Альфавиль: ненаучная не фантастика

Альфавиль: ненаучная не фантастика
Альфавиль: ненаучная не фантастика

Годар, Годар, Годар, Годар, Годар, Годар, Годар, Годар, Годар, ГОДАР! Да, и в правду, Годара много не бывает, проверено на практике. Впрочем, на вопрос «Почему?», есть конкретный ответ – разнообразие. Фильмы Годара, являющие собой неотъемлемую часть течения Новой французской волны, радуют нас, как кинозрителей, за счёт нестандартного подбора тем и своей разнообразности. Конечно, если вы вобьёте в любой интернет-поисковик имя французского режиссёра «новой волны» Жана-Люка Годара, то вам в первую очередь выбьет прямо в лицо список мрачных экзистенциальных и социальных драм про эмансипацию женщин через проституцию и прочие там творческие кризисы, с обязательным для таких сюжетов лёгким, чаще всего не очень, автобиографизмом. Однако существует и другой Жан Люк-Годар – бунтарь, экспериментатор, капризный революционер и просто весельчак. Я если честно, привык видеть этого режиссёра во втором его агрегатном состоянии, благодаря картинам вроде «Китаянки», «Женщина есть женщина», «Карабинерам» и всеми позабытому «Альфавилю». О последнем, я сегодня и предлагаю растечься по древу нашей мыслью.

Вообще, стоило бы мне сперва сказать, что «Альфавиль» для меня знаковый фильм. Не потому, что он как-то перевернул тогда для моего ещё совсем юного ума, мир кино и поставил его с ног на голову. Нет, вовсе нет, любезные мои зрители. «Альфавиль» – это первый фильм «новой французской волны», который я посмотрел, только узнав о самом течении. И знаете, начинать смотреть столь знатное и широко всеми критиками оценённое течение в кино с какого-то там малоизвестного экспериментального фильма режиссёра передовика – решение, сродни начать своё знакомство с длинной многолетней серией ролевых игр, с глубоким лором и сюжетом длиной в несколько поколений, с какого-то там второстепенного спин-оффа. Почему мой выбор пал именно на эту картину, сейчас сказать точно не могу, вероятнее по тому, что я тогда, в свои 15, читал антиутопии, а «Альфавиль», как не странно, – это антиутопия? Ну ладно, кому это всё интересно, мы тут все ради одного – самого фильма.

Альфавиль: ненаучная не фантастика

«Альфавиль» 1965 года выхода Жана Люка Годара рассказывает нам про секретного агента Внешнего мира детектива Лемми Коушена, прибывшего в футуристический город будущего Альфавиль, под личиной журналиста газеты «Фигаро правда» Ивана Джонсона, с целью расследования пропажи прошлого агента, отправленного на данное задание – Генри Диксона. Пережив радушное приветствие в виде покушения на свою жизнь, наш агент 003 таки находит того самого Диксона. Коушен узнаёт от того, что Альфавилем правит профессор фон Браун и его творение, компьютер с искусственным интеллектом Альфа-60, объявившие Альфавиль – городом чистого рационализма, где все жизненные функции и действия горожан жёстко отрегулированы с целью поддержания всеобщего блага. Любовь, романтика и поэзия запрещены, а проявления каких-либо чувств и эмоций караются незамедлительными и беспощадными репрессиями. Также по ходу сюжета наш главный герой знакомится с Наташей, сыгранной музой режиссёра Анной Кариной, дочерью зловещего доктора Носферату, по совместительству являющегося тем самым профессором фон Бауном. И не поверите, но наш рыцарь в стильном пальто детектива одиночки и фетровой шляпе, прибывший в Альфавиль на своём Ford Galaxie, учит красавицу принцессу давно позабытому в этом городе слову любовь, побеждает мегакомпьютер Альфа-60 при помощи своего нафталинового мачизма, родом из 40-х, и увозит Наташу фон Браун под звуки глобального коллапса технократического режима Альфавиля в свет автострадных фонарей.

