Что такое эффект Кулешова?

Как сопоставление двух разных кадров может придать сцене новое содержание.

Во времена зарождения кинематографа (конец 19-го, начало 20-го веков), монтаж являлся чисто утилитарным элементом кинопроизводства. Открытие эффекта Кулешова позволило ему трансформироваться в отдельный вид искусства со своими правилами и языковыми тропами.

Что такое эффект Кулешова?

Эффект Кулешова — это эксперимент, проведенный советским теоретиком кино Львом Кулешовым в 1929 году. Он исследовал то, как зрители воспринимают те или иные кадры в зависимости от порядка их демонстрации. Эффект показал, что длина кадра, движение камеры, образная символика — все это отдельные киноприемы, оказывающие разное влияние на зрителей.

Происхождение эффекта Кулешова

Лев Кулешов — один из пионеров советского и мирового киноискусства. В период Революции 1917 года и Гражданской войны занимался документальными съемками. После завершения боевых действий основал учебную мастерскую в Госкиношколе, где вместе со студентами экспериментировал с разными монтажными техниками.

Во время преподавания, Кулешов решил провести эксперимент, цель которого — продемонстрировать, как трактовка эмоций персонажа, запечатленная на одном кадре, может зависеть от показа последующего. Для иллюстрации своей идеи, Кулешов провел подготовительную съемку. Сначала он снял крупный план актера Ивана Мозжухина, затем еще три других плана: ребенок в гробу, тарелка супа и молодая девушка на диване. Затем он показал три разные миниатюры (с лицом актера в начале и конце) своим коллегам по кинопроизводству и спросил: что чувствует мужчина на картинке?

Независимо друг от друга, зрители решили, что на первом фрагменте (где присутствует изображения ребенка в гробу) человек испытывает грусть. Когда показали картинку с супом, люди истолковали эмоции героя, как голод. На последней картинке, где изображена лежащая на диване девушка, зрители посчитали, что герой испытывает влечение.

В реальности, чувства мужчины были идентичны в трех разных миниатюрах, но интерпретация эмоций зависела от порядка в котором показывались кадры. С тех пор, в кинематографе закрепился особый язык, с помощью которого можно описать, как зрители воспринимают переживания героя в зависимости от контекста сцены.

Эффект Кулешова​
Эффект Кулешова​

Каждый включенный в картину кадр должен или служить необходимым результатом предшествующих или обязательной предпосылкой для последующих, то есть наличие его в ряде кадров фильма должно быть оправдано.

Лев Кулешов, «Азбука кинорежиссуры»

Альфред Хичкок и эффект Кулешова

Годами позже, Альфред Хичкок адаптировал эффект Кулешова, создав свою концепцию pure cinema, в основе которой он поставил:

  • Крупный план
  • Субъективная камера
  • Кадр-реакция

Дополнение в виде кадра-реакции позволяло зрителям лучше понимать, что чувствуют и думают персонажи на экране.

В 1964 году в интервью для Telescope, Хичкок поделился своими взглядами на теорию монтажа, приведя в конце такой пример pure cinema: крупный план самого Хичкока, затем субъективный взгляд на женщину с сыном. Его чувства по отношению к матери с ребенком неясны, пока не появится кадр-реакция, где мы увидим, как он улыбается. Вывод зрителей: он приятный и добрый человек. Теперь уберем первоначальный кадр (мать с ребенком) и поставим вместо него кадр с девушкой в бикини, теперь зрители подумают, что за старый извращенец.

​ pure cinema

Как использовать эффект Кулешова в кино?

На платформе MasterClass можно найти такие рекомендации по отношению к использованию метода Кулешова в создании фильмов:

  • «Прописывайте больше реакций» — если вы работает над сценарием, то дайте возможность вашим персонажам реагировать на важные элементы диалога, подчеркивая тем самым их эмоции, убеждения и взгляды на мир. В дальнейшем эти реакции будут очень важны для монтажера;
​The Wolf of Wall Street
  • «Используйте крупные планы для отображения реакций» — режиссеры используют крупняки в основном, чтобы сфокусироваться на лице персонажа, подчеркивая тем самым его переживания, что в свою очередь помогает зрителям выстроить эмоциональную связь с тем, что происходит на экране;
​The House That Jack Built

Монтаж показывает отношение режиссера к заснятому материалу картины. Монтаж помогает зрителю лучше видеть картину, лучше ее усваивать.

Лев Кулешов, «Азбука кинорежиссуры»
  • «Подчеркивайте эмоции на пост-продакшене» — имея множество сильных крупных планов и реакций, с помощью монтажных приемов можно придать сцене особенное настроение, что выделит ее на фоне остального материала.

Почему эффект Кулешова все еще важен

Эксперимент Кулешова был революционным на момент становления кинематографа, по сути это была первая попытка осмыслить важность порядка следующих друг за другом кадров. Даже с идеальным освещением, масштабно выстроенными декорациями, роскошными костюмами и безупречным перформансом актера, сцена не может в должной мере передавать заложенные режиссером чувства, если последовательность кадров выстроена необдуманно.

Сегодня эффект Кулешова напоминает режиссерам и особенно монтажерам, что контекст в котором появляется лицо актера, влияет на то, как это лицо воспринимается.

Монтаж — это больше, чем компиляция разрозненного отснятого материала; это бережно отобранные кадры и ракурсы, которые манипулируют зрительским восприятием истории. Даже такие простые вещи, как кадр-реакция или крупный план могут влиять на содержание фильма и его посыл.

Кинокартина должна быть смонтирована так, как это диктуется ее идеей, темой, содержанием. Монтаж должен помочь зрителю увидеть картину, наилучшим образом воспринять действие с экрана. Содержание картины, отдельных эпизодов и сцен может продиктовать ту или иную монтажную форму, тот или иной вид монтажа, лучше всего передающий данное содержание

Лев Кулешов, Азбука кинорежиссуры

эффект Кулешова по сути стал хрестоматийным примером, иллюстрирующим сущность монтажа и его функции.

66 показов
27K27K открытий
28 комментариев

и правда, работает

Ответить

Ну че, мемы по Джеку?

Ответить

Этот эффект очень хорошо прослеживался в российском хорроре из 90х  "Прикосновение". Там есть персонаж, которого мы видим только в виде портрета на стене, и чем дальше будет продвигаться сюжет, тем больше кажется, что человек на портрете зловеще ухмыляется (хотя он вообще с покерфейсом).

Ответить

Да нихуя. Я фильм смотрел, понимаю о чем ты, но фотка, как она есть, все равно стремная. Во-первых он смотрит в камеру, то есть прямо на тебя, во-вторых уголки рта очевидно приподняты, плюс эти холодные цвета нагоняют жути. 

Ответить

В Knives Out ( Достать Ножи )с Крейгом портрет одного из персонажей часто появляется в кадре. Я только к концу фильма заметил что лицо постепенно расплывалось в улыбке)

Ответить

Так и не нашел этого фильма в хорошем качестве, то что есть в сети, мыльное мыло. (

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить