«Ненастоящий» детектив. Обзор фильма «Воспоминания об убийстве» – «Salinui chueok» (2003)
Скажу сразу, что до просмотра этого фильма, я не был знаком с творчеством Пон Джун-Хо, а также с корейским кинематографом в целом. Но после просмотра «Воспоминания об убийстве» захотелось погрузиться в мир корейского кино с головой, настолько этот фильм меня впечатлил. Эта картина отличается от всех голливудских детективов, просмотренных мной ранее, она настолько выбивается из жанра «детектив», что и детективом то ее назвать трудно, все настолько неправильно, неудобно и несуразно.
Это кино в первую очередь о безысходности, о несправедливости, безнаказанности, с которой ничего нельзя сделать в силу действительности и ситуации в стране, почти полном отсутствии технологий, квалифицированных кадров для раскрытия преступлений, ну и, конечно, личных качеств самих персонажей. Но обо всем по порядку.
Сюжет
В небольшом городке Хвасон находят несколько девушек, убитых маньяком-извращенцем. Детектив и его помощник берутся за это дело, используя свои старые проверенные методы, которые кажутся им весьма эффективными в раскрытии такого рода преступлений, а именно запугивание, унижение и жестокое избиение каждого из подозреваемых. Позже, в поддержку к ним прибывает молодой детектив из Сеула, который кажется на фоне остальных полицейских просто гением, пытаясь строить теории, используя для этого документы, улики, и кое-какую дедукцию. Но убийства почему-то продолжаются…
Южная Корея, 1986 год
Это время правления «Пятой республики» Южной Кореи, период, который характеризовался попытками реформ, попытками заложить основы для стабильного развития демократии. Однако этот период также являлся авторитарным, и в фильме очень грамотно показаны настроения Кореи этого времени: вспыхивающие волны массовых акций протеста, нищета, жестокость и некомпетентность правоохранительных органов.
В «Воспоминаниях об убийстве» на фоне можно увидеть акции протеста студентов и постоянные занятия в школах по гражданской обороне. Прототипом этому послужила «Июньская демократическая борьба» - общенациональное движение, которое было вызвано недовольными студенческими группировками.
Картина основана на реальной истории серии убийств женщин в 1986 – 1991 годах. Преступник насиловал женщин, после чего связывал их, душил и оставлял с кляпом во рту. Хвасонские серийные убийства – крупнейшее уголовное дело в истории Южной Кореи, в котором насчитывалось более 21 000 подозреваемых.
Чувство безысходности
Так почему же этот фильм вызывает такое чувство безысходности? А потому что, маньяк в этом фильме не является каким-то преступным гением, как может показаться на первый взгляд, да, он почти не оставляет улик, свидетелей произошедшего почти нет, он простой насильник-психопат, для поимки которого хватило бы элементарных вещей, которые мы привыкли видеть в большинстве детективов.
Например, не уничтожение всех улик на месте преступления толпой зевак и недополицейских, своевременное прибытие бригады экспертов, отсутствие личных склок и неприязней друг к другу во время расследования, возможность проведения теста ДНК в самой Корее, а не ожидание результатов из Америки из-за катастрофической отсталости в технологиях. Этот список очень обширен, можно продолжать очень долго.
Но когда в Хвасоне преступления принято раскрывать при помощи игры в «гляделки» (ведь детектив считает, что у него глаза шамана и он видит людей насквозь), а также парой-тройкой ударов тяжелым берцем по очередному умственно отсталому подростку или работяге, любой осторожный преступник кажется злым гением.
Даже когда кажется, что у детективов на руках все карты, и они каким-то образом приблизились к поимке преступника, палки в колеса вставляют обстоятельства или, например, полный бардак на радиостанции, или такая мелочь как заглохший автомобиль.
И на фоне всего этого, ты видишь, как детектив превращается в социальную драму, ты смотришь на этих уставших полицейских, реакцию обычных граждан, которые обвиняют их в бездействии, смотришь и понимаешь, что момент надлома каждого из них очень близок.
Заключение
2003 год. Бывший детектив возвращается на первое место преступления. Финальный диалог, я думаю, подтверждающий мои слова и мысли: детектив спрашивает девочку о том, как же выглядел человек, которого она видела, возможно, он представляет себе какого-то монстра, какого-то зверя, неуловимую тень, на которую было потрачено столько времени и сил, девочка отвечает «Ну… Как обычный человек». Лицо детектива крупным планом. Попытка разглядеть убийцу среди зрителей. Занавес. Хочу еще.
P.S. Ли Чун Чжэ
Серийный убийца Ли Чун Чжэ, будет найден только в 2019 году, уже находясь в тюрьме за убийство своей невестки, с возможностью условно-досрочного освобождения через 20 лет. Несмотря на найденные улики ДНК и признательные показания, Ли не будет привлечен к ответственности за убийства в Хвасоне из-за истечения срока давности.
Самое смешное что убийца и в правду был среди зрителей. Когда убийцу поймали в 2019 году, он сказал что видел фильм в тюрьме.
А как по мне, он достаточно слабоват. "Я видел дьявола" мощнее.
Комментарий недоступен
Да не такое уж и разное, на самом деле. Я много корейского смотрел, названия вот только забыл, каюсь. И после просмотра 20-30 фильмов решил, что надо и классику же посмотреть. Расстроился.
Тем не менее, кинематограф у них прекрасный.
"Я видел дьявола" не детектив же. Посоветую глянуть "Гангстер, коп и дьявол" и "Желтое море". Вот их можно сравнивать
Все смотрел, разумеется.
Наверное, мой самый любимый фильм из вообще всех.
Комментарий недоступен
Хороший фильм,
Сон Кан-хо как обычно крут - но финал показался смазанный имхо.
Неделю назад только посмотрел и был под впечатлением.
Концовка у фильма конечно полный разъёб. После просмотра ещё долго думал об этой истории.
величайший фильм в своем жанре. после этого корейское кино изменило мою жизнь
только "обзор чего", а не "обзор на что"
Хм, да, ошибся, согласен, никогда даже не задумывался, что это неправильная форма
Спасибо)
Наиболее близкое к этому фильму: The Chaser, Орудия убийства, Зверь
Чернуха ради чернухи, как у нас в 90-е любили снимать.
Комментарий недоступен
Так это не рецензия, а моё мнение о фильме. Или тут только хвалить надо? У корейцев есть фильмы и получше.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Отличный фильм.
Вчера посмотрел, понравился. Показ жестоких и несправедливых поступков полицейских, а так же слабость в решении подобных проблем самой полиции показана так реалистично, что правда во всё верится без труда и ты понимаешь, что так оно и есть. Больше всего понравилась начальная сцена фильма и концовка. В начале впечатлило то, как показано сопоставление того, что видит и понимает полицейский, и обычных ребят, которые дразнят и не в курсе всего происходящего. А концовка хороша тем, что окончательно показывает результат безпомощности полиции. После фильма можно ещё посмотреть документальный фильм Дудя про то, как в России пытают, та самая система, которая была показана в фильме существует до сих пор и не только в Корее.
Ммм корейские триллеры.
Поехали:
Преследователь (!)
Монтаж
Избави нас от лукавого
Воспоминания убийцы
Ночь воспоминаний (!)
Сочувствие господину месть
Сочувствие госпоже месть
Мать
Я видел дьявола (!)