это вторичность идеи. Sakasama no Patema вышла на большие экраны в 2013 году, короткометражки появились в сети в 2012. Но еще до этого увидела свет франко-канадская лента «Параллельные миры» с похожей идеей. Было ли это заимствование или параллельная работа над схожими сюжетами, но эти ленты все время сравнивают. Sakasama no Patema — красивая, интересная работа, но она не стала тем шедевром, на который все рассчитывали, это повлияло на оценки и отзывы критиков.

Harmonie

После этого, в 2014 году Ёсиура Ясухиро, вернулся к короткому метру и поучаствовал в проекте Anime Mirai от агентства по развитию культуры при правительстве Японии. Этот проект призван поддержать молодых и талантливых аниматоров. В его рамках наш герой реализовал новую короткометражку под названием Harmonie. Это история про простого японского школьника и не совсем простую японскую школьницу, созданная по оригинальному сценарию режиссера. Несмотря на простой антураж, в ленте присутствуют роботы, музыка и легкая грусть по воспоминаниям, которых быть не должно. Похоже, что эти темы очень заботят режиссера.

Bureau of Proto Society

На этом эксперименты с коротким метром не прекратились, а продолжились уже под крылом студии Khara для проекта Japan Animator Expo. В рамках этого сотрудничества в 2015 году вышли две короткометражки: Power Plant No. 33 и Bureau of Proto Society. Первая — это простенькая зарисовка на тему “кайдзю наоборот”, в котором на город нападает огромный робот, а кайдзю его в некоторой мере защищает. А вот вторая — просто прекрасная сатиристическая зарисовка о комитете историков, которые по обрывкам старых данных пытаются востановить причину гибели Земли. Она перекликается с темой Pale Cocoon, вот только теперь это не серьезное произведение, а комедия. Кроме всего прочего, в ее создании участвовала еще и студия Trigger.

В 2016 году, для сборника Japan Animator Expo было решено сделать спешл, и не простой, а перезапуск легендарной Mobile Police Patlabor Reboot. В работе над этой лентой Ёсиура смог познакомиться с такими мэтрами как Кадзунори Ито, (сценарист Patlabor: The Movie, Ghost in the Shell, Avalon и всей серии .hack) и Кэндзи Каваи (композитор для Patlabor, Ghost in the Shell, Sky Crawlers и еще десятков работ), не говоря уже о Хидеаки Анно (режиссер The End of Evangelion, сооснователь студий GAINAX и Khara). Присутствие классиков на проекте видимо оказывало свое давление, поэтому в сюжете и подаче экспериментов практически не было. Все изменения относительно оригинала коснулись только дизайна персонажей и фонов — они стали более современными. Хотя фанаты серии могут подметить и другие отличия.

Sing a Bit of Harmony

На этом нужно закончить рассказ о прошлых работах режиссера и обратить свой взор в будущее. Ведь уже в этом 2021 году выходит его новая полнометражная работа Sing a Bit of Harmony. Это история о девочке, которая переводится в новую школу и там заводит себе друзей, благодаря своему умению петь. Завязка не самая остросюжетная, а сам режиссер по этому поводу говорит, что аниме про школу — это не просто вытоптанная дорожка японской анимации, а настоящая автомагистраль, где очень тяжело рассказать новую историю, но все же он попробует.

Вот таким самобытным и интересным режиссером перед нами предстает Ёсиура Ясухиро — молодой мастер короткого метра с амбициями создавать оригинальные полнометражные работы, нереализовавшийся писатель и отличный сценарист, привносящий в современную анимацию сюжеты, близкие классической фантастике золотого века по духу и поднимаемым темам.

0
4 комментария
bombist

Жду Sing a Bit of Harmony, трейлер понравился. Нужно будет глянуть что-нибудь от этого режиссёра.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Перминов

Время Евы нужно допиливать. Договаривать. Раскрывать. Снова вижу, как годная тема брошена, так как автор упёрся в потолок своего кругозора, и вместо того, чтобы отвлечься от производства, почитать серьёзные книги и подумать, просто пишет финал и сваливает.

Ответить
Развернуть ветку
Fain Gone

Интересный персонаж, после прочтения посмотрел Bureau of Proto Society веселая короткометражка и еще надо будет Патэму посмотреть, а то давно уже лежит пылится в закладках.

Ответить
Развернуть ветку
[Unknown]

Pale Cocoon и Sakasama no Patema - очень годный тайтлы, особенно первый. Многократно их пересматривал. Eve no Jikan не особо зашёл, хотя впечатления от него в основном положительные.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null