«Клон»: фантастическая трагикомедия, в которой Карен Гиллан готовится к дуэли со своим двойником Статьи редакции
Рецензия на несколько монотонный, но симпатичный инди-фильм, который добрался до российского проката — и которому стоит дать шанс.
«Вариантов много: вас, например, могут похоронить, могут кремировать, а прах собрать в урну или развеять над морем», — говорит врач Саре (Карен Гиллан), которая до этого неожиданно узнала, что смертельно больна. Выздороветь ей вряд ли удастся, шансы на это — 2%. Зато у Сары есть возможность помочь близким — бойфренду, который пропадает в командировках, настойчивой матери — легче пережить её уход. Для этого девушке предлагают с помощью отработанной уже технологии сделать двойника и заменить им себя.
Копия Сары, однако, почти сразу после создания даёт понять, что не собирается быть похожей на оригинал. Внешне они отличаются только цветом глаз (из-за ошибки врачей, за которую дали скидку). Но если Сара девушка скорее неприятная — она всё время сомневается в верности своего парня, угрюмится, неохотно разговаривает с мамой — то её двойник, напротив, стремительно всех очаровывает.
И отказывается отправляться в утиль, когда через несколько месяцев выясняется, что болезнь Сары отступила. По закону человек и его клон не могут одновременно существовать дольше необходимого, и если никто не планирует расстаться с жизнью, выход предусмотрен только один — провести между ними дуэль.
Несмотря на то, что в этом фильме Карен Гиллан изучает виды ран по фотографиям трупов и тренируется убивать людей гарротой, «Клон» — по большей части комедия, чем что-либо ещё. С довольно похоронным, впрочем, юмором, на который порой нужно настроиться.
Конечно, забавно, когда патологоанатом перед вскрытием рассказывает, как мотоциклистка перед смертью жалела, что не купила автомобиль. Или когда наставник Сары (его играет Аарон Пол) объясняет, почему его милягу-пса совершенно необходимо застрелить из арбалета. Но от того, скажем, как врач бойко рассуждает о преимуществе погребения над кремацией («Тело всё-таки больше обязывает помнить об умершем, чем прах»), уже веет холодом.
Другое дело, что режиссёр фильма Райли Стернс так и не выкручивает чёрный юмор до зашкаливающих значений, пытается удержаться между комедийным тоном и в целом трагической фактурой. И эта сдержанность в результате работает против него. «Клон» (передадим очередной привет локализаторам, выбравшим такой перевод для двусмысленного Dual) получился не то чтобы скучным, но несколько убаюкивающим своим ровным ходом.
И достаточно прозрачным: чем закончится дуэль Сары с её двойником, можно без труда догадаться к середине фильма, если не раньше. Что, вероятно, многих разочарует, хотя направление истории раскрывается сознательно, потому что оно не так важно.
Важно то, что Стернс, нехитро обращаясь с нарративом, знает, что делать с его эмоциональным наполнением. В предыдущей своей работе, замечательном «Искусстве самообороны», режиссёр исследовал мужские фрустрации, а в «Клоне» с его двумя героинями было бы логично рассмотреть женские. Однако темы фильма не сводятся к исключительно гендерным, они универсальны — речь идёт об изгое в собственной семье, человеческой неустроенности, потере контроля над своим телом.
Стернс также знает, что подлинное отчаяние обычно сквозит в вопросах не экзистенциального, а практического характера. Поэтому одни из самых точных моментов фильма — это когда Сара узнаёт, что ей нужно оплачивать расходы своего двойника, съехать со своей квартиры, чтобы копии было где жить.
Работа Карен Гиллан здесь состоит в том, чтобы найти в своей хмурой, пассивно-агрессивной и, возможно, заслуживающей осуждения героине достоинство и глубину. И хотя видеть актрису приятно, до самого финала не покидает ощущение, что на её месте должен был быть кто-то другой, более тонкий и умелый — быть может, Мэри Элизабет Уинстед (на которой Райли Стернс был женат и с которой снял фильм «Изъяны»).
Впрочем, Карен Гиллан, танцующая с Аароном Полом хип-хоп под Get Low и разбирающаяся в боевой эффективности ножа и топора, так или иначе, не худшая на свете компания. А в «Клоне», при всех его недостатках, порой — особенно в концовке, уже на титрах — просвечивает особенная меланхолия, присущая историям о борьбе с собой. Меланхолия, связанная с тем, что человек может стараться измениться, стать лучше, но жизнь всегда найдёт способ его сломить. Именно поэтому, как уже было сказано, предсказуемость сюжета в фильме роли не играет. Всегда — значит всегда.
Чёрт, я думал это ремейк бразильского шедевра
Комментарий недоступен
Однозначно
Сука, ну ты и мразь. Теперь у меня Въетнам
Единственный нормальный "Клон"
и даже Лукаса с Жади там не будет?
Без Жади и Зорайды с кофейной гущей смотреть отказываюсь.
Зорайде вообще афигенная была!
