Жизнь и творческий путь Монти Оума, создателя RWBY

И то, как его мечта обрела мировой успех… Которого он не увидел.

<i>Наш мужчина как всегда на стиле</i>
Наш мужчина как всегда на стиле

Представьте, что существует полностью оригинальный западный мультсериал, который популярен в мире настолько, что даже Япония, родина аниме, которой с головой хватает собственного контента, адаптирует его для своей аудитории.

Американский медиа продукт, созданный американцами в американской компании и на американские деньги, никак не связанный с известными франшизами, комиксами или подобными вещами, Но при этом он успешно выходит в стране, которая считается оплотом современной 2D анимации, Так успешно, что через какое то время получает в Японии совершенно новое воплощение в виде чистокровного аниме.

Звучит как вымысел, странные фантазии автора и попросту маловероятная вещь. Но, это реальность, и она происходит прямо сейчас. Я говорю о RWBY (читается как «Руби»)— американском сериале, аниме на основе которого в данный момент, в августе 2022-го, показывают на японских экранах.

<i>аниме RWBY: Icequeendom</i>
аниме RWBY: Icequeendom

И чтобы понять, каким образом смогли произойти эти невероятные события, я хочу рассказать об авторе этого сериала. Монти Оум — человек, который придумал концепцию RWBY и стоит за успехом всей франшизы. Человек, всю жизнь стремящимся к воплощению своей мечты. Который буквально жил этим, отдавая всё свое время на творчество и создание чего-то нового и уникального. И который так и не увидел успеха своей работы…

Часть красная. Как горящая мечта в душе амбициозного героя.

Жизнь и творческий путь Монти Оума, создателя RWBY

Задумайтесь сейчас, какого это, родиться в семье беженцев — у эмигрантов из юго-восточной Азии, сбежавших в Америку от гражданской войны. Людей без гроша в кармане, которые даже не знали английского языка, переехав в абсолютно незнакомую страну. Именно в таких обстоятельствах началась жизнь Монирейка Оума (его настоящее имя).

С самого детства Монти жил в условиях полной бедности и мог думать только о том, чтобы выжить, каких то других целей в их семье попросту не стояло. Отец страдал от послевоенного синдрома и мало чем мог помочь, поэтому основной заработок в семье приходил от матери, которую Монти почти не видел в из-за её постоянной занятости, и по сути он рос в окружении братьев и сестёр.

Вспоминая детство, он рассказывал, как они с братьями шарились по мусоркам в поисках сломанных игрушек и чинили их. Для них такая жизнь была в порядке вещей, поэтому с раннего возраста Монти Оум понимал цену труда и то, что только приложив огромные усилия, можно чего то добиться.

<i>Провиденс. Родной город Монти Оума</i>
Провиденс. Родной город Монти Оума

Но даже в такое трудное время были вещи, которые помогали Монти отдохнуть от суеты жизни. Азиатские боевики, такие как «Полицейская история«, «Однажды в Китае» и »Железная обезьяна», а также аниме, набирающее популярность в Америке 90-ых, стали для молодого Монти отдушиной, которая помогала отвлечься от трудной жизни и формировала в нём любовь к боевым искусствам, хореографии и анимации.

При этом уже с 5 лет он интересовался рисованием и мечтал в будущем создавать целые фильмы. Вместо того, чтобы читать книги, Оум скорее рисовал на полях страниц и составлял простые анимированные скетчи. И даже когда не было бумаги, в условиях бедности находил способы воплотить своё желание в творчестве. Эти обстоятельства, в которых он прожил всю свою молодость, дали ему важнейшие в дальнейшей жизни изобретательность, стремление развиваться и находить способы для решения трудностей.

Но детские мечты чаще всего так и остаются мечтами. Повзрослев, Монти поступил в старшую школу, где ещё игрался с анимацией, рисуя простенькие флипбуки. Но в какой-то момент он понял, что такая жизнь не для него. Так что он решил бросить учёбу и отправиться в Лос-Анджелес, чтобы увидеть мир и выяснить, к чему он хочет стремиться в жизни.

Но в таком раннем возрасте он ещё не понимал, какая это ответственность и как сложно самостоятельно стоять на ногах. У него была хреновая работа и не было друзей, ни о каком будущем не могло быть и речи.

