«Кинотеатры мертвы. Возможно, навсегда»: сценарист «Таксиста» и «Бешеного быка» о будущем Голливуда

Пол Шредер даёт неутешительный прогноз индустрии: независимому кино будет сложно выжить после пандемии, а стриминги окончательно заменят кинозалы.

Журналист сайта Vulture взял интервью у Пола Шредера — сценариста «Таксиста» и «Бешеного быка», а также режиссёра фильмов «Дневник пастыря» и «Мисима: Жизнь в четырёх главах». Съёмки его новой картины, триллера «Шулер» (The Card Counter) — о карточном игроке, который когда-то подвергался пыткам со стороны американских спецслужб и позже случайно наткнулся на одного из своих мучителей — приостановили из-за пандемии COVID-19.

В интервью Шредер рассказал, каким он видит будущее киноиндустрии и с какими огромными трудностями сейчас столкнулись авторы независимого кино.

Мы выбрали главное из материала.

«Кинотеатры мертвы. Возможно, навсегда»: сценарист «Таксиста» и «Бешеного быка» о будущем Голливуда

Пол Шредер — автор старой закалки, который явно не торопится принимать новые моральные устои индустрии. Год назад вокруг него разразился маленький скандал, когда он заявил, что легко бы взял в свой фильм Кевина Спейси, если бы тому подошла одна из ролей. Прокатчик его последней картины «Дневник пастыря» в ответ на это запретил режиссёру публично говорить о чём-либо, кроме фильма.

Когда же началась шумиха вокруг пандемии коронавируса, и съёмки новой работы Шредера приостановили, он всячески этому противостоял.

Я старый астматик. Разве есть способ умереть лучше, чем занимаясь своей работой?

Пол Шредер, режиссёр, сценарист

Причиной остановки стало то, что у одного из пятисот актёров массовых сцен обнаружили COVID-19. По словам Шредера, продолжать работу было очень сложно с юридической точки зрения — если бы об этом узнали, его бы потом затаскали по судам.

На вопрос журналиста о том, не было ли кроме юридических других причин остановить съёмки — например, моральных — Шредер ответил отрицательно. Он не видел никакой проблемы в том, чтобы продолжить работу в разгар пандемии: по его словам, если режиссёр готов рисковать собой, то и вся команда должна (хотя он и понимает, почему в действительности эта философия не очень работает).

Пол Шредер (слева) с Мартином Скорсезе и Робертом Де Ниро​
Пол Шредер (слева) с Мартином Скорсезе и Робертом Де Ниро​

Теперь Пол Шредер оказался в неприятном положении. Его картина закончена на 80%, но он никак не может — и теперь уже не знает, когда сможет — завершить её полностью. Ведь заново придётся собирать всю съёмочную команду и подписывать контракты с актёрами.

А те, когда пандемия закончится, наверняка окажутся очень востребованными: ведь все проекты, что сейчас находятся в подвешенном состоянии, разом запустят. Скромным фильмам, как у Шредера, будет очень сложно тягаться с индустрийными гигантами в их погоне за актёрским временем.

Впрочем, режиссёр утверждает, что с его актёрами — главную роль в его новом фильме будет играть Оскар Айзек, а на втором плане появится Уиллем Дефо — у него настолько доверительные отношения, что он не боится такого исхода.

Актёры звонят мне с разбитым сердцем и говорят «Я с тобой — в любое время, в любой день, любую неделю, любой год».

Пол Шредер, режиссёр, актёр
​Оскар Айзек, Уиллем Дефо и Пол Шредер на съёмках «Шулера»
​Оскар Айзек, Уиллем Дефо и Пол Шредер на съёмках «Шулера»

Сейчас Шредер планирует оставшиеся 20% хронометража заполнить статичными кадрами, поверх которых он наложит голос Оскара Айзека. В таком виде он сможет отправить «Шулера» на международные фестивали — чтобы отборщики хотя бы примерно представляли, о чём будет картина и как она будет выглядеть.

В этом смысле, говорит Шредер, ему повезло гораздо больше, чем куче других режиссёров независимого кино. У него хотя бы есть часть съёмочного материала, известные актёры и какое-никакое имя в индустрии — президенты больших фестивалей даже сами звонят ему с предложениями.

