Нужно больше Кейджа: тройная рецензия на комедию «Невыносимая тяжесть огромного таланта» Статьи редакции

Авторы марафона фильмов с Николасом Кейджем разбираются, удалось ли кино, в котором актёр сыграл сразу две версии себя.

Николас Кейдж (Николас Кейдж) не может найти общий язык с дочерью-подростком, должен за жильё 600 тысяч долларов, но это всё мелочи — самое обидное, что его не берут в новые фильмы и не дают сыграть роль всей жизни. Расстроенный таким положением дел актёр решает завершить карьеру, а чтобы расплатиться с кредиторами, соглашается за миллион долларов стать гостем на дне рождения состоятельного бизнесмена Хави Гутьерреса (Педро Паскаль).

Прибыв к нему, Кейдж начинает находить в себе новые творческие силы. В этом ему помогает добродушный Хави, который оказывается, вероятно, главным фанатом артиста, понимающим его с полуслова. Не даёт расслабиться Кейджу и Ники Кейдж (Николас Кейдж) — его внутренний образ, всё ещё молодой и лихой, который время от времени является и твердит: «Хватит ныть, ты же не актёр, ты кинозвезда!».

Но когда дела вроде бы идут на лад, Кейдж с Хави становятся друзьями и вместе занимаются сценарием нового фильма, выясняется, что Хави — глава преступного синдиката, похитивший дочку президента Каталонии. И что Кейдж, похоже, единственный, кто способен помочь ЦРУ спасти девушку.

DTF посвятил Николас Кейджу целый киномарафон: три автора из редакции — Антон Самитов, Андрей Верещагин и Александр Омолоев — 20 дней подряд смотрели фильмы с участием актёра. И разобрали в итоге больше 60 картин с Кейджем, а закончить свой поход планировали тремя отзывами на «Невыносимую тяжесть огромного таланта».

Фильм не вышел в российский прокат, но, спустя месяц после показа в кинотеатрах, наконец стал доступен в сети. А авторы марафона фильмов с Кейджем вернулись, чтобы закончить начатое.

Антон Самитов

Даже если кино не оправдывает ожиданий, иногда оно может как бы становиться лучше со временем. Вот улягутся эмоции от первого просмотра, станут яснее мысли — и можно как-то отчётливее понять (хотя бы для себя самого), что это вообще такое было. Да и в голове наверняка всплывут какие-то положительные качества, за которые можно если не полюбить фильм, то хотя бы по достоинству оценить.

С «Невыносимой тяжестью огромного таланта» у меня, кажется, прямо противоположная ситуация: этот фильм с каждым часом вызывает во мне всё больше досады. Не раздражения или злости, а именно досады. Потому что чуть ли не любой поклонник Николаса Кейджа в состоянии придумать себе куда более интересный фильм, просто услышав завязку сюжета.

Плохое ли это кино? Наверное, нет, ведь его не больно и порой весело смотреть. Проблема в том, что оно заурядное. И это до ужаса странно говорить о фильме с настолько амбициозной задумкой — из тех, что в Голливуде принято называть high concept.

Можно перечислить сразу несколько этаких «фишек», продающих зрителю «Невыносимую тяжесть» — крутых идей для повествования в целом или для отдельных сцен. Но крутыми они почему-то остаются только на словах. Посудите сами.

Да, в этом кино Николас Кейдж играет самого себя, пусть и выдуманного. Правда, чем дальше, тем сильнее ощущение, что сам Кейдж здесь был не так уж и необходим. При большом желании можно было бы сделать главным героем истории другого актёра и соответствующим образом изменить в сценарии отсылки к его творчеству — кажется, ничего бы кардинально не изменилось.

Да, на экране здесь сразу два Кейджа. Но «молодой и горячий» Ники, для которого самое главное в жизни — карьера и статус «рок-звезды», появляется лишь на пару-тройку минут. Вместо того, чтобы, например, буквально мешать актёру уделять внимание семье и периодически «вселяться» в него, он выполняет функцию внутреннего голоса, который молчит большую часть хронометража. Пару раз он вступает в спор с «настоящим» Кейджем, но, кажется, ни в чём его не переубеждает.