Поэтому, ничего не добившись, он вернулся в родной Провиденс, и в начале 2000-ых сначала работал в зале аркадных автоматов, параллельно зависая там на танцевальных симуляторах, а с 2003-го устроился в контору, предоставляющую услуги печати, и по ночам работал там, а днём посещал общественное художественное училище, которое предоставляло базовое образование старшеклассникам и начинающим художникам.

<i>New Urban Arts. Художественный колледж, который посещал Монти</i>
New Urban Arts. Художественный колледж, который посещал Монти

По факту, к 22 годам, Монти – ничего не добившийся молодой парень без образования и явных целей в жизни. Но — с детства у него всё ещё остались две вещи, которые в будущем будут главными столпами его творчества. Это огромная тяга к искусству и тотальный, бескомпромиссный трудоголизм.

В начале нулевых Монти Оум толком не понимал, к чему стремится, и просто пытался выжить, посещая ненавистную работу и тратя свободное время на новое хобби — съёмки и художественную обработку фотографий. А по выходным он продолжал зависать в танцевальных аркадах и оттачивая своё мастерство. Да танцором он был заядлым, постоянно привлекал внимание зевак, а по слухам даже заимел собственный фан-клуб среди подростков.

<i>Одна из работ Монти Оума по фотографии</i>
Одна из работ Монти Оума по фотографии

Какое то время Монти продолжал заниматься фотографией, выкладывая работы на DeviantArt. И там же через блоги он общался с другими людьми, сетовал на работу, советовал посмотреть только начавшийся сериал Red vs. Blue и в целом писал о своей жизни. При этом из-за хренового графика и работы над своими проектами он мог спать всего по 4 часа в сутки, а остальное время тратить на свои дела, уже в этом возрасте проявляя нездоровый трудоголизм.

Так он просуществовал до 2004 года, когда вновь столкнулся с анимацией. К этому времени интернет в Америке развился до того уровня, когда ты можешь найти и скачать себе необходимые программы. Поэтому, ознакомившись с софтом для 3д анимации, он стал постепенно переключаться на это направление.

Судьба иронично совершила круг и вновь вернула его к мечте детства.


Какое то время Оум ещё занимался фотографией, но к 2006 всё чаще переключался на работу с анимацией. Вместе с друзьями он собрал на коленке несколько выпусков короткометражки ROAD. Выглядит она как старенький файтинг, похожий на первые части Mortal Kombat. Но Монти хотел большего, желал вывести свои способности на новый уровень, что передать всю его любовь к боевым искусствам и хореографии. Поэтому в районе августа погрузился в работу над своим собственным проектом, полностью забросив личную жизнь.

И тут стоить заметить, что при всём своём упорстве Монти прекрасно понимал, что не может потратить 8 месяцев на создание ролика и видеть по итогу, что его никто не посмотрел. Поэтому он поступил весьма остроумно, взяв за основу нового фильма гибрид двух любимых им и при этом популярных франшиз – Halo и Metroid. А ближе к окончанию производства он как то умудрился договориться с организаторами фестиваля Anime Boston, чтобы на нём прошёл первый показ его короткометражки. Таки парень был смышлёный.

И да, вся подготовка и огромнейший, кропотливый труд окупились с лихвой. Апрель 2007 года – выходит первая работа Монти Оума и она взрывает сеть. Это был Haloid.

Haloid

Сказать, что интернет публика была в восторге при виде фильма Оума– не сказать ничего. Для 2007 года это было чем то феноменальным, раньше люди просто не видели подобных вещей в интернете.

На сайте Gametrailers, тогдашнем аналоге ютуба для видеоигр, в первые же сутки ролик набрал более миллиона просмотров и на какое то время даже положил сайт. А за всё время существования площадки Haloid так и остался самым просматриваемым видео.

Ролик молниеносно разлетелся по сети, заимел кучу фанатов и попросту неравнодушных к творчеству Оума людей. А сам Монти получил первую популярность и стал заметен в профессиональной среде. С этого момента всё завертелось…

Часть Белая. Словно полоса удачи в жизни Монти Оума.