Помню, тетя Назира ещё клевая и хозяйка бара
Помню в докторе кто похожую серию)
6 сезон, 10 серия - Девочка которая ждала. Хорошая серия
Dual тоже тянет назвать зазнавшейся серией «Сумеречной зоны» или той же «Любви, смерти и роботов», если бы там не только анимация была. Но сравнение это слишком простое, очевидное, и в целом я аналогии не особо люблю, поэтому не стал об этом писать
Чёрное зеркало уж.
Ну и фильм затянут, надо было делать короче
Пиздатая она девочка. Мало ее в фильмах видно.
да ладно, у неё поди всё расписание на годы в перёд занято Джуманджи и Мстителями
Скале это не мешает.
Просто Гиллан слишком красивая по нынешним стандартам, видимо.
Зашёл в комменты, и на душе потеплело))
Это самая смешная комедия 2022 года
А «Искусство самообороны» того же автора смотрели? Наверняка должно понравиться, если от Dual получили удовольствие, Айзенберг и Нивола там одновременно и угрожающие, и смешные довольно
О, так это фильм автора самообороны, тогда просто обязателен к просмотру
Карен Гилан на всегда в моем сердечке!
Помню, у Саймака был рассказ "Спокойной ночи, мистер Джеймс", в котором клон, которого сделали под заказ, для какой-то черновой работы с тем чтобы потом в расход пустить, убивает заказчика чтобы занять его место. А в конце, ему звонят и, не зная о случившемся, сообщают, что, мол, самому с устранением клона заморачиваться не надо, в него для удобства встроен таймер самоуничтожения со сроком жизни длинной в сутки.
Сильно написано. Особенно конец. "...Спокойной ночи, мистер Джеймс!"
Норм так спойлер
А там даже не в спойлере дело) А в том как написано)
Комментарий недоступен
Хороший фильм, но концовка мне совершенно не зашла, можно было обыграть куда круче
Я так понял в конце выжил оригинал, которая вынуждена притворяться клоном для хороших отношений с родными?
выжил клон, который под конец расплакался, т.к. жизнь не нравится, а та погрешность в начале фильма, из-за которой у клона другой цвет глаз, оказался куда более глубоким - начали седеть волосы и тд.
Да
Копия. Водить не умеет, линзы и так далее.
Вопрос только в том, она её отравила, получается?
И в итоге ей не хочется так жить.
Но вот сможет ли она изменить жизнь?
Слишком уж сильно акцентировали внимание в конце фильма что она не умеет водить автомобиль, показали что машина просто в хламину. Если это действительно клон, то она могла бы не пользоваться автомобилем пока не научится ездить, а тут машина выглядит как будто её специально разбивали.
А цвет глаз?
Тут опять оригинал может носить линзы чтобы цвет глаз был как у копии, а мама в курсе и покупает родной дочери линзы. Хотя конечно всё также легко может быть и наоборот, не люблю поэтому открытые финалы, сиди потом думай, умер он в конце драйва или нет:)
Умер же)
И как бы обыграли? Без претензии спрашиваю, если что, из любопытства
если предположить, что выжил клон... Не совсем понятно, зачем они оставили копию вместо оригинала. Еще и так тупо слили оригинал, которая готовилась ко всему, в том числе и к ядам. Было бы куда логичнее, если бы главная героиня готовилась год физически, а в итоге отказалась бы от идеи насилия и победила бы хитростью. Так как родители и парень были склонны к клону, логичнее было бы, чтобы победил оригинал, но выдал себя за копию. Тогда бы концовка заиграла бы какими-то красками. Но в итоге концовку сделали максимально плоской.
Если предположить, что выжил не клон - то это тоже возможно, у оригинала был разбитый телефон - в конце мама звонит именно на него, оригиналу были не нужны контактные линзы - мама говорит что закажет их, а значит что мама знала о плане с ядом и была на стороне клона, парень ясно давал понять что не хочет быть с оригиналом, и он явно думает что он с клоном, но он явно ошибается с выбором мексиканского ресторана который явно любил клон...
Парень спрашивает про ресторан, и КЛОН отвечает, что ненавидит мексиканскую кухню
В начале фильма НЕ КЛОН сказала, что обожает мексиканскую, но не любит французкую.
Вот и сам понимай, кто выжил, а кто нет, я считаю - клон, а посему больше симпатизирую тому, что написал в первом абзаце.
учитвая что у Сары пошла кровь в лесу из рта ,то клон живой
Саша, хде галочка...
Нашлась. С днём рождения меж тем
Спасибо!
В Джуманджи она прям хороша.
Вроде и в стражах снималась
чиво-чиво???
Комментарий недоступен
Данный комментарий удален по просьбе Роскомнадзора
Не смейте тратить на него время
Фильм затянут .Вообще можно придраться: раз медицина такая могучая, то чего клонов не использовать в качестве доноров?
Почему в палате больницы стоит коагулятор, который используется для операций?
"И достаточно прозрачным: чем закончится дуэль Сары с её двойником, можно без труда догадаться к середине фильма, если не раньше" ну так и чем закончилось по вашему? если бы была другая концвка ,вы тоже гоаорили: нее нее я точно что будет так! если бы неожиданная была типо "всё это сон собаки" ,вы бы тоже сказали: пфф ожидаемо!