Да, этот фильм — не просто комедия об известном актёре, но и (немножко) шпионский боевик. Вот только этот шпионский боевик откровенно скучноват, а единственный сюжетный поворот в нём делает всю ситуацию в несколько раз проще для персонажей (и сценаристов), а не повышает ставки. Хотя, казалось бы, по всем правилам трёхактной структуры напряжение должно было нарастать, а не падать.

Ещё тут есть эпизод, где Кейдж со своим новым приятелем принимает ЛСД. Однако в сцене, кажется, нет ни одного спецэффекта, Ники в ней не фигурирует, а героев не настигают какие-то откровения или просветления. Да и отношения между ними не меняются, ведь к тому моменту они уже стали близкими друзьями.

Нельзя сказать, что «Невыносимая тяжесть», у которой были все шансы стать самой «кейджевой» картиной в карьере Николаса Кейджа, никак не использует по назначению, скажем так, виновника торжества. Авторы явно любят этого актёра, то и дело вворачивают реплики о «новом шаманизме» и вспоминают не только самые крупные хиты его фильмографии, но и менее известные картины вроде «Выбора капитана Корелли» и «Телохранителя Тесс». Да и одна из самых запоминающихся сцен фильма — это особенно эмоциональный момент между Николасом и Ники.

Всё это вряд ли могли создать люди, равнодушные к творчеству этого замечательного человека. Да и Хави в исполнении Педро Паскаля не был бы и вполовину таким убедительным фанатом Кейджа, не будь в сценарии любви к актёру. Всё-таки большая часть фильма держится на «бромансе» между этими двумя мужиками, и на них по-настоящему приятно смотреть.

Но, видимо, выехать на одном пиетете по отношению к одному из величайших актёров современности не получается. Ведь оригинальностью не блещет ни сюжет, ни юмор, ни постановка (на пару с монтажом: периодически кажется, будто где-то потерялась вырезанная сцена или как минимум общий план). Даже безумия и взбалмошности тут не хватает, хотя именно это, вроде бы, подразумевает история о Нике Кейдже.

Это определённо не худшее кино, но отнюдь не то, которого заслуживает человек калибра Кейджа. Это-то как раз и расстраивает. Но небольшое утешение всё же есть: даже авторы не самых выдающихся фильмов ценят истинные киношедевры. Такие, как «Приключения Паддингтона 2».

Андрей Верещагин

Критикуя этот фильм, так и норовишь съехать к претензиям вида «кошка будь собакой». Невыносимая тяжесть огромного потенциала, заложенного в саму идею, судя по всему, оказалась для авторов и вправду невыносимой. Запала хватило на интригующий синопсис и, выражаясь словами одного из персонажей, trailer-moment — крючок, на которой клюёт доверчивый зритель.

Но зря, потому что получилось довольно посредственное кино из когорты тех, что в начале нулевых показывали по ТВ. Серьёзно, «Невыносимая тяжесть» прекрасно вписалась бы в сетку какого-нибудь СТС. Она крутилась бы там раз в пару-тройку месяцев, чтобы потом, много-много лет спустя, кто-то, случайно наткнувшись на упоминание фильма в интернете, задумчиво почесал висок и протянул: «А, да, кажись, видел его по телеку в детстве».

Несколько действительно хороших шуток есть, но ни о какой, прости господи, метакомедии, речи не идёт. Персонажа Николаса Кейджа при желании можно заменить на абстрактного актёра, не существующего в реальности, и ничего в этой истории не изменится. Кейдж тут — это тот самый trailer-moment, призванный заманить в кинотеатр, не более.

«Невыносимая тяжесть» с большой неохотой обращается к наследию огромного таланта актёра и будто бы боится иронизировать над ним. Герои вспоминают «Скалу», «Без лица», «Воздушную тюрьму», «Телохранителя Тесс», но деликатно обходят стороной direct-to-video период в творчестве Кейджа, на котором как раз можно весело потоптаться. Пару раз что-то говорят о nouveau shamani, но и он не становится поводом для запоминающихся острот.