Жизнь и творческий путь Монти Оума, создателя RWBY

Спустя пару недель после выхода Haloid Оума приглашают в офис всё того же GameTrailers для интервью, а уже через месяц с ним связывает издатель видеоигр Midway games и предлагает работу дизайнера боевых действий в их новом проекте.

Жизнь и творческий путь Монти Оума, создателя RWBY

Издательство Midway Games в нулевые владела правами и выпускала новые части Mortal Kombat или, например, издала Unreal Tournament 3 и Stranglehold, которые тоже весьма себе боевые экшены. Короче, Оум попал в интересную для себя тусовку.

Кстати, до Midway с ним пытались связаться ещё какие-то ребята из, э-э, компании Rooster Teeth. Но Монти решил, что это какой то розыгрыш и бросил трубку.

В общем, после подписания контракта с Midway Монти быстро собирает манатки и переезжает в Чикаго, где начинается его карьера в игровой индустрии.

Здесь можно было бы закончить, сказав, что упорство и трудолюбие Оума привело его если не к мечте, то к работе в индустрии, которую он любил и мог только грезить, чтобы прикоснуться к созданию подобных проектов. Но он не такой человек, чтобы останавливаться в этом месте – даже с учётом работы геймдизайнера, которая забирала почти всё время, он продолжает трудиться над своими личными проектами и всего через полгода после выхода Haloid, в октябре 2007, он выпускает свой новый короткометражный фильм, который возвысил его до немыслимых ранее высот…

Dead Fantasy. Второй короткометражный фильм Монти Оума. Более собранная, более продуманная и более цельная работа, в которой Монти собрал любимых персонажей из франшиз Final Fantasy и Dead or Alive, чтобы устроить зрелищную и стильную битву между их героями. В отличие от Haloid, вторая работа Оума стала меньше по масштабу, но благодаря этому сконцентрировалась на боевых приёмах и противостоянии героинь. В этот раз даже не использовались статисты для придания битве массовости, а весь бой происходил только между персонажами франшиз, позволяя создать для битв 1 на 1, а позднее 2 на 2 и 3 на 3, более сложные и зрелищные комбинации приёмов.

К выходу Dead Fantasy у работ Монти уже сформировалась активная фан-база, но такого не ожидали даже они. Подход к подаче визуальной истории, анимации и боевому искусству персонажей вырос настолько, что фильм ворвался в сеть с ноги и облетел на хайптрейне весь мир.

Я отчётливо помню один из дисков журнала «Игромания» за 2008 год, в котором был сборник из нескольких частей Dead Fantasy. Даже сейчас сложно представить, что в конце 00-ых какой то ролик из интернета смог наделать так много шуму.

Но – для Оума это было только началом пути. Он задумывал Dead Fantasy, как сериал из нескольких короткометров с постепенно развивающимся сюжетом. Поэтому, не отрываясь от работы в Midway Games, днями и ночами, засыпая над клавиатурой и просыпаясь через несколько часов, чтобы идти на работу, но он продолжал создавать свои фильмы. Тратил все силы, чтобы развивать своё личное творчество. Чтобы приблизиться к мечте.

Проходит ещё 5 месяцев, на дворе март 2008 и сначала на Anime Boston 2008, а потом и в сети выходит вторая часть Dead Fantasy. Публика была разогрета, поэтому новость о выходе быстро разлетелась в интернетах и ещё больше людей узнали об аниматоре самоучке, создающим сногсшибательные боевые ролики.

Dead Fantasy II

К этому моменту имя «Монти Оум» уже было на слуху в игровой индустрии и в июне 2009 он вновь собирает вещички и переезжает, на этот раз в солнечную и знойную Калифорнию. Монти продолжает работать над видеоиграми, но теперь его переманили Bandai Namco и поставили на должность главного дизайнера боевой анимации в игре Afro Samurai.

