Чем первая серия «Дома дракона» отличается от книги, и как это повлияет на дальнейший сюжет

Рассуждаем о перестановке событий, подругах-соперницах и темнокожем Веларионе в приквеле «Игры престолов».

Чем первая серия «Дома дракона» отличается от книги, и как это повлияет на дальнейший сюжет

21 августа на канале HBO вышел премьерный эпизод «Дом дракона» — первого спин-оффа «Игры престолов».

Шоураннер сериала Райан Кондал обещал, что сериал будет придерживаться первоисточника. И в целом не обманул — некоторые сцены перенесены на экран практически дословно. Вместе с тем кое-какие отличия сериала от книги Джорджа Мартина есть.

Мы собрали основные в этой статье.

Разумеется, текст полон спойлеров к первой серии «Дома дракона».

Книга против сериала

Литературная основа телесериала «Дом дракона»
Литературная основа телесериала «Дом дракона»

«Дом дракона» основан на книге «Пламя и кровь» — псевдоисторической хронике, стилизованной Мартином под средневековые трактаты. Джордж называет себя лишь переводчиком с вестеросского языка, а настоящим автором якобы значится мейстер Гильдейн — почтенный старец, живший на самой заре правления короля Роберта Баратеона.

Поскольку Танец драконов и предшествовавшие ему события случились за полтора века до Гильдейна, мейстер мог опираться исключительно на своих предшественников: исторические хроники, придворные записи, королевские указы, рассказы внуков и правнуков непосредственных участников событий. Есть и два крайне скандальных источника — труд септона Евстахия, исповедника Визериса и его королев, и «Грибные заметки» — состоящие из сальных и скабрезных баек воспоминания королевского шута — карлика по кличке Гриб. Все эти источники изобиловали неточностями, погрешностями и домыслами и частенько противоречили друг другу.

Шоураннер «Дома дракона» Райан Кондал в интервью и подкастах обещал, что сериал будет максимально придерживаться первоисточника там, где это возможно. Однако и Кондал, и сам Мартин понимали, что дословной экранизации не получится. «Пламя и кровь» — скупой и лаконичный исторический трактат, и некоторым важным в драматургическом плане событиям уделяется от силы пара строк. В книге почти нет диалогов, некоторые персонажи откровенно игнорируются, а если все важные действующие лица всё-таки собираются в одном месте, Гильдейн приводит три противоречащих друг другу версии того, чем они там занимались.

Старого мейстера и его предшественников, к примеру, не интересовали короткие встречи принцессы с родителями, придворные летописцы не присутствовали при личных разговорах Рейниры с матерью, и даже Гриб при всей своей вездесущности не мог наблюдать за постельными забавами Деймона с Мисарией.

А вот фраза «В Долине мужики трахаются с овцами, потому что овцы и то милее тамошних женщин» взята из первоисточника без изменений
А вот фраза «В Долине мужики трахаются с овцами, потому что овцы и то милее тамошних женщин» взята из первоисточника без изменений

Сценаристы «Дома дракона» старались добавить в сериал подробностей, не нарушая структуру повествования и последовательность событий: выбирали из разных точек зрения наиболее вероятную, прописывали диалоги, расширяли характеры персонажей и детали их взаимоотношений друг с другом, старались ответить на вопросы, оставленные без ответов Гильдейном.

«Некоторые вещи будут показаны как в книгах, другие — в совершенно ином ключе, — рассказывал Райан Кондал в интервью IGN, — но идея в том, что в самом конце все события будут точно такими же. Изменится лишь то, как и почему случились эти события».

«Книга оставляет множество возможностей для расширения, и мы неоднократно это увидим. Что Райану и его команде удалось отлично, так это расширить те элементы, что не противоречат книге.

Я хочу сказать, что добавить можно много чего. Ты можешь добавить сцены. Ты можешь ввести новых персонажей. Но ты не можешь добавить ничего, что влияло бы на структуру».

Джордж Мартин, не пишет «Ветра зимы»

Подруги детства

По книге Рейнира и Алисент не были настолько близки
По книге Рейнира и Алисент не были настолько близки

По книге, Алисент была старше Рейниры на 9 лет и прибыла ко двору ещё при старом короле Джейехерисе. Гриб ехидно упоминает, что Алисент уложила Визериса в постель ещё при жизни королевы Эйммы (и добавляет, что и Джейехерису девушка не только сказки на ночь читала), но никаких доказательств его утверждений Гильдейн не приводит.