А вот что делать совсем неизвестным авторам, которые, может, только-только получили шанс снять свой фильм — не ясно.

Они ведь летели на одной силе молитвы, а теперь разбились и не знают, смогут ли когда-нибудь взлететь снова.

Пол Шредер, режиссёр, сценарист
Пол Шредер и Итан Хоук на съёмках «Дневника пастыря»​
Пол Шредер и Итан Хоук на съёмках «Дневника пастыря»​

Ведь единственный шанс для маленького фильма стать хоть сколько-нибудь заметным — это попасть на фестиваль: не обязательно даже большой, скажем, Каннский или Берлинский. Чтобы затем, если картина вышла удачной, её подобрали другие киносмотры, а оттуда она попала в руки людей, готовых заплатить за её прокат.

Сейчас же все фестивали отменили и не понятно, когда их вновь откроют. Режиссёрам независимых картин придётся как-то выживать целый год, не имея возможности получить деньги за свою работу или найти новую.

Остаётся, утверждает Шредер, лишь один способ — «продать фильм Netflix за 100 тысяч долларов». От чего, по его мнению, все только потеряют, а картина окажется в «бесконечной пропасти» стримингового сервиса, где её уже никто никогда не найдёт.

«Кинотеатры мертвы. Возможно, навсегда»: сценарист «Таксиста» и «Бешеного быка» о будущем Голливуда

Рассуждает Шредер и на тему того, что станет с кинотеатрами после пандемии. И прогноз голливудского классика не очень весёлый.

Я думаю, [эта индустрия] и так висела на волоске, и теперь этот волосок обрубили. Она наверняка возродится в каком-то виде, как это было с блюзовыми клубами или симфониями. Но такого же значения, как раньше, ей уже не иметь.

Пол Шредер, режиссёр, сценарист

Выживут, по мнению режиссёра, только мультиплексы — они могут существовать хоть на одних фильмах для самых маленьких, ведь родители «хотят видеть, как их ребёнок веселится с другими детьми».

Остальным же он предлагает подстраиваться под новые условия: проводить виртуальные кинофестивали с виртуальными красными ковровыми дорожками.

Надо просто признать, что кинотеатры мертвы. Возможно, навсегда.

Пол Шредер, режиссёр, сценарист

Другой способ — это организовывать маленькие киноклубы, которые будут заключать договора со стримингами. За членство в клубах придётся платить, это будет своеобразным закрытым сообществом синефилов.

Ну или, пишет Шредер, кинотеатрам просто надо понять, что «алкоголь — это новый попкорн».

«Кинотеатры мертвы. Возможно, навсегда»: сценарист «Таксиста» и «Бешеного быка» о будущем Голливуда

Ещё одна критическая проблема современного кино, как считает Шредер — это перенасыщение контентом. Из-за этого всем, кто «не успел сделать себя имя в доцифровую эру», теперь будет очень сложно выживать в индустрии.

Мы не можем выдержать такое количество фильмов. Мы делаем их в два или три раза больше, чем индустрия способна выдержать.

Пол Шредер, режиссёр, сценарист

В целом, взгляд Пола Шредера на индустрию очень пессимистичен — но это же можно сказать и о его взгляде на жизнь в целом. В конце интервью он выражает лишь одну надежду: что ему удастся закончить свой фильм до того, как он умрёт.

— Вы не умрёте. С вами всё будет в порядке.

— Мы все умрём.

103103
119 комментариев

Комментарий недоступен

91

"Мы не можем выдержать такое количество фильмов. Мы делаем их в два или три раза больше, чем индустрия способна выдержать." А разве в остальных сферах не тоже самое, или они могут выдержать? 

Кинотеатры давно изжили себя и стали пародией на самих себя. Для меня кинотеатры кончились на том, что оплатив деньги, лучше припозднится на 10-15 минут после начала сеанса, что бы пропустить рекламу. Помню времена, когда вместо рекламы крутили трейлера. 

39

их до сих пор крутят

40

Сейчас конечно такая проблема достать телефон и 10 минут убить.

2

У меня в городе кинотеатры в начала сеанса пока что показывают еще трейлеры фильмов и длится все это максимум минут 7-8

5

я раньше позже приходил чтобы как раз трейлеры пропустить

1