Авторы не пытаются препарировать карьеру Кейджа, а рассказывают историю мужика, у которого проблемы с семьёй на фоне раздутого эго. И история эта старомодная и пресная до панорамы ночного города в финале. Ни в коем случае не плохая, но ординарная и явно не использующая даже десятой доли потенциала, заложенного в идею о фильме про Николаса Кейджа.

В самом деле, «Невыносимая тяжесть» могла бы быть уморительно смешной, если бы её авторы не осторожничали. Если бы они жёстче прошлись по фильмографии и самому Кейджу с его репутацией безумца; если бы позволили себе посмеяться над ироничным культом, сложившимся вокруг актёра. Если бы самому актёру дальше больше возможности проявить себя — поорать, построить гримасы, побеситься в кадре. Но всё это, впрочем, претензии вида «кошка будь собакой».

Александр Омолоев

Посмотрим правде в глаза, у комедии, в которой Николас Кейдж играет Николаса Кейджа и молодого Кейджа, было не так много путей: чудо, неудача, провал. Чуда не случилось. Стало быть, главный вопрос — неудача это или полная катастрофа.

«Невыносимая тяжесть огромного таланта» пытается шутить по двум направлениям: с одной стороны, над образом и повадками Кейджа, с другой — над кинопроизводством как таковым и над созданием именно этого фильма. И со второй задачей, на которую было потрачено много усилий, авторы не справились.

По замыслу «Невыносимая тяжесть» часто должна высмеивать сценарные клише: Кейдж и Паскаль придумывают фильм, в который решают добавить историю мужской дружбы, приём LSD, элемент параноидального триллера, погоню, и так далее. Проблема в том, что весь этот набор сценок так и не превращается в пародию, комические ситуации написаны и сняты назойливо, глупо. Метакомедия, иными словами, оказывается плохой; но всё же недостаточно плохой, чтобы у зрителя отключились все рефлексы кроме радостного визга.

Впрочем, фильм этот ждали не чтобы посмеяться над тем, как высекает себя его режиссёр и сценарист Том Гормикэн. Центр, простите, тяжести здесь в любом случае — Николас Кейдж. Над которым в фильме иронизируют тоже не особо изобретательно, но забавно уже то, что актёр готов к такой самокритике.

Кейдж всё время норовит упомянуть, какой он чуткий лицедей (так он называет себя в жизни, а не актёром) и какие у него познания в кино. Пересматривает фильм со своим участием и сам вздрагивает от того, как он орёт. А каждое появление Ники Кейджа — маленький праздник: сцены, в которых Кейдж бьёт по лицу Кейджа за упрямство или, скажем так, пробует самого себя на вкус, фанатам пропускать не стоит, что бы ни предлагалось в нагрузку.

И даже в худшие моменты (ладно, не в самые худшие) смотреть «Невыносимую тяжесть» как минимум не противно. Хотя бы потому, что тут есть ещё Педро Паскаль, с удовольствием играющий с Кейджем в «бадди-муви», и пара визуальных шуток режиссёру всё-таки удалась: когда Кейдж выходит в спортивном костюме, загримированный под старого итальянца, рефлекторно начинаешь смеяться.

Определённое удовольствие, конечно, можно было бы получить и если бы Кейдж просто молча встал и смотрел на себя (к чему «Невыносимая тяжесть», в общем, приближается). И в жизни Кейдж ведёт себя с куда большим постмодернистским шиком, чем в комедии о себе. Но если чему и учит нас марафон фильмов с его участием и «Невыносимая тяжесть огромного таланта», так это тому, что кино с Николасом Кейджем (пусть и неудачное) по определению лучше того, в котором его нет.

Выбираем самый кейджевый фильм с Николасом Кейджем Статьи редакции

И публикуем ссылки на все выпуски марафона в одном материале.

Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска».

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Александр Омолоев
Автор

«Невыносимая тяжесть», увы, получилась не очень клёвой, зато путь к ней вместе с Антоном и Андреем был клёвым без всяких сомнений. Спасибо ещё раз, джентльмены, что прошли его вместе со мной, без вас бы не справился. И спасибо всем, кто читал и читает наши заметки.