трейлер Afro Samurai

За время работы в Namco ему удаётся выпустить ещё 3 части Dead Fantasy (все есть на ютуб канале Монти), которые выходят в июле 2009-го. А после он ещё не раз говорил, что работает над их продолжением, и для поддержания интереса выкладывал пару танцевальных видео с героинями. Но в конце концов, 5 фильм был последней номерной частью, выпущенной в этой серии. Ибо скоро жизнь Монти изменится навсегда…

Работать в игровой индустрии было захватывающе и это был один из лучших опытов в моей жизни. Но характер, принципы работы оставили у меня во рту кислый привкус. В индустрии недостаточно быть просто отличным сотрудником, чтобы выдавать качественный продукт. Различные коммерческие и производственные обстоятельства не позволяли делать ту потрясающую работу, на которую была способна моя команда, это не развивало их творческий потенциал.

Монти Оум о работе в геймдеве

В октябре 2009 он прекращает сотрудничество с Namco Bandai, переезжает в Техас и почти год после этого о Монти почти не слышно.

А мы с вами уже знаем, что это говорит только об одном – если Монти Оум молчит, он сутками напролёт, почти без сна и с пожизненным запасом кофе, вновь работает над чем то грандиозным. Над чем то, что вновь круто перевернёт его жизнь и случится этого совсем скоро.

Помните тех ребят из Rooster Teeth, которые пытались связаться с ним ещё в 2007? Так вот, они таки дозвонились.

Жизнь и творческий путь Монти Оума, создателя RWBY

Немного контекста про этих петушиных ребят. Компания основа в 2003 году несколькими чувакам, которых смело можно назвать пионерами в области развлекательного интернет контента. Первая популярность пришла к ним после выпуска веб-сериала Red vs. Blue – это комедийная машинима, созданная на движке видеоигры Halo, которая рассказывает о противостоянии, внезапно, команды красных и синих в мнимой гражданской войне. С первых эпизодов её формат жутко зашёл на западе и каким то образом сериал выпускается и популярен до сих пор.

Так вот, весь контент, который выпускают Rooster Teeth – это анимация и сериалы для интернета. И основной принцип компании строится на том, что они создают контент, который хотели бы видеть сами – чистое творчество, которое создаётся для людей и ценится людьми. Ровно то, что нужно одному амбициозному парню.

<i>Если ваши аниматоры не выглядят так, даже не звоните</i>
Если ваши аниматоры не выглядят так, даже не звоните

В июле 2009 Монти встречается с этими ребятами на Comic-Con, где они наконец смогли договориться, чтобы поработать вместе. А с 2010 года он стал работать у Петухов над новыми сезонами вышеупомянутого Red vs. Blue и получил для этого полную творческую свободу, что подняло уровень качества и постановки сериала о парнях из Halo и привлекло большое количество свежей аудитории.

Превью 9 сезона Red vs. Blue

Но мы помним, что цель Монти была в другом. Все его действия, весь накопленный опыт и связи он хотел применить только для одного – создавать свои собственные фильмы. И теперь он находился в идеальном для этого месте, вокруг людей, которые, как и он, горели собственным творчеством и создавали то, что они любят. Мечта ещё никогда не бы ла так близко.

До 2012 он продолжал работать над Red vs Blue, но между делом постепенно проталкивал идею собственного шоу. Как главный аниматор, он уже имел вес в компании и активно пользовался своим положением.

Эй, у меня есть идея для шоу: девочка, похожая на Красную Шапочку, сражается с гигантской косой, которая к тому же снайперская винтовка. И когда она вытаскивает косу из монстра, она стреляет из этой гигантской винтовки пятидесятого калибра, которая убивает его.

Один из питчингов Оума по поводу нового сериала

И после нескольких таких заходов Монти наконец получает то, что ему нужно. Ему ставят условие – закончи 10 сезон Red vs Blue в срок и можешь делать, что хочешь. И когда ноябре 2012 года сезон кончается, одновременно с этим на официальном ютуб канале Rooster Teeth выходит он…

RWBY «Red» trailer

Со времён выхода последней части Dead Fantasy в 2009 фанаты Монти Оума успели подзабыть о его творчестве. Да, многие знали, что он работает на Петухов и занимается их продуктами, но уже не ждали чего-то другого из под его пера. Поэтому внезапное появление новой, да ещё и полностью оригинальной работы Оума, мягко говоря, всколыхнуло сообщество.