Алисент и Рейнира первое время неплохо ладили друг с другом, но раскол в их отношениях произошёл уже с рождением первенца Алисент.

В данном случае изменение пошло повествованию на пользу. Сделав Алисент и Рейниру не только ровесницами, но и почти что сёстрами, которые повсюду ходили вдвоём, Кондал добавил повествованию отсутствовавшую в первоисточнике эмоциональную глубину — теперь будущий разрыв между неразлучными подругами будет восприниматься тяжелее.

Кристон кто?

Кристон Коль надрал Деймону зад и в книгах, и в сериале
Кристон Коль надрал Деймону зад и в книгах, и в сериале

По сериалу Визерис несколько преждевременно, как окажется, устраивает турнир в честь рождения наследника престола. Одним из главных претендентов на победу считается принц Деймон Таргариен, однако в финальном поединке его выбивает из седла некто сир Кристон Коль. Принц решает продолжить разборку в пешей схватке, однако Коль одерживает верх и здесь.

По книге Коль явился ко двору на несколько лет раньше — он одержал победу в общей схватке на турнире в Девичьем пруду, устроенном в честь коронации Визериса. И там он одолел Деймона и в общей схватке, и в конном бою, но это были два разных поединка, и в конном турнире победу праздновал кто-то ещё.

В сериале Алисент и Рейнира замечают в Коле дорнийские черты, а телохранитель принцессы, сир Гарольд Вестерлинг, отмечает, что Коль по слухам может быть незаконорожденным сыном одного из лордов. В книге в происхождении Коля никто не сомневался, не было у него и дорнийских черт, хотя владения Колей и располагаются на границе с Дорном.

Растафариан Таргариен

Корлис Веларион — величайший мореход в истории Вестероса
Корлис Веларион — величайший мореход в истории Вестероса

Когда канал HBO только анонсировал актёрский состав «Дома драконов», фанаты возмутились наличием в касте темнокожего актёра — роль Корлиса Велариона досталась актёру Стиву Туссэну. В книге цвет кожи Морского Змея нигде не описывается, но Веларионы, как и Таргариены и другие уроженцы Валирии в целом, отличались молочной кожей, серебристыми волосами и фиалковыми глазами.

Однако Веларионы были отменными мореходами — тот же Морской Змей первым из всех вестеросцев побывал в Йи Ти, Ленге, Асшае, первым посетил Тысячу Островов и ступил на холодные берега Моссови и Нгая. Кто сказал, что его предки не страдали таким же духом первооткрывательства и не повадились, скажем, регулярно посещать Летние острова?

Зима близко... Что?

В общем, доча, записывай: наша цель — объединить Семь Королевств и предотвратить вторжение Иных, поэтому начинаем выпиливаться со следующей серии...
В общем, доча, записывай: наша цель — объединить Семь Королевств и предотвратить вторжение Иных, поэтому начинаем выпиливаться со следующей серии...

Главное откровение первого эпизода «Дома драконов» поджидает зрителя в самом конце. Объявив Рейниру своей наследницей, Визерис раскрывает дочери истинную причину завоевания Таргариенами Вестероса. Оказывается, Эйгону Завоевателю, основателю династии, приснился сон, который он назовет Песнью Льда и Огня: Таргариены должны объединить Семь Королевств, иначе наступит Долгая ночь, явятся Иные и истребят весь мир людской.

Данное признание является отличным связующим звеном между «Домом дракона» и «Игрой престолов», однако едва ли Кондал придумал его самостоятельно: шоураннер не раз говорил, что все изменения сюжета согласовывает непосредственно с Мартином. И автором этой конкретной идеи был именно Джордж.

«Это упоминалось в книгах тут и там, например, в связи с братом Дейенерис, принцем Рэйгаром, это упоминалось в повестях о Дунке и Эгге, где говорилось, что одного из братьев Эгга преследуют пророческие сны. Это всё является частью одной картины, но поскольку я все ещё в двух книгах от финала, картина до конца не завершена», — заявил писатель в интервью Vanity Fair.