Альфавиль: ненаучная не фантастика

И это все? Так просто? Больше вопросов у вас, мои дорогие зрители, должно порождать то, что видеоряд, использованный нами, ни на кадр, не совпадает с пересказанным мной примитивом. Да, вы ничего не упустили и не пропустили, это и есть сюжет картины. Совсем другое дело, что Годар намеренно добивался подобной реакции от зрителя. Суть тут в том, что «Альфавиль» – это пародия на научную фантастику, ярко взорвавшуюся на киноэкранах и особенно ТВ-экранах в те лета. В концепции самого Альфавиля как города невооружённым взглядом заметно подглядывание в сторону знаменитого американского сериала «Сумеречная зона», золотая эпоха которого пришлась на 50-е. Правда, как для пародии, смеяться тут негде, фильм на удивление серьёзен и выдержан в своей приземлённой стилистике. Вместо космического рейнджера в фаллическом скафандре с бластером на перевес мы получаем умудрённого горечью жизни мрачного частного детектива Лемми Коушена, сыгранного американской звездой гангстерского кино – Эдди Константином, прямо со страниц бульварных романчиков Питера Чейни. Заместь обтянутой сверкающим латексом принцессы пришельцев Барбареллы с обязательным глубоким вырезом в районе декольте мы видим дуэт элегантной Анны Кариной и её красивейших длинных ресниц, ни в одном другом фильме не выглядевший так обворожительно. А на замен фантасмагоричным бластерным баталиям на космических дредноутах мы вынуждены созерцать типичную для, в будущем жанра автомобильного порно, погоню на французских легковушках, как один бампер похожих на наши советские волги и москвичи. И так во всём. Годар со всей ответственностью разбирает на запчасти все штампы и набившие оскомину на наших киноманских клыках клише. Режиссёр решил, раз дексонструировать так деконструировать аж до костного мозга. От того и сюжет похож не на самого себя, а на свой ранний черновой вариант, с временно выбранными, неказистыми именами героев, вроде того же доктора Носферату, привет Мурнау, и дурацкими наименованиями и явлениями, взятыми будто из настольных романов антиутопий. Та же до гомерического смеха сентиментальная история с исчезающими из словаря словами любовь, нежность и удовольствие, явно перелицованная и поданная в лайт варианте идея новояза из «1984». Или концепция стерильного изолированного общества с утилитарным бытом, роднящая фильм с пьесой Владимира Маяковского «Клоп», а точнее с её постановками и прочтением на Западе, где антимещанская басня о новом коммунистическом быте превратилась в произведение с гуманистическим и технофобским посылом. Не забыл Годар и ссылаться на историческую реальность Франции. Доктора фон Брауна назвали в честь Вернера фон Брауна, немецкого, а затем американского, инженера, основоположника ракетостроения. Олды должны помнить, что в честь него назван космический корабль в System Shock 2. Ну а отель из фильма – это отель Континенталь, в котором в годы оккупации расквартировалось Гестапо, что в очередной раз проводит нужные параллели между рационализмом Альфавиля и германским нацизмом. В ткани фильма прямо видно, как Годар копошится своими ручонками во вскрытом теле наивной научной фантастики 50-х, выбрасывая какие-то жизненно важные органы и пришивая инородные реминисценции. Оголённая нарративная структура в центр которой поставлены персонажи архетипы: крутой детектив одиночка, роковая красавица, её отец – злой гений создавший Альфавиль, холодный искусственный интеллект утилитарист. Годар одновременно и смеётся, и восхищается жанрами, которые имитирует его фильм. Под конец ленты, сюжетная составляющая вообще сливается в полнейшею несуразицу и фарс с мутантами, искусственным интеллектом и далёкими галактиками. Таким образом, Годар добивается полярного эффекта с массовым кино, в котором люди говорят серьёзные вещи на фоне красочных и по-детски сказочных сюжетных перипетий и картонных декораций иных миров. Его же герои несут белиберду, которую в привычном научно-фантастическом фильме мы сочли б за нечто важное, в то время как окружение скорей подходит отстранённому и циничному фильму нуар направления.

Альфавиль: ненаучная не фантастика

Кстати, о нём. В чём Альфавилю не откажешь, так это в его чарующей стилистике и атмосфере. Здесь нет ничего фантастического, либо же необычного, только ночной Париж и ракурсы камеры Рауля Кутара. Чёрно-белое изображение добавляет дополнительной фактурности и объёмности кадру. Только посмотрите на эту игру со светом... [тут вставка в видео]

Альфавиль: ненаучная не фантастика

Постановщикам удалось создать особое пространство футуристического мегаполиса от чего фильм по сей день, за глаза, считается иконой направления Неонуар. Правильно, именно этим фильмом Годар произвёл на свет подобное направление, приставку которого сегодня лепят куда не попадя, ещё за почти 10 лет до того, как этим стал промышлять вплотную Новый Голливуд. Каким бы неподражаемым Альфавиль не был, но что парадоксально – оглядываясь назад, можно сказать, что он заимел множество последователей и подражателей. Взять хотя бы дебютный фильм Даррена Аронофски «Пи», где мотив математики, грязного чёрно-белого изображения и алгебраических формул доходит до своего пика. В антиутопическом аспекте вопроса на Альфавиль будет равняться Джордж Лукас в своём дебютном THX-1138. Ну а сценарный троп с треугольником: циничный детектив, роковая красавица с по-детски чистым взором на мир и авторитарная персона отца девушки, создателя мира в котором герои существуют – ещё не раз послужит сюжетным скелетом, как для кино, так и для видеоигр.

Альфавиль: ненаучная не фантастика

Альфавиль – это пример того, как из недостатка средств и особого авторского виденья можно сделать отличительную черту фильма и создать поистине культовое кино, которое я и вам желаю посмотреть. На этом вынужден распрощаться с вами мои дорогие зрители и пожелать хорошей ночи и удачи, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш канал.

1717
Начать дискуссию