В Rooster Teeth и сами удивились, какая реакция последовала после трейлеров, поэтому первоначальная идея о мини-сериале из 4 серий была расширена до почти полноценного сезона.

<i>Рабочая комната Монти Оума</i>
Рабочая комната Монти Оума

Уже в феврале 2013 года выходит Белый трейлер (как раз на нём я впервые узнал о RWBY и присоединился к ожидающим сериал). Далее выходят Чёрный и Жёлтый трейлеры, в марте и июне соответственно. Они углубляли сеттинг сериала, знакомя зрителей с новыми героинями, географией и конфликтами, которые существуют в мире. Причём трейлеры не были сценами из сериала, это были полностью самостоятельные короткометражные фильмы, которые представляли зрителям новое творение Монти Оума.

И вот, в конце июля начинается показ первого сезона (или тома, как принято обозначать их в фандоме), выходят первые серии и они… возможно оказались не совсем тем, чего могли ожидать зрители. Очень бюджетная графика и длительность эпизодов от 6 до 11 минут могла разочаровать зрителей после таких впечатляющих трейлеров.

Первый эпизод RWBY. Зрелище для очень своеобразных эстетов

Но даже так с выходом первого сезона сериал сразу же заимел активную фан-базу, которая обожала Монти Оума и его творение. Огромная активность поклонников в сети, фан-арты, косплей, куча статей и видосов, даже грёбаная-фан анимация. То, с чего когда начал Оум на пути аниматора и художника, теперь стало следствием его собственной работы.

Благодаря RWBY известность всей Rooster Teeth увеличилась в разы. Чтоб вы понимали, вот для примера количество посетителей их собственного фестиваля: в 2012 году его посетили 5000 тысяч человек, в 2013 году, когда был первый показ Рвбей, было 10000. А уже в 2014 их число переваливает за 30000. В 3 раза(!) больше человек ждёт, когда ты покажешь результат своей работы и осчастливишь их. Это был успех, которого не ожидал никто.

<i>Панель RWBY на RTX 2014. В косплее актрисы озвучки главных героинь</i>
Панель RWBY на RTX 2014. В косплее актрисы озвучки главных героинь

Тогда же, в 2014 году Warner Bros Japan получила права на показ RWBY в Японии. А на следующий год их уже крутили в японских кинотеатрах. О таком авторы сериала не могли и мечтать. По словам генерального директора Rooster Teeth, Бёрни Бёрнса это был первый случай, когда сериал, вдохновлённый аниме стилистикой, продаётся в Японии.

В июле 14 года наконец стартует второй сезон, который поднял планку качества для сериала, выровняв длину каждого эпизода до примерно 15 минут и обогатив его внешний вид. А в октябре 2015 начинается 3 сезон… Ну, он был клёвым, по мнению многих до сих пор является лучшим из 8 сезонов сериала.

Далее франшиза растёт как дрожжах. Новый сезон выходил каждой год, а вместе с ними успели выпустить 3 сезона комедийного спин-оффа RWBY Chibi. Вся франшиза стала для Rooster Teeth локомотивом, который двигает компанию и позволяет создавать ещё больше разнообразного контента на платформе. А ещё комиксы, книги, тематический мерч, собственная видеоигра и всякие совместные проекты вплоть до кроссовера со вселенной DC.

Всё это – один человек. Один человек, который только своим упорством и постоянный трудом доказал, что он способен на великие вещи. Один человек, который взорвал интернет и показал, каким может быть творчество. Один человек, который большую часть жизни следовал за мечтой и смог воплотить её, не смотря на все преграды. Один человек, добившийся мирового успеха… которого он… не увидел.

Часть Чёрная. Как непроглядный тоннель.

Жизнь и творческий путь Монти Оума, создателя RWBY

22 января 2015 года.

Буквально пару месяцев назад закончился второй сезон RWBY и вся команда активно занимается производством новых серий. Между делом Монти Оум посещает больницу, чтобы пройти стандартное медицинское обследование. Это не должно занять много времени и скоро он вернется в свой офис, чтобы продолжить работу над третьим сезоном RWBY. Но в ходе процедур что то идёт не так. В результате тяжёлой аллергической реакции он теряет сознание и попадает кому.