Другие отличия

Дом Таргариенов в последние годы правления короля Джейехериса
Дом Таргариенов в последние годы правления короля Джейехериса
  • Визерис не устраивал никакого турнира в честь предполагаемого рождения своего наследника — сценаристы просто хотели ещё раз наглядно показать, что в Вестеросе считалось мужским и женским полем боя.
  • «Пламя и кровь» не затрагивает обстоятельств смерти королевы Эйммы — Гильдейн вообще не замечает её существования: королева умерла при родах, сын пережил её на один день. Точка. Однако в «Пламени и крови» описывается аналогичный случай, только на кровавом ложе лежала Алисса Веларион, мать короля Джейехериса и королевы Алисанны, а тяжёлый выбор пришлось делать её второму мужу, лорду Робару Баратеону. Правда, Алисса дала согласие на проведение операции, а ребёнок (это была девочка) выжил. Показав, что королева Эймма умерла в схожих обстоятельствах, Кондал не только лишний раз доказал, что хорошо знаком с первоисточником, но и добавил драматизма происходящему, придал трагизма фигуре Визериса и лишний раз продемонстрировал, как относились к женщинам, даже королевских кровей, в Шести (Дорн ещё не был завоёван) королевствах.
  • Алисент никогда не читала книг Визерису — в романе она ухаживала за престарелым Джейехерисом. Собственно говоря, старый король отошёл в мир иной под звуки голоса Алисент — дочка королевской десницы как раз зачитывала ему отрывки из «Противоестественной истории драконов», написанной давним соратником Джейехериса — септоном Бартом.
  • В книге Джейехерис не присутствовал на Великом совете из-за преклонного возраста и слабого здоровья.
  • В начале сериала говорится, что Джейехерис пережил обоих своих сыновей. На самом деле, у Старого короля было три сына. Однако Вейегон принёс мейстерские обряды и не хотел претендовать на престол. Впрочем, судя по книге, о его существовании и половина королевства с удовольствием забыла.
  • По сериалу, двумя основными претендентами на престол во время Великого совета были Рейнис и Визерис. В книге же лорды Вестероса вычеркнули Рейнис из числа кандидатов по причине её пола — настоящий выбор шёл между Визерисом и сыном Рейнис Лейнором.
В книгах Визерис назвал Рейниру своей наследницей, когда дочке было 7 лет, а не 17, как в сериале
В книгах Визерис назвал Рейниру своей наследницей, когда дочке было 7 лет, а не 17, как в сериале

Райан Кондал не обманул — он действительно постарался адаптировать "Пламя и кровь" близко к тексту. Сделанные им изменения в основном работают на развитие характеров персонажей и нагнетание драмы — так в следующих эпизодах мы увидим, как Рейнира и Алисент из лучших подруг превратятся в злейших врагов.

Пожалуй, интереснее всего будет посмотреть за тем, как сюжет дальше обыграет то самое пророчество, которым в финале «Наследников дракона» Визерис поделился с Рейнирой.

Неужели все дальнейшие короли династии знали о нём вплоть до тех самых пор, пока Джейме Ланнистер не прирезал Безумного короля на ступеньках Железного трона? Или же знание это умрёт во время гражданской войны вместе с большинством драконов — учитывая, сколько раз корона переходила из рук в руки и кто в итоге окажется на престоле, велика вероятность, что Рейнира просто не успеет поделиться этим откровением с потомками.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

164164 показа
23K23K открытий
110 комментариев

Кто сказал, что его предки не страдали таким же духом первооткрывательства и не повадились, скажем, регулярно посещать Летние острова?

Через несколько поколений браков с другими представителями знати его бы все равно обелило до легкой смуглости.

В этом парике он выглядит откровенно анекдотично.

Ответить

Скажем так, его парик выглядит шваброй, упавшей на голову.

Ответить

Пушкин как раз такой пример обеления. Кроме пышных бакенбард и лёгкой смуглости негром его уж точно никто не считал, скорее просто интересная деталь из родословной.

Ответить

Да и если бы кто-то из королевской семьи "регулярно посещал" эти Летние острова, то ни дети, ни их матери не становились бы представителями королевской семьи. Дети в лучшем случае считались бы бастардами и то при условии, что кто-то знал, что где-то там на далеких островах живут эти отпрыски Веларионов.

Никто б их не тащил с островов ко двору.

Ответить

Я бы сказал пародийно (такое чуство что пародию по типу знакомства со спартанцами посмотрел особенно когда во второй серии инклюзивный корлис сказал что его род чистокровно валирийский)

Ответить

Деймон получился охренненым в сериале

Ответить

Мэтт Смит просто король

Ответить