Ответить
Развернуть ветку
Demid Dmitriev
Ответить
Развернуть ветку
Антон Самитов

С вами, парни, любые тяжести становятся не такими невыносимыми. Спасибо и вам, и всем, кто читает!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин

Вам спасибо, ребят! И всем, кто был с нами огромное спасибо. Было классно.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Стрелков

Как по мне, концовка фильма работает сразу на 3 уровнях:
1. Хэппи энд со спасением дочери.
2. Хэппи энд с тем, что Кейдж, наконец, снялся в хорошем фильме, который полюбили зрители.
3. Он работает уже за пределами самого фильма, но настоящий Кейдж в реальной жизни на самом деле снялся в кино, которое понравилось зрителям и критикам

Ответить
Развернуть ветку
Лебедь о кино

Так... падажжите... я по диагонали пробежался, чтобы не нахватать спойлеров... Типа, вы не в восторге?! ВСЕ ТРОЕ?!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин

Мы в своём понимании Кейджа настолько преисполнились, что нас не удивить почти ничем.

Ответить
Развернуть ветку
eliana

Всё везде и сразу с Кейджем: Трое авторов DTF устраивают марафон по фильмам Николаса Кейджа. Каждому из них в процессе работы является Кейдж и переносит их в сюжет определённого фильма. Они пытаются разобраться что вообще за хрень произошла, становятся участниками сюжета вместо главного героя. Спустя какое-то время находят способ связаться друг с другом, но это приводит к тому, что все 3 три фильма сливаются в один и только настоящий Кейдж сможет вернуть ребят домой, а разыскать его не так-то просто, да и хотят они вообще возвращаться? ….

Ответить
Развернуть ветку
eliana

Режиссёр - Алекс Гарленд

Ответить
Развернуть ветку
byNemezidA

Обожаю Кейджа и точка!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Трапезанов

Мне кажется это фильм не для фанатов мемного Кейджа, а пдля просто людей, которым нравится видеть его в кадре, как актёра. Я получил искреннее удовольствие от просмотра фильма. Химия между Кейджем и Паскалем классная.

Большая часть зрителей, как я например, смотрели по большей части хорошие его фильмы, за которые впрочем и полюбили. Этот фильм именно для таких людей, как по мне.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кондрашов

Фильм шедевр. Игра Кейджа и Паскаля просто потрясающая, я такой химии между двумя персонажами в кино просто не видел. И структура фильма, то как совмещаются жанры - очень интересно смотреть. Бывает и более качественное совмещение жанров, например в Паразитах, но это так редко хорошо делают в фильмах.
И то, что герои сами же структуру фильма проговаривают по мере повествования, тоже очень.
Единственное, слишком клишовая получилась часть с боевиком. И не пародия, и не умный боевик
Не знаю, авторам статьи не хватало фансервиса, что ли? Я сам не фанат Кейджа, мб поэтому нет тех претензий, что у рецензентов

Ответить
Развернуть ветку
Параллельный диод
комические ситуации написаны и сняты

комичные

Ответить
Развернуть ветку
Мартин Шепард

Или "космические"?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кондрашов

Лол, этот чувак не знает слово "комический"

Ответить
Развернуть ветку
Параллельный диод

У этих слов разные значения, алёша. И в контексте написанного в статье более наиболее общепринятым вариантом является именно "комичный". Гугл в помощь.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кондрашов

Комичный - смешной, комический - относящийся к комедии

Ответить
Развернуть ветку
Копенгаген Прекрасен

Почему не упоминается самая жирная отсылка в фильме — Адаптация? Сценарист в фильме, фильм в фильме, переход из драмы в боевик, галлюциногены, два Кейджа и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Lord Dagoth

Проще надо быть, мне кажется. Авторы хотели какой-то адовой меты. Но вот вопрос - а нахера? Фильм просто хороший. Не шедевр, но и провалом его назвать язык не поворачивается. Но что я понимаю, да. Мне нахваливаемый всеми опус свинья показался пресным и банальным дерьмом. Вот там Кейджа то и нет вообще, или точнее кейджевости.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 19 комментариев
null