Новости мгновенно разлетаются в инфополе. Неравнодушные люди сразу же открывают сбор пожертвований на лечение Монти и уже за первые дни им удаётся собраться свыше 200.000 долларов. Но… всё тщетно.

1 февраля 2015 года.

Монти Оум официально признан умершим.

Человек, всю жизнь шедший к своей мечте, проходя сквозь огромное количество сложностей и преград на пути. Ни смотря ни на что продолжавший упорно работать. И вот, когда все его труды наконец окупились и полюбились широкой публике, когда он наконец приблизился к тому счастью, к которому стремился всю жизнь… Именно в этот момент судьба поставила точку в его жизни.

Совсем недавно его главное творческое дитя впервые вздохнуло полной грудью, а впереди его ждали ещё больший успех. Успех, которые вскоре охватит весь мир, влюбив в себя невероятное количество людей и сформировав огромное сообщество фанатов. Успех, который покажет, что авторская анимация, созданная с полной самоотдачей и с вложением каждой частички своей души, может достучаться до сердец миллионов людей. Успех… который не увидел один человек, который был достоин этого больше всего.

Это была огромная потеря для близких Монти и всего сообщества фанатов, которое любило его творчество… Но даже в такое тяжёлое время всегда найдётся зёрнышко надежды, которое позволит жить дальше.

Часть Жёлтая. Огонёк надежды в конце тоннеля.

Жизнь и творческий путь Монти Оума, создателя RWBY

И вот мы с вами снова в 2022 году. Идёт показ аниме по RWBY, а к следующему году готовится уже девятый сезон оригинального сериала. По франшизе выходит куча продукции и есть огромное количество фанатов по всему миру, которые любят и почитают её.

И всё же в этом мире нам очень не хватает ещё одного человека, что мог вместе с нами радоваться происходящему и пританцовывать с довольной улыбкой на лице. Но пока мы помним его, пока в каждом из нас, в его близких, фанатах или обычных людях, хотя бы отдалённо знакомых с Монти Оумом, хранится частичка его безудержного и яркого духа, его наследие будет и дальше жить с нами, словно небольшой огонёк в сердце.

Жизнь и творческий путь Монти Оума, создателя RWBY

Этот огонёк будет гореть, пока живы наши воспоминания о тех людях, которые повлияли на нас, и об их творениях, которые остаются с нами долгие годы спустя. Пусть эта память, чувства и эмоции будут с нами, пока мы продолжаем двигаться вперёд.

Жизнь и творческий путь Монти Оума, создателя RWBY
22 показа
4.3K4.3K открытий
16 комментариев

Если бы ты копнул глубже, то смог бы столько грязи нарыть на Монти, его подругу и его коллег из Rooster Teeth. Вместо этого ты тут мыслёй растекаешься по древу "Ах, какого мы замечательного человека потеряли". Не очень-то он был и замечательный, да и умным его назвать нельзя.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну я в курсе про часть тёмной стороны их дел и согласен, что там всякое происходило. Но всё ж текст больше про творческую часть и его влияние в этом плане, а говно на любого можно найти)

Ответить

Помню в той же игромании смотрел Haloid. Тогда это было что то с чем то).
RWBY конечно уже тогда смотрелся довольно так себе. Хотя можно многое и простить, все таки веб-сериал. Наверное и бюджет был полтора дошика.

Ответить

На моем диске была одна из серий Dead Fantasy, я не понимал кто все эти люди, почему они сражаются, но я понимал то что персонажи из консольных игр. Тогда во времена PS2, PS3 и Иксбокса 360, ПК считалась пиратской платформой, что из за "халявщиков" издатели не получат доход из за спираченой копии игр, поэтому большинство хитов выходило суто на приставках.

Ответить

хз какая там надежда, RWBY скатился в лютый кал, а студия зубастого петуха- в сжв клоаку.
Но спасибо за материал, интересно было почитать про когда-то прикольный сериал и его создателя.

Ответить

Дэээ, на сериал сейчас без слёз не взглянешь.
Верил, что хоть онимэ привнесёт свежести во франшизу, но походу оно тоже в производственный ад попало. Только и остаётся прикольные мелочи в сценарии там подмечать.